Знать ноты - раньше, чем ходить

Павел Тюленев
Проза Книга Знать ноты раньше чем ходить редакция 2019 03 29

Знать ноты - раньше, чем ходить.
Как развивать музыкального гения?
Руководство для родителей, воспитателей и педагогов
1998, 2011. -166 с.

В книге рассказывается об открытии того факта, что традиционное музыкальное образование на сотни лет отстаёт не только от прогрессивных методик обучения, но и от здравого смысла.

Начало новаторским технологиям было положено ещё отцом Моцарта, написавшим книгу о том, как нужно развивать музыкального гения. Однако эта книга была надежно скрыта педагогами, так, что до сих пор её не могут найти даже специалисты. Так что воспроизводить показатели Моцарта пришлось заново: теперь родители могут сохранить бесценный музыкальный дар, который имеется у каждого ребенка.

Еще в 1970 году прогрессивными педагогами СССР Б.П.Никитиным, В.Ф.Шаталовым и другими было установлено, что сдерживание развития детей в России почти всегда было ядром образовательной политики АПН (Академии педагогических наук, ныне: РАО) и  Министерства просвещения. Поэтому музыкальная одаренность всегда оставалась для большинства родителей «терра инкогнита» - неизведанной областью, доступной лишь избранным.

Цель автора – дать всем родителям не только возможность сделать своего ребёнка одаренным, впоследствии талантливым и даже музыкальным гением, но и сделать это так, чтобы семье никто не помешал. Почти всегда главными помехами являются традиционные методики обучения музыке, которые часто навсегда отвращают детей от музыки. 

Наилучшее для родителей решение проблемы найдено в результате ряда открытий и изобретения автором специальных методик, благодаря которым ребенок может научиться распознавать и «знать ноты – раньше, чем ходить».
Таким образом, начальный возраст музыкальной грамотности снижается на несколько лет, и всеобщая музыкальная грамотность становится таким же обычным навыком человека, как и прямохождение.
Выявлены свойства игрушек и вещей, развивающих способности и таланты детей. Собраны воедино методы развития родителями Моцарта, Авиценны, Эйнштейна, Н.Винера, нобелевских лауреатов и многих других.


Это открывает стране такие возможности экспорта музыкальной продукции, которые будут сравнимы с экспортом нефти.

В книге показывается, что возможности музыкального развития обычного ребенка в каждой семье огромны, а при наличии современных средств (компьютеров и синтезаторов) практически безграничны.
Теперь это возможно по желанию родителей, так как изобретены и проверены на практике “игры для гениев”.
Рассматриваются причины, которые ведут к утрате детьми в раннем возрасте и в последующие годы  музыкальных талантов.


Книга публикуется с сокращениями в форме ознакомительного варианта.
 
Полная версия книги дополняется вебинарами и консультациями, в том числе- в онлайне режиме в Интернете по ссылкам, указанным в полной версии книги. 

Опыт с 1992 г. показал, что для тех родителей, кто получил необходимые материалы и начал заниматься, очень важна поддержка единомышленников. Поэтому организованы чаты в Скайпе и форум. 

Приобрести и скачать книгу, записаться на вебинары и консультации можно по следующим телефонам и ссылкам:
+7(916)5587596
+7(965)3679619
+7(926)7998522

Скайп:
Angel.Voronova, mirivmax

На сайте:
http://tyulenev.ru

В развивающем комплекте РК МИР "Элитный":
 http://rebenokh1.narod.ru/mir0200.htm
 
Зарегистрированная версия книги поддерживается информационно и методически от рождения до достижения 18-ти лет ребенка родительской Ассоциацией одаренных и талантливых детей в Интернете.

Книга являются частью комплекта, предоставляемого участникам программы «Каждой семье – одаренных и талантливых детей» и других программ эры Человека Развитого.
 
Полную версию можно приобрести: http://mirrebenka.storeland.ru 

C,TM П.В.Тюленев, 1998, 2011.

C,TM



Cодержаyиt

Введение: родителям о законах оптимального музыкального развития
«Нулевой закон» развития музыкальных способностей
Что происходит с музыкальными талантами
Кто виноват в проблемах родителей и детей
Что делать и возникновение программы
«Каждой семье – одаренных детей».
К чему можно стремиться: программа минимума и
максимума музыкального развития и образования
Что нужно использовать: о других законах оптимального
музыкального развития

1. Музыкальный талант – каждому ребенку

1.1. Где таятся опасности для музыкальных талантов
Опасности в методике. Киевский вальс.
Опасности в семье, в домашних условиях
Детские сады и общеобразовательные школы
Музыкальные школы
1.2. Почему, все-таки, несмотря ни на что,  дети вырастают талантливыми.
Почему гаснут вундеркинды: как можно потерять музыкальный талант
1.3. Какие музыкальные способности нужны ребенку и родителям?
Исполнитель: «Я всегда умел играть музыку!» - говорит ребенок
в возрасте 2 - 3 лет.
Сочинитель и исполнитель: «Я всегда умел сочинять,
придумывать и исполнять музыку
Воспроизведение мелодий без знания нот
Свободное исполнение и импровизация без знания нот
Знание нот, законов гармонии и композиции.
Исполнительский талант. Композиторский талант
«Музыкальные истории»
Скрипка, Средний Васюган, «сибирская рулетка». Оводы, фортепиано и пионерский галстук. Сибирская рулетка. Хоровая капелла. «Концерт обреченного». Гитара, Тянь – Шань, Алтай. Физики, лирики и свадьбы. Музыка и наркотики; современное рабство.
Музыкальная зачистка коры мозга.

2. Когда надо начинать развивать музыкальный слух
и осваивать ноты?
Воспитание музыкальных гениев
О методе Моцарта. О методе Паганини.
Массовое появление трехлетних скрипачей в Японии.
О методике Шиничи Судзуки
О методах «традиционного» музыкального образования

3. С чего может начать каждый родитель? Методика создания развивающей музыкальной среды.
Программа “Играем в мир - концерт”
1. Концерт МИР N 1, из двух нот, один интервал, с ребенком и синтезатором. “Играем приму”.
2. Концерт МИР N 2, из двух нот, в два интервала, с ребенком и синтезатором. “Играем секунду”.
3. Концерт МИР N 3, из двух нот, в три интервала, с ребенком и синтезатором. “Играем терцию”.
4. Концерт МИР N 4, из двух нот, в четыре интервала, с ребенком и синтезатором. “Играем кварту”.
5. Концерт МИР N 5, из двух нот, в пять интервалов, с ребенком и синтезатором. “Играем квинту”.
6. Концерт МИР N 6, из двух нот, в шесть интервалов, с ребенком и синтезатором. “Играем сексту”.
7. Концерт МИР N 7, из двух нот, в семь интервалов, с ребенком и синтезатором. “Играем септиму”.
8. Концерт МИР N 8, из двух нот, в восемь интервалов, с ребенком и синтезатором. “Играем октаву”.
Какие преимущества имеет эта методика “мир - концертов”?

4. Система методик “Знать ноты - раньше, чем ходить”: Как воспитать музыкального гения? 

      Появление методики “Знать ноты - раньше, чем ходить”
      Как развивать музыкального гения до рождения и после?
4.1. Методика использования голоса.
Используйте свой голос - лучший музыкальный инструмент 
Методика использования своего голоса.
Методика использования чужого голоса, если нет своего.
4.2. Методика создания домашнего языка музыкальных образов
Начинайте формировать "опорные музыкальные образы"
Опорные образы звуков. Звуки природы. Звуки животных.
Высота звука. Окраска звука. Тембры. Тембры звуков одной высоты.
Опорные образы музыки.
Опорные образы темпов.
Музыкальные образы действий.
Клавиатура, как место обитания некоторых животных.
Музыкальные образы.
Образы животных. Образы людей. Образы света. Образы дождя, снега. Образы ветра.
Общая методика конструирования образов предметов
Лирические образы. Философские образы
4.3. Методика формирования музыкального слуха.
Наиболее эффективный способ музыкального саморазвития.
Звукобол. Фоноцессы. Нотокарты
4.4. Методика для родителей, знающих основы музыкальной грамоты.
Рисование нот.
Набор основных музыкальных инструментов. 
Использование музыкальных синтезаторов.
4.5. Методика формирования музыкальных образов животных.
4.6. Методика: рекомендации для родителей, незнакомых с нотной грамотой
4.7. Методика занятий с ребенком в возрасте полугода.

5. Можно ли ставить цель воспитать гения?

6. Как развивать ребенка музыкальным гением?
Вопросы и ответы
1. Зачем и как заниматься музыкой во время беременности?
2. Как-то в печати промелькнуло сообщение о занятиях музыкой ... во время родов! Что это - шутка или в этом есть рациональное зерно?
3. Какие цели ставит система МИР в области музыкального развития?
4. Существуют ли какие - либо безусловные рефлексы, которые могут помочь развить музыкальный талант?
5. Как вы относитесь к традиционному музыкальному образованию?
6. Что такое музыкальные синтезаторы и когда можно давать их детям?
7. Как обучать ребенка музыкальной грамоте с помощью синтезатора?
8. Ребенок от 0 до 3 месяцев: “Слышунок”. Как начинать с ним заниматься музыкой?
9. Ребенок  от 3 до 5 месяцев. “Трогунок”.
10. Ребенок от 4,5 до 6 месяцев: “Пластунок”.
11. Ребенок от 6 до 9 месяцев: “Ползунок”.
12. Почему не все музыкально развитые дети становятся музыкантами?
13. Кто занимается музыкальной терапией детей и взрослых?

7. Перечень игр, игрозанятий и описание их вариантов
Описание игрозанятий
О пособиях по системе «МИР музыкального гения»
Нотокарты и игрозанятия с ними
Звукокарты и некоторые игрозанятия с ними
Аккордокарты и занятия с ними
Мелодикарты и занятия с ними
Некоторые дополнительные вопросы, которые рассматриваются в системе “МИР музыкальных способностей
Музыкальные фанаты
8. Некоторые дополнительные вопросы
Теория «множественных интеллектов”
Музыкальная психолингвистика
Как превратить обучение музыке в игру?
Как развивать музыкального гения до рождения?
Что может сделать для развития музыкального гения немузыкальный родитель?
1. Имитировать голоса животных
2. Имитировать и называть другие звуки.
3. Знакомить как поют другие члены семьи.
4. Показывать и называть карточки с названиями нот.
5. Родитель показывает и называет ноты, изображенные на нотном стане.
6. Родитель показывает и называет ноты, изображенные на нотном стане и на клавиатуре одновременно.
7. Родитель показывает карточки с изображением музыкальных инструментов и с их названиями.
8. Родитель показывает карточки с названиями и обозначениями интенсивности звуков (громкости)
9. Родитель показывает карточки с названиями и обозначениями музыкальных стилей
10. Родитель показывает карточки с названиями и обозначениями музыкальных темпов
11. Родитель показывает приемы извлечения звуков. Игра гамм.
9. Информация для родителей
Приложение 1. Справочный раздел
Приложение 2. Что нужно для развития музыкальных талантов?
Приложение 3. Примеры пособий
Развивающий коврик «Нотоносец»
Приложение 4. Миркарточки «Специальные музыкальные знаки»
Скрипичный ключ. Басовый ключ. Реприза. Форте. Крещендо. Пиано. Пианиссимо.
Приложение 5. Миркарточки «Ноты»: До. Ре. Ми. Фа. Соль. Ля. Си. До.
До-диез. Ре-диез. Фа-диез. Соль-диез. Ля-диез. До-бемоль. Ре-бемоль. Ми-бемоль. Фа-бемоль. Соль-бемоль. Ля-бемоль. Си-бемоль.
Приложение 6. Миркарточки нот на нотоносце.
Приложение 7. Миркарточки «Примы». «А-Примы»
Миркарточки «Секунды». «А-Секунды»
Миркарточки «Терции». «А-Терции»
Миркарточки «Кварты». Миркарточки «Квинты». Миркарточки «Сексты».
Миркарточки «Септимы». Миркарточки «Октавы». Миркарточки трезвучий.
Миркарточки арпеджио.  Миркарточки аккордов. До-мажор.  До-минор. До-септаккорд.   Ля-минор.   Ре-минор. Миркарточки фрагментов мелодий
Прима – мелодии.  Секунда – мелодии.  Терция – мелодии
Кварта – мелодии.  Квинта – мелодии.  Секста – мелодии.
Септима – мелодии.  Октава – мелодии.
Карта обратной связи.
Кроссворд




Введение: о законах оптимального
музыкального развития ребенка



«В Кострено, в Кострено поедем с тобой,
Там песни слагает любой!
И если песня,  песня  получается,
То море, море,  море улыбается …»

Хотелось бы, чтобы любой родитель, знал правду о том, что его ребенок рождается музыкальным гением и при правильном развитии и обучении, уже в три года малыш может, - играя в предложенные игры, - сочинять и записывать нотами простые музыкальные мелодии. Он будет радовать родителей, даря им на день рождения свои собственные песенки, пьесы и так далее!

Этим бесценным сокровищем обладает каждая семья, но даже не подозревает этого.
Появление музыкальных синтезаторов, так же, как и компьютеров, возможность использовать наушники – всё это невероятно расширило возможности музыкального творчества в домашних условиях.   Каждому ребенку доступны сотни программ, где создание новой музыки напоминает … увлекательную игру в конструктор!

«Что же дальше?» - спрашивают некоторые.

Ну, а дальше ребёнок пусть сам решает, быть или не быть профессионалом, звездой или использовать дар, который вы ему подарите, радуя своих родных и близких.

Книга отвечает на вопрос: как сделать так, чтобы родители, даже не знакомые с музыкальной грамотой, могли воспитать талантливых в музыкальном отношении детей без каких-то особых дополнительных затрат? В ней изложена методика, делающая музыкальную грамоту, композиторские и исполнительские навыки доступными каждому ребёнку.

На вопрос: «Возможно ли это?» - я твёрдо отвечаю: «Не только возможно, но и полезно и крайне необходимо!».

Причем, важно суметь воспитывать так, чтобы ребенок, в конце концов, смог свободно овладеть современной музыкальной культурой и умел: ЧИТАТЬ, ИСПОЛНЯТЬ и ПИСАТЬ музыку так же легко, как он умеет читать и писать обычные слова.  Это означает, что человек может не только читать и исполнять услышанные музыкальные произведения по нотам и воспроизводить их «на слух».

Факты. Анализируя биографии, я обнаружил, что практически все великие и не очень великие композиторы всегда начинали с того, что играли «на слух». Поэтому было странно то, что в моей музыкальной школе и в других заведениях учителя категорически запрещали играть «на слух». От этого, мол, страдает техника игры. Теперь мне стало ясно, почему это делалось: педагоги не хотели, чтобы учащиеся стали великими композиторами!

Кроме того, музыкальное развитие можно считать полным только тогда, когда ребенок испытывает потребность сочинять и записывать музыку, например, песни, чтобы наиболее полно выразить своё эмоциональное состояние.
Таковыми были мои выводы в 1989-1990 году, когда были впервые получены результаты по методике «Знать ноты – раньше, чем ходить».

С тех пор я познакомился со многими результатами в этом направлении, полученными как родителями, так и педагогами и только убедился, что все предложенные в методике «Знать ноты» - правильные. Анализ биографий Моцарта, позволил убедиться, что все подобные лучшие методики прошлого можно теперь считать частными случаями системы «Знать ноты – раньше, чем ходить».

Куда исчезли традиции русского дворянского воспитания?  Кто отнимает у населения России творческие музыкальные способности и таланты?
Так, известно, что в русском домашнем воспитании дворян свободное сочинение музыки и стихов, а также исполнение романсов в честь любимых дам было признаком нормального культурного уровня образованного человека. Все мы знаем, что семейное музицирование и исполнение домашних, то есть «камерных» концертов было обычным делом во многих образованных и воспитанных европейских семьях.

Примечание. Однако, как выяснилось, и музыкальное образование, и освоение многих языков,  и написание стихов было попросту похищено у российских детей после того, как повсюду было установлено нынешнее «традиционное образование». В какой-то момент, на каком-то междусобойчике, некая педагогическая элита возомнила себя господом богом и сама принялась за всех решать, что одним, -  единицам из миллионов - можно давать музыкальные способности и таланты, а другим – нельзя.
Но как это дифференцированное обучение, это творческое неравенство реализовать на практике?
На помощь пришли педагоги, назвавшие себя «традиционными». Как доказал ещё в 1971 году знаменитый педагог-новатор В.Ф. Шаталов, они в пять раз увеличили сроки обучения школьной математике! Кроме того, и в три раза были растянуты сроки обучения по другим предметам.  Так что на музыку и другие предметы времени не осталось.

Мои попытки усовестить педагогов, обсуждения в Российской академии образования (РАО) не привели ни к каким результатам. Напротив, это сообщество начало в срочном порядке делать всё для того, чтобы ещё более увеличить сроки обучения математике. Центр стратегических исследований (ЦСР) Г. Грефа, которому в 2000 году было поручено разработать план реформ, несмотря на представленную нами информацию о достижениях отечественной педагогики, предложил сократить физику, биологию вообще. Так начала сбываться мечта Адольфа Гитлера, который для реализации этих планов –  сократить объёмы образования и превратить россиян в людей «второго сорта» устроил в 1941 «блицкрииг». Кроме того, несмотря на мои беседы  с руководством РАО, это учреждение поддержало Г. Грефа.
У лидеров этой уникальной в своем роде организации, которая процветает на родительские деньги, имеется, как они считают, «железный аргумент»: «Если все дети станут Моцартами, то кто будет работать!?». Можно было бы подумать, что, по их мнению, все талантливые люди – бездельники.

Но оказалось, что причина гораздо серьезнее и глубже.

Рядовые же сотрудники академии, несмотря на внутреннее несогласие, вынуждены были исполнять приказ. Вот что я от них услышал: «Название «Стандарты второго поколения» надо переводить: стандарты для людей второго сорта для потребителей, а не для созидателей. Заказаны они свыше: и Никандров, и правительство, и администрация вынуждены подчиниться. Похоже, что реформы образования  диктуются какими-то новыми оккупантами» - жаловались они. Я был поражен следующим: например, из программ музыкального образования исключены малейшие элементы знаний и умений, которые бы позволили детям творить музыку. По замыслам оккупантов, российские дети, вырастая и становясь платежеспособными, теперь должны будут только потреблять ту музыку, которую им будут импортировать из-за океана…   

В.1. «Основной закон» развития музыкальных способностей

Поначалу меня, также как многих, интересовал вопрос: почему одни люди имеют музыкальный слух, другие – нет? Что-то подсказывало, что в природе не должно быть такого разделения людей: все люди должны иметь слух. 
Факты. Я был неравнодушен к этой проблеме, так как у моих братьев в 1 и 2 классе обнаружили феноменальный слух и приняли в музыкальную школу, мне же, как старшему было положено присматривать за братьями, домом и хозяйством. Поднял бунт и пошёл на тестирование. Моим аргументом было: «Я помню все песни, которые вы и родственники пели на праздниках – ничего сложного в этом нет!» К удивлению матери, все музыкальные способности у меня были на месте, кроме того, был обнаружен голос: меня взяли, что говорится, «с руками и ногами». Родителям же сказали, что нужно обязательно учиться. В класс скрипки поступать уже было поздно, пришлось родителям раскошелиться и купить баян «Тульский», который стоил тогда месячную зарплату: 76 рублей. Тогда, в 1962 году на эти деньги можно было слетать из города Фрунзе в Москву: туда и обратно, или 76 раз пообедать в лучшем кафе города.
Мои предположения подтвердились. Оказалось, что все люди могут быть «музыкальными«, так как вид Homo Sapiens  (Человек Разумный) обладают потенциальной, генетической способностью с рождения иметь музыкальный слух! Это можно назвать основным, точнее даже «нулевым» открытием, и было очень странно обнаружить, что многие об этом не знали, да  и не знают до сих пор.
В результате недостатка информации для родителей немало детей остаются без музыкального слуха. По признанию известного педагога-новатора, Бориса Никитина, до середины 60-х годов даже он и его жена, Лена Никитина – дипломированные специалисты, - не знали о том, что все дети рождаются с врожденными музыкальными способностями и не развивали их в своих детях, пока не прочитали об этом в иностранных публикациях!
Почему же, вольно или невольно, в нашей, «лучшей в мире системе образования» создается такая разница между людьми? Найти ответ на этот вопрос означало решить половину проблемы.
Вскоре стало понятно, что именно  традиционное, устаревшее воспитание и образование является причиной того, что у многих людей эта «всеобщая музыкальная способность» оказывается не востребованной. Взгляды, которыми руководствуются даже современные, но традиционные педагоги, устарели … на триста лет.
По сути, они велят ждать, когда эти музыкальные способности проявятся, в итоге – упускают время, которое необходимо на их формирование.
Даже такой педагог – новатор, как Мария Монтессори, в первой половине XX века считала, что развивать ребенка можно только … с трех лет. Словно отвечая ей, японец Масару Ибука написал книгу: «После трёх лет - уже поздно!».
Факты. Вместе с тем, я обнаружил, что еще в XVII веке просвещенные родители, в отличие от педагогов, знали, что способности сами по себе не приходят, их надо развивать. Так считал и действовал, например, отец Моцарта: сразу после рождения сына он заявил, что воспитает гениального музыканта, и стал с ним заниматься. Примерно так же действовали родители других великих музыкантов. То есть, казалось бы, что проблема воспитания талантов и гениев была давно решена родителями.
Музыкальные таланты не передаются по наследству!
Об этом писал ещё отец Моцарта и на деле доказал это. Но книги отца Моцарта скрываются от родителей. Педагоги и СМИ дружно молчат о том, что дедушки и прадедушки Моцарта были каменщиками, ремесленниками, переплётчиками и даже … шили шляпы, которые назывались картузами. Бабушки великого композитора тоже никакого отношения к музыке не имели. 

В.2. Что происходит с музыкальными талантами?

Исследуя музыкальное образование, программы и методы обучения, я сначала был поражен отсталостью «современной» педагогики: неужели нельзя было довести этот «основной» закон и методы Моцарта до каждого родителя и педагога, а не держать их в неведении? Оказалось, что нельзя потому, что этого не хотят … педагоги, вернее, их высшее руководство. Сами - то рядовые педагоги искренне хотят обучать, но тщетно: их вооружили такими знаниями и методиками, которые не позволяют сохранить таланты.
Факты. Я уже говорил, что убедился в этом окончательно только к 1999 году, пройдя все научные и административные инстанции, побеседовав с руководителями науки и образования. Обнаружилась «страшная тайна»: многие высшие руководители, «академики педагогики» и чиновники из министерства намекали, или сказали прямо, что знают правду о музыкальных способностях. Но при этом они были убеждены в том, что необходимо регулировать численность, «поголовье», так сказать, музыкально одаренных людей. Ну ладно – педагоги – люди подневольные. Но, оказалось, их поддерживают … СМИ! Так, оправдывая свою позицию, один редактор журнала «Семья и школа»(!) мне написал: «А может быть в том, что талантов мало – есть смысл?», и осторожно пытался переубедить меня. Но, на самом деле, словами дело не ограничивается. Я обнаружил, что те, кто видит смысл своей педагогической деятельности в ограничении числа талантов, готовы к любым активным действиям и делают это с каким то особым усердием. У меня был случай убедиться в этом на факультете психологии в МГУ, когда я стал свидетелем, как из книжного киоска для студентов изымались «вредные» книги по раннему развитию одаренности ребенка. Много лет мои статьи и книги на эту тему нигде не печатали.
Итак, можно считать твердо установленным, что объективных, природных препятствий к тому, чтобы дети выросли с музыкальным слухом, нет, есть только субъективные, зависящие от чьей – то воли. Я специально обращаю внимание родителей на то, что опасность искусственного сдерживания  как формирования способностей, так и развития талантов вашего ребёнка чрезвычайно велика. Причём, это может произойти на всех стадиях от рождения до исполнения 18-ти лет. Поэтому необходимо вступать в общества единомышленников, в Ассоциацию одаренных и талантливых детей, как это делают наши американские родители.
Уверен, что катастрофические революции, реформы и перестройки, кризисы и низкий уровень жизни – это свидетельство недостатка талантов в верхах: бездарность воспроизводит бездарность. Преодолеть эту опасность можно только совместными усилиями всех заинтересованных родителей - недаром устаревшие взгляды сохраняются, ни много, ни мало – более 300 лет – даже после появления  методики Моцарта, отец которого, говорят, даже написал книгу. Для освобождения способностей детей родителям, всего–навсего, необходимо узнать методы интеллектуального развития способностей: талантливые дети сумеют создать для себя счастливую страну.
Также как все родители, я убежден в бессмысленности ограничений на развитие способностей – это такой же «железный занавес», которым пытались отгородить страну от остального мира. Обнаружился явный конфликт интересов родителей, с одной стороны, и педагогов, с другой.

В.3. Кто виноват в проблемах родителей
и детей

Не ограничившись походами по этажам министерства образования, я беседовал с депутатами Государственной Думы, затем прошел правительственные коридоры Белого Дома. Оказалось, что проблема талантов  может быть решена только на уровне президента, и я прошел по кремлевским кабинетам. Именно здесь отклоняются девять из десяти обсужденных и принятых законов, не говоря уже о постановлениях правительства. Этот экскурс во власть выявил, что вся структура, которая должна была бы помогать родителям воспитывать, развивать и обучать детей, не занимается решением этих задач. Более того, действует с точностью … наоборот. Все подступы к высшим правительственным чиновникам заняли лоббисты от тех, кто убежден, что число талантов нужно ограничивать. Одни чиновники усердно создают нам, родителям, проблемы, по своей простоте и незнанию, другие – вследствие, мягко скажем, лукавства. Более всего меня встревожила и насторожила всеобщая некомпетентность «простых» руководителей, с одной стороны, и изрядная компетенция «лукавых» чиновников, с другой. Существующие программы «Одаренные дети» и другие, служат тем же целям: вряд ли к вам приходили представители этой программы и предлагали тестирование и помощь.
Комментарий социолога: Результатом этой некомпетентности руководителей явилось то, что, несмотря на созданную и самую дорогостоящую систему образования, в нашей стране менее всего нобелевских лауреатов. Затраты родителей ушли «в никуда». Убежденность нынешних высших руководителей педагогов в том, что «талантов должно быть мало», привела к тому, что страна оказалась на задворках мировой культуры и образования, несмотря на то, что родители стремились дать своим детям все, что могли.
В этих условиях понятно, почему реализовать «нулевой закон», а затем и воспитать музыкальный талант в отдельно взятой семье было не просто трудно, но не удавалось вовсе. Это доказывают миллионы случаев вокруг нас, когда родители прилагали неимоверные усилия, но у них так и ничего не получилось. Как же может быть иначе, когда во всех детских садах и школах ребенок сразу попадает к тем, кто действует по программе обучения, имеющей скрытой целью сократить число талантов? Что же в таком случае делать? Очевидно, что родителям необходимо объединяться, выбирать таких законодателей и президента, которые обеспечат максимальное раскрытие творческого потенциала детей. Программа такой реорганизации системы образования и культуры представлена на наших сайтах в Интернете (www.tyulenev.chat.ru/kongress.htm ).

Думаю, несложно ответить на этот вопрос, кто виноват. Вот механизм сдерживания развития талантов наших детей, функционирующий, увы, за счет средства самих родителей.

1. Так, в исполнительной власти, в органах образования и культуры, министры и большинство их «замов убеждены, что талантов … должно быть мало.
2. Соответственно, педагогическая Академия и все подведомственные институты разрабатывают такие школьные и вузовские программы, такие доктрины образования, программы модернизации образования и концепции вещания канала «Культура», чтобы талантов не было, или они не появлялись вообще. Цель просматривается простая: искусственно создать трудности, подогнать действительность под  нынешнюю концепцию одаренности «от бога», прописанную в псевдо научных диссертациях прошлого века, то есть сделать появление талантов редким и чисто случайным явлением, «даром божьим».

3. В этом их поддерживает такая же, коррумпированная с предыдущими, группка в правительстве, которая тоже считает, если все будут талантливыми, кто же будет работать на нефтяных вышках и на стройках перестройки? – и выделяет на эти анти-талантливые программы бюджетные деньги.
Стоп! – так ведь получается, они тратят наши, родительские деньги на то, чтобы у наших детей .. не было талантов. Приехали. Но у нас – президентская республика, а это означает, что девять из десяти законов и проектов постановлений отклоняются … безвестными чиновниками Администрации президента. Выходит, главный «отец нации», коим является президент, не знает о наших проблемах и путях решения. Вот только что мне позвонил родитель, отец многодетной семьи (пятеро детей), пожаловался, что у него … просто не приняли письма действующему президенту!
Получается, что теперь нам самим предстоит решить, что делать и реализовать программу освобождения талантов в стране. Очевидно, что для этого нужно существенно менять структуру власти, расставить такие кадры, которые будут свободны от бессмысленных и антиродительских убеждений – только тогда можно будет создать условия максимально возможного развития  способностей детей.

В.4. Что делать? Программа «Каждой семье – одаренных детей».

Пытаясь найти ответ на вопрос «что делать?», за несколько лет я пришел к выводу, что обращаться к педагогическим чиновникам внедрить новые эффективные методики  – это все равно, что требовать у акул осушить океан. Нужно было создавать новую, родительскую педагогику, направленную на решение проблем родителей и детей.
Надо значит надо. Поэтому, еще в 1991 году я организовал Центр «Содействие развитию и воспитанию детей», который в течение нескольких лет рассылал факсы и материалы, раскрывающие секреты раннего развития детей, формирования и развития талантов. По телевидению были показаны видеосюжеты по теме «Читать – раньше, чем ходить» и другие. Многие родители поддержали новые методы воспитания. Началась повсеместная реализация методов раннего развития. То, что раньше давали ребенку только в школе, теперь дают не только в детском саду, но даже в колыбели…
Сегодня по всей стране создаются родительские клубы, где обсуждаются, каким должно быть образование и инфраструктура поддержки семьи, создаются местные общества родителей и центры развития детей. Эти организации необходимо соединить в Конгресс родителей, который смог бы объединить наказы более 70 миллионов родителей. Естественно, эта новая, родительская партия выдвинет и поддержит только тех кандидатов на все выборные должности в стране, которые примут родительскую программу, устраняющую все механизмы сдерживания развития детей: время – не ждет.
Вместе с тем, анализ последних инициатив органов образования и культуры показывает, что ситуация ухудшается. Не будем здесь гадать, чем (или кем) некоторые нынешние чиновники при этом руководствуются – пусть это остается на их совести. Очевидно, что когда они хотят отпускать таланты, так сказать, дозировано и по своему усмотрению то при этом они явно нарушают права родителей иметь талантливых детей.

1. Поскольку удалось выяснить цель нынешней официальной педагогической науки: «Талантов не должно быть много!», то я убежден, что такую науку родители давно бы перестали финансировать.

2. Добавим, что внедрение «12-летки», начатое по инициативе нынешнего министра и той же педагогической академии означает, что к этой цели -  лозунгу добавился новый, еще более неприемлемый для родителей: «Умных и образованных людей не должно быть много!».

3. Если родители поддержат предлагаемые нами программы, то мы вместе изменим цели и структуру министерств, образования и культуры. Девизом этих министерств должен быть следующий: «Таланты и образование должны быть доступны каждому ребенку».

4. Необходимо сделать доступными новые, научно – обоснованные методы ухода за ребенком, а так же методы интеллектуального развития детей - систему МИР, частью которой является программа «Моцарт». 
Система МИР предназначена для того, чтобы родители смогли освободиться от навязывания ошибочных взглядов на природу талантов, на которых основана деятельность нынешнего образования. Я уверен, что именно поэтому родители, занявшие активную позицию в поддержке системы МИР, подарят таланты и высокий уровень жизни своим детям.

Комментарий социолога: Кстати, экспансия американской культуры в другие страны вызвана тем, что «министерства культуры» в США вообще нет. Иначе говоря, каждый талант - сам себе министр. На самом деле, такую роскошь может себе позволить только та страна, которая в избытке имеет приток творчески активных иммигрантов. Для этих, уже готовых, сформировавшихся талантов и гениев, которые США собирают по всему миру, существование «Министерства культуры», по-видимому, было бы только помехой.

В.5. К чему можно стремиться: программа минимума и максимума музыкального развития и образования

Признание «нулевого закона» приведет к тому, что музыкальное образование должно стать всеобщим, то есть повлечет за собой перестройку всех частей системы образования, от дошкольного до вузовского. Наверное, именно из-за этих, экономических соображений педагоги не хотят ничего предпринимать. Что же касается населения, самих родителей, то теперь только в самых отсталых странах и в наиболее невежественных слоях населения не знают, что каждый ребенок обладает музыкальным талантом.
Этот факт достоверно и научно, и даже социально установлен: в странах, где пользуются так называемыми «музыкальными языками» все граждане имеют музыкальный слух.
Но если это так, то какими должны быть перспективы, максимальные возможности музыкального развития? На что может рассчитывать родитель, и что обязан знать педагог?
Над этим вопросом мне пришлось работать по меньшей мере двадцать лет. Я учился в музыкальной школе, занимался со своими братьями по классу скрипки, играл в ансамблях, пел на эстраде и в академической хоровой капелле, сочинял песни и, поразмышляв, почти силой заставил себя не стать профессиональным композитором, выбрав иной путь…

Тем временем в традиционной школе все оставалось по старому. Я убедился, что «традиционное образование» не признает «нулевого» открытия века 20-го: «И все таки Земля вертится!» - сказал Галилей, как бы не пытались убедить родителей в обратном традиционные педагоги. Тем не менее, никто из высших педагогических чинов не пытался менять представления о музыкальном образовании, существовавшие до 17-го века. Это было просто удивительно наблюдать – все эти десятилетия армия музыкальных педагогов занималась тем, что тщательно продолжала держать родителей в заблуждении. То есть, никто не собирался реализовать научные открытия в педагогику, закрывая миллионам детей реализовать свой талант.

Известно, что без систематического обучения, а именно, без образования любое развитие рано или поздно останавливается. Естественно, возникает вопрос: как должно измениться музыкальное образование в связи с этим открытием? Когда оно должно начинаться и чем оканчиваться?

Но родителям некогда ждать, пока распустят не признающее научные факты министерство образования, когда реорганизуют органы управления культурой и начнут, наконец, правильно учить в детских садах и в музыкальных школах. Родителям нужно и можно действовать, потому что дети растут, и упущенного времени не воротишь. Поэтому я попытаюсь представить все материалы, результаты и наиболее эффективные методы, которые любому желающему  внимательному родителю позволят в максимальной степени реализовать потенциал своего ребенка. За прошедшие десятилетия удалось многое проверить на практике – поэтому неподтвержденные на практике рекомендации или теории здесь отсутствуют. 
Примечание. Сегодня новые области теоретических исследований лежат в сферах обучения в период беременности, а также в областях экстрасенсорного или гипнотического обучения или кодирования – они не являются предметом книги. Цель очевидна: свести к минимуму все издержки, связанные с обучением. Например, научиться вводить обучающую информацию вводить с компьютера непосредственно в мозг. Другое направление: генетическое изменение интеллектуального потенциала. Третье направление – ускоренное обучение клонированных людей, поскольку, пока проблема генетического прекращения  старения не будет решена, клонированные люди, по всей видимости, будут иметь проблемы с их весьма ограниченным сроком жизни. Так что если эти теории будут проверены и подтверждены практикой, то, можно себе представить, что произойдет: возможно, родители будут получать из роддома младенца, обученного или, - «закодированного», -  всеми премудростям современного образования!
Что такое максимум музыкального развития? Программу максимум можно сформулировать следующим образом: каждый родитель может развить и воспитать детей, способных стать не только музыкантами, например, исполняющими известные произведения, но и композиторами, сочиняющими музыкальными произведения.
Именно этой цели – достижению программы максимума музыкального развития и образования - посвящена эта книга.

Однако сначала родителям необходимо быть твердо уверенными, что это, возможно, является обычным делом, таким же, как научить ребенка читать и писать.
Когда-то в 60-е годы часто звучала популярная песенка, слова из которой приведены в эпиграфе. Меня в детстве эти слова поразили, но никто из взрослых не мог мне ответить, почему в каком – то Кострено «песни слагает любой», а в нашей столице, в городе Фрунзе никто из знакомых этим не занимался?
 
Столетиями традиционные педагоги внушали, что обучить ребенка чтению можно только в 7 лет, но к 1990 году мне удалось разрушить этот миф и доказать, что ребенок может научиться читать – раньше, чем ходить. Теперь каждый родитель может покончить с таким же мифом в отношении музыкальной грамоты. Несмотря на то, что этот миф охраняется столь же упорно и тщательно, вы сможете научить ребенка нотной грамоте – раньше, чем ходить. Разумеется, это можно сделать и позже.
Здесь приводятся материалы, необходимые  для общего знакомства с методикой “Знать ноты - раньше, чем ходить”  и программой, условно называемой  “Моцарт”. Как вы убедитесь, путей к знанию нот в младенческом и дошкольном возрасте много – столько же, как и к обычной грамоте в методике «Читать – раньше, чем ходить», или в «Универсальной развивающей азбуке». Я убежден, что родители имеют право мечтать, чтобы их ребенок мог добиться таких успехов в музыкальном творчестве, каких пожелает.


В.6. О других законах оптимального музыкального развития и образования
Как сделать так, чтобы любой родитель, которому традиционное общее образование в школе не дало музыкальной грамоты, все таки, мог сделать своего ребенка музыкально образованным? Прежде всего, нужно твердо уяснить, усвоить некоторые основополагающие законы и принципы системы МИР.
Если идти традиционным путем, через музыкальные школы – ничего не выйдет, кроме огромных затрат времени и средств, с одной стороны, и потери у ребенка желания заниматься музыкой, с другой.  Мой опыт показал, что лучше всего обучить этому, знать ноты легче, раньше, чем ходить, а не в более старшем возрасте.
К 1990 году мне удалось проверить на практике основные элементы методики «Знать ноты – раньше, чем ходить», и я думаю, что со временем все осознают важность сделанного этой методикой открытия.
Таким образом, первый закон оптимального музыкального образования гласит: «Любого обычного ребенка можно научить знать ноты, раньше, чем ходить».
Разумеется, это не будут знания в объеме средней специальной музыкальной школы, достаточно знаний в объеме начального курса сольфеджио. Для того, чтобы осуществить это, родителям достаточно будет пособий, упомянутых в настоящей книжке.
 
Закон оптимального развития способностей к музыкальному творчеству. Второе открытие, о котором, на мой взгляд, нужно знать каждому родителю, касается последующих темпов музыкального развития ребенка, узнавшего ноты – раньше, чем он начал ходить, Это открытие я называю законом оптимального творческого развития: «Любой ребенок в системе МИР может и желает стать композитором в возрасте трех лет». Причем, исполнительское искусство в этом возрасте многих малышей интересует гораздо меньше, чем сочинения собственных произведений.
Примечание: Вы должны обратить внимание на то, что ребенок в этом возрасте сможет не только сочинять мелодии, но и записать их нотами, при помощи наших пособий или на персональном компьютере.
Композитор – в три года. Впоследствии, когда я начал искать аналоги в истории, то обнаружил,  что установленный мною срок опережает на три года начало музыкального творчества самого Вольфганга Амадея Моцарта, который свое первое произведении, как известно, записал нотами в возрасте 6 лет. Но последующий анализ показал, что метод родителей Моцарта, профессионально владевших игрой на музыкальных инструментах, не подходит для миллионов родителей.

В.7. Что нужно для раннего музыкального образования
Комплекты пособий, музыкального оборудования и программ для компьютеров можно будет заказать в дальнейшем, когда родители увидят, что воспитывать музыкального гения вовсе не так сложно, как им раньше казалось и они решат организовать занятия музыкой.
По тексту и в приложении уже приводятся образцы некоторых пособий, которых достаточно для начальных домашних занятий с малышами. Родители, заинтересованные в занятиях по программе “Моцарт” смогут, надеемся, в ближайшее время получить полный комплект «МИР музыкального творчества», с представленными здесь материалами.

В книгу вошли и ответы на вопросы родителей по методике “Знать ноты - раньше, чем ходить”, а также более детальные образцы пособий.
 
Итак, мы выяснили:
1. Что главной причиной является недостаток информации о законах музыкального развития детей. Каждый ребенок может: иметь музыкальный слух; освоить музыкальную грамоту в раннем возрасте, а также овладеть навыками музыкального творчества.
2. Узнали, кто виноват в том, что талантам не дают развиваться, а также то, что программа реорганизации образования и культуры уже имеется и осталось только включиться в нее.
3. Что методы развития детей музыкально одаренными существуют и представлены, хотя и не полностью, в этой книге.



Глава 1. Музыкальный  талант – каждому ребёнку



1.1.  Где таятся опасности для
музыкального таланта

Самая грозная опасность в том, что все вокруг будут говорить – отдайте малыша в музыкальную школу – и дело с концом.
Звучит парадоксально, но, по большому счету, надеяться на обычные музыкальные школы, это – намного хуже, чем играть в лотерею, где есть хоть какой – то шанс выиграть. В случае же традиционного подхода к способному ребенку талант, как правило, у него отнимается, и вы всегда проигрываете гораздо больше, чем ставите.
Нужно исходить из того, что каждый ребенок, и тем более, ваш – это талант, и ваша задача – постараться  найти таких специалистов, которые умеют формировать и развивать талант, а не «раскрывать» его, как ошибочно ставится задача в традиционном музыкальном образовании. К концу обучения в «традиционной школе» разведут руками: «А чего было раскрывать, если нет таланта?». 
Родитель, мечтающий о музыкальных талантах, вполне вправе представлять себя на поезде, вагоны которого потенциально доверху гружены инструментами, гениальными произведениями, которые в принципе может сотворить ребенок. Но направлять свой локомотив и поезд по «традиционному пути» будет в высшей степени неосмотрительно. Но в конце пути такой родитель оказывается не в локомотиве, в на трясущейся телеге, нагруженной связками нот, которую тащит отнюдь не локомотив, а понурая «рабочая лошадка» - его ребенок, искоса поглядывающий на родителей и мечтающий при любом удобном случае сбежать от музыки куда угодно, хоть в альпинисты или спелеологи...
Примерно такие же мысли были у меня, когда я был подростком, и можно было бы сказать, что я тоже сбежал из музыкальной школы. Но сбежал … с музыкой. Проучившись три года в музыкальной школе и одновременно помогая двум братьям, я ускорил накопление собственного опыта и как – то четко понял, к чему меня готовят: я не захотел стать вот такой «лошадкой», потерять свою любовь к музыке.

Киевский вальс.

Если бы меня спросили: что нужно немедленно сделать в музыкальных школах, чтобы не губить таланты?», то я бы на первое место поставил: «Смените репертуар!». Когда я вспоминаю свою учебу в музыкальной школе, меня немедленно накатывает смешанное чувство возмущения, обиды: «Почему мне давали такие неинтересные и некрасивые произведения?». Бесконечные этюды Черни, непонятные пьесы других композиторов, на которые никто не реагировал, разве что наша собака Дружба,  которая только одна понимала, как мне тоскливо. Когда я садился разучивать очередной этюд, эта умнейшая собака немедленно садилась напротив меня, и сочувственно жалостно подвывала. Словно какое – то чудо, мне сжалились, и дали выучить «Чардаш», венгерский танец? Затем я уговорил дать мне «Во поле береза стояла», с вариациями – вот и все. Вдруг однажды, случайно  услышал, как мой сосед из Банного переулка, Витя Басюк, играл на концерте чудесную мелодию, какой – то  вальс. Дрожжа и волнуясь, сразу после концерта я познакомился с ним, и выяснил, что это за произведение и попросил на два дня ноты и немедленно переписал их.  Через три дня я уже играл «Киевский вальс». Прошло  более тридцати лет, я давно позабыл десятки произведений, а помню и играю, как в далеком детстве только те произведения, которые действительно всем нравились, и те, которые я сам выбирал.
Из каких бы дидактических или других заумно – педагогических или технических соображений не составлялись программы, если они уводят детей от музыки, значит именно эту цель «программировали» составители этих программ. Смешно искать случайности. Здесь работают профессионалы и ошибки исключены. Репертуар в музыкальных школах подобран так, что никогда не вдохновит учеников музыкальных школ на великие подвиги, на созидание в музыке.

Опасности в семье, в домашних условиях

В принципе, система МИР обходит эту ситуацию тем, что позволяет родителям еще до школы сформировать талант, поэтому важно обойти другие опасности.

Детские сады и общеобразовательные школы

К сожалению, вы не можете рассчитывать на то, что в школе сохранят музыкальный талант Вашего ребенка. Почему?
Для выяснения этого вопроса я провел несколько встреч с руководителями педагогической академии, то есть, в самом «штабе системы образования» страны. Там, еще на этапе подготовки образовательных стандартов, я увидел, что программы музыкального образования составлялись теми, кто считает, что общеобразовательная школа должна готовить только слушателей, потребителей музыки, то есть покупателей. Что же касается талантов, то все заботы этого «штаба» пока что подчинены одной цели:  «Талантов не должно быть много!». Слово талант – вообще запретное слово, речь может идти только о «способных детях». Признается только один талант: талант слушателя, но это как раз антиталант, поскольку он не приносит прибыль, как учит библейская притча. Для детей, которым чудом удалось попасть в категорию «способных», есть музыкальные школы, но, напоминаем, цель и убеждения которых те же: «талантов не должно быть много».
В результате, получилось, что в общеобразовательной школе все построено так, чтобы музыкальные способности не проявились, и в лучшем случае там смогут подготовить слушателя, меломана который, не дай бог, начнет потреблять не мерянное количество музыки и даже ходить повсюду с наушниками в ушах…
Поэтому нужно записывать ребенка только в детский сад и школу по системе МИР – в наших школах развитие музыкальных талантов и музыкальное образование реализуются в полном объеме, без каких то надуманных ограничений.  Если все родители выберут школы «Мир ребенка», то оптимальное образование станет государственным и полностью бесплатным. Записываться можно начиная с самого рождения ребенка.
Музыкальные школы
В музыкальной школе, как показывает статистика, дело поставлено так, что подавляющее большинство способных детей впоследствии отказываются продолжать свое музыкальное образование. То есть, потенциальные таланты при традиционном подходе просто исчезают, попросту гибнут.
Факты. Я и мои братья учились в музыкальных школах. Практически все мои друзья и многие знакомые, мужчины и женщины  – тоже учились там. Мой опыт убедил меня в том, что и музыкальные школы надежно «успокаивают» девять из десяти талантливых детей. Думаю, что эти школы - всего лишь еще один фильтр концепции традиционного образования в России, главной заботой которого, увы, является цель: «чем меньше талантов и гениев – тем лучше», «талантов не должно быть много». Кто и когда придумал эту  линию – сейчас нет смысла разбираться. Видимо, для авторов этой точки зрения значимо то, что они взяли на себя миссию регулировать «поголовье» талантов.
Поэтому, я убежден, что гораздо проще родителю ни от кого не зависеть и самому, так сказать, лично подарить музыкальный талант своему ребенку. Далее, важно выбрать программу обучения и школу, где давать музыкальное образование: «традиционные» музыкальные школы так же заняты тем, что «отсеивают» большинство талантов, только немногим «избранным». В результате вы рискуете просто потерять время и деньги. 

1.2. Почему, все-таки, несмотря ни на что, некоторые дети вырастают
талантливыми?

Здесь речь идет о причинах появления музыкальных талантов.
Дети вырастают талантливыми, в самом общем случае, при следующих условиях:
- родители случайно или специально смогли развить у ребенка музыкальный слух;
- научили правильно и осмысленно извлекать звуки и создали малышу возможности в любое время, когда ему этого хочется, слушать, петь или сочинять и воспроизводить свою музыку, а так же, смогли правильно поощрить его за это.
Допустим это так, но когда и как можно начинать всем этим заниматься? Как научить правильно и осмысленно извлекать звуки? Как «закодировать» ребенка на «музыкальное творчество» и возможно ли это?
Комментарий социолога. На мой взгляд, к настоящему времени эта проблема достаточно изучена вдоль и поперек, тому вот уже не менее 30  - 40 лет. Но, тем не менее, все пытаются оставить по–прежнему, и лишь свободно мыслящие родители дарят детям таланты. Кроме того, нельзя забывать библейское определение таланта: если следовать известной притче о таланте, это способность, которую человек умеет выгодно продать. Можно затратить немалые средства на развитие способности, но неумение реализовать ее, то есть, превратить в общественно – полезные навыки и продать в виде услуг, приведет к тому, что человек, в итоге, потеряет талант. Например, почти весь двадцатый век население России воспитывали именно в неспособности продавать свои таланты. Для преодоления последствий этой катастрофической практики необходимо создание принципиально новых детских садов и школ.
Существуют и чисто физиологические, физические препятствия, часто незаметные и  неожиданные.
К примеру, если в возрасте до двух лет, вы предложите малышу пианино или рояль, то ничего кроме неудовольствия от этих «взрослых» инструментов, он не получит. Одна из причин – некоторая трудность нажатия клавиш инструмента. Сделать это – один из лучший способов привить некоторую неприязнь ребенка к музыке. Технические, можно сказать, физиологические трудности представляют многие  устаревшие музыкальные инструменты: это - механические, струнные, духовые синтезаторы. Попробуйте, например,  без привычки поиграть на гитаре: даже она покажется вам орудием пытки.
Так что проблема не так уж проста - миллионы людей имели возможность бросить огромные ресурсы на музыкальное воспитание и образование детей, но у них ничего не получилось. Поэтому необходимо ограничить «отсебятину» и внимательно, серьезно отнестись к простым, но исключительно определяющим рекомендациям. Собственно, тому, как реализовать благоприятные причины и условия и посвящены последующие главы.
С появлением электронных синтезаторов ситуация радикально изменилась. Теперь для малышей можно подыскать синтезатор с малыми, уменьшенными клавишами, и тем самым, значительно снизить возраст приобщения ребенка к музыкальному миру, который был ранее доступен только взрослым. .



1.3. Как можно потерять музыкальный
талант?

Если все дети талантливы с рождения, то почему этот талант впоследствии может не обнаружиться?
Большинство детей вырастают, и оказываются бесталанными, постольку, поскольку родители, не ведая этого, сами лишают их таланта, либо по незнанию, либо по чьему – то совету или по упущению. Кроме того, множество родителей вообще не знает слова «талант», а другие путают его со словом «атлант»… В семьях я сталкивался со случаями, когда родители пугаются слов «талант», «гений», «способности – не для нашей семьи». Заведомо низкий уровень притязаний семьи обрекает ребенка в дальнейшем на серьезные задержки интеллектуального развития, большие проблемы в школе… При таком отношении, например, бабушек или кого – либо из родителей, даже рано сформировавшемуся и проявившемуся таланту будет нелегко пробиться.
Разберем наиболее распространенные из этих случаев.
Информационные причины
Даже выдающиеся родители могут упустить музыкальный талант по незнанию. В конце 60-х начале 70-х годов весь мир потрясла сенсация:  в одной семье дети, один за другим, окончили школу на 3 – 4 года раньше срока!  Это был абсолютный мировой рекорд для одной семьи, остается он таковым и поныне. В те времена, да и сейчас такие успехи считаются признаком необычайной одаренности.  Это произошло в знаменитой семье Бориса и Лены Никитиных. Однако, сам Борис Павлович убеждал других, что общую одаренность могут показать любые обычные дети, если начинать обучать рано и дать им играть в специальные развивающие игры. Однако первые трое детей Никитиных выросли без музыкального слуха, как рассказывал Б.П. Никитин, только потому, что ни он, ни его жена не знали, что наличие музыкального слуха не зависит от генов. Напротив, они были убеждены, что все дети вырастут без музыкального слуха, поскольку ни у него, ни у жены музыкальный слух отсутствовал. «Откуда же взяться музыкальным талантам, если нам обоим «медведь на ухо наступил» - разводили руками Никитины. Однако, как только Никитины случайно узнали о «нулевом законе» всеобщности музыкального слуха, они немедленно предприняли меры и все остальные дети выросли с прекрасным музыкальным слухом, то есть, музыкально одаренными.
Большинству родителей до сих пор не известно, что слух нужно развивать, и сам по себе он не может развиться.
Комментарий социолога. Никто, кроме отдельных энтузиастов не говорит родителям, когда нужно развивать музыкальные способности и как это делать? Положительный опыт не распространяется ни системой образования, ни органами культуры. Побывав в «лабораториях одаренности», институтах, занимающихся этими вопросами, я теперь знаю,  куда ни в коем случае не следует родителям водить своих гениальных детишек! Пора давно называть виновников потерь талантов своими именами: винить , кроме этих псевдонаучных организаций, нужно не медведя, а политических деятелей и руководителей, хорошо всем известных и не понимающих своей ответственности перед родителями и страной. Я убежден, что наши ведомства по культуре и образованию нуждаются в коренной реорганизации: они давно и безнадежно отстали от задач, которые нужно решать родителям в новом, открытом мире, и их следует реорганизовать. Необходимо построить такое государство, которое реализует музыкальный потенциал населения: эти возможности неиссякаемы, они намного больше и перспективнее, чем такой невосполнимый ресурс – нефть. 

Человеческий фактор

Допустим, родители мечтают, чтобы у малыша был слух, и чтобы он развился покупают кассеты, компакт диски и DVD, музыкальные инструменты, или синтезатор... Но проходят годы, а ребенок оказывается равнодушен к музыкальному творчеству. В чем дело? Мой опыт показал, что существуют наиболее распространенные причины, делающие ребенка «немузыкальным», и эти причины сразу нужно попытаться установить и исключить. Может быть, кому – то будет неприятно услышать о них, многие сами, возможно, не хотели бы знать правду.
Но сохранять в тайне эти причины потери талантов детьми, нельзя – уж слишком они распространены и ведут к неисчислимым потерям. 
Но, на самом деле, это - «секрет Полишинеля». Я обращаю внимание на  следующие причины сдерживания оптимального развития, происходящие от поведения и заблуждения людей.

Первый вариант: неподготовленные старшие
родители.

Пример 1.1. Вы оставили с малышом любимую бабушку. К сожалению, вы не могли проконтролировать, что же происходит дома  в ваше отсутствие? Да и зачем это делать, когда вы уверены, что бабушка думает так же, как вы, и понимает необходимость развивать способности ребенка. Как правило, происходит следующее:
Едва за вами закроется дверь, любимая бабушка может включить свой еще более любимый телесериал. Если при этом ваш ребенок примется изображать Моцарта, начнет «тарабанить» по клавиатуре, то бабушка найдет тысячу способов выразить свое неудовольствие. Например:  «Лариса! Синтезатор устал. Он хочет спать. Пусть поспит?». Другой вариант еще проще: «У бабушки головка болит от шума!». Вместо того, чтобы навсегда запомнить свои первые занятия с клавиатурой, ребенок навсегда запомнит, что «от клавиатуры головка болит».
Вывод: Нет ничего легче, чем отвадить ребенка от занятий музыкой в отсутствие заинтересованных родителей.
Честолюбивые планы родителей тут получают шах и мат, то есть заканчиваются, не успев начать реализовываться. 
На ваш вопрос, по приходу с работы домой, почему малыш не играет на синтезаторе? - бабушка может сказать: «А я что вам? <педагог, что ли?> Что я могу сделать? Я его не могу заставить <заниматься>» и т.п. В скобках: <…> – подразумеваемые слова.
В чем дело? Неужели бабушка не понимает? Бабушка, конечно, может быть и понимает, но при этом, чаще всего, она совершенно искренне считает, что: «пусть ребенок сначала окончит школу, поступит в консерваторию, а уж потом … играет на музыкальных инструментах и сочиняет музыку». То есть, на самом деле, не понимает.
Кроме того, взрослые часто недооценивают остроты восприятия детей: даже одно мгновение, отрицательная реплика против музыки может навечно застрять в сознании ребенка и заблокировать развитие музыкального таланта. Известно, что ребенок с готовностью копирует и делает своим даже ... поведение зверей: волков, газелей, медведей … Точно так же он может скопировать непочтительное отношение к музыке, скажем, няни или бабушки.
Бывает, что и музыкально грамотный ребенок «копирует» меломанские привычки соседского мальчишки или девочек своего класса. Например, он видит или слышит, что все восторгаются вокальной группой «Тату» и так же как все пытается подражать им.
Для того, чтобы родителям нужно не только исключить отрицательные примеры, но и дать образцы творческого отношения к музыке, или выразить это отношение словами. Вспоминая своего отца, я всегда одновременно вспоминаю фразу: «Слушать – это каждый умеет. Вот ты сам попробуй, сыграй!»
К сожалению, он не говорил: «Сам сочини!». Если бы он так сказал, возможно, я бы не потерял столько времени. Только через долгие годы ко мне пришло убеждение, что любой ребенок может и должен уметь не только подобрать мелодию, исполнять ее, но и сочинять музыку.

Второй вариант: неподготовленная няня
или воспитатель. 

Если Вы оставили с ребенком няню, но у вас нет возможности контролировать, наблюдать что происходит в доме,  в ваше отсутствие, то ситуация может оказаться схожей. Няня, если вы ей не оставили телевизор или телефон, задремлет, и убедит ребенка, например, не будить … синтезатор, которому, оказывается … тоже «нужно поспать».
Что касается нянь, то многие из них, обычно, тоже искренне не считает важными и эффективными подобные занятия в раннем возрасте. «Вырастет – узнает». Более, чем вероятно, что она так и думает, если она специально не подготовлена и не пришла к вам именно с этим, то есть с программой «Моцарт». Наконец, няня может просто считать, что вы ей за развитие музыкального таланта ребенка не платите.
Все эти причины мы стараемся предусмотреть и устранить конкретным набором игр, а так же набором пособий, которые не дадут ребенку даже в сложных случаях, оставаться без опорных музыкальных образов.

Проблема безопасности талантов
ребенка

Сегодня мы убеждены, чтобы желания родителей сбывались, а методики работали, нужно обеспечить непрерывный контроль. Это возможно, тем более что обычные компьютеры и средства Интернет позволяют сделать это где бы вы ни находились.
Примечание. В системе МИР такой контроль может быть обеспечен даже без непосредственного участия родителей, через систему, например, «ВидеоМИР», по специальному договору и методике. Родитель может не только сам наблюдать за соблюдением правил создания развивающей среды, но и поручить это специалистам делать это в то время, например, когда с ребенком должны проводить занятия. 
Вы же не оставляете без охраны дом, скажем, на два – три часа? Почему же вы допускаете, чтобы кто – то, близкий человек или далекие люди своими случайными или неосторожными, или даже намеренными действиями мог похитить талант у вашего ребенка? В то же время, своевременно выяснив возможные причины сдерживания развития ребенка, можно наметить план преодоления этих проблем.
Таким образом, если вы не предусмотрите мер безопасности, то в результате можете получить из рук нянь или воспитателей такого ребенка, который в той или иной степени будет «закодирован» против музыкального творчества. Няня смотрит за вашим ребенком. А кто смотрит за няней?



1.4. Какие музыкальные способности
нужны ребенку и родителям?

Как ни странно, в этом самом главном вопросе много неясностей: многие родители не представляют, зачем ребенку нужно музыкальное развитие. Тем более, многим не известны возможности развития ребенка, открытые наукой к настоящему времени.

К чему, к каким музыкальным способностям можно и нужно стремиться? Чего можно достичь, что об этом говорит наука и практика? Музыка для жизни, или жизнь для музыки? Что дает музыкальное образование?
Перечислим некоторые обычные и нетрадиционные практические  навыки и умения
1. Ребенок разучивает и играет музыкальные произведения по нотам – к этому обычно приходят ученики уже первого класса музыкальной школы.
2. Ребенок играет по нотам «с листа», то есть, свободно – обычно к этому сводится требование к музыкантам, окончившим музыкальное училище, но многие ученики старших классов способны на это.
Оказывается, то, чего требует традиционное музыкальное образование (пп. 1 и 2), не требует наличия музыкального слуха. В это трудно поверить, но я знал музыканта, руководителя нашей художественной самодеятельности, который не имел слуха – это обнаружилось, когда потребовалось хотя бы обозначить те умения, которые приведены в этом списке дальше: пп. 3 - 10.
3. Подбирает и играет простые произведения, мелодии песен «на слух».
4. Играет на слух в совершенстве, как Моцарт, прослушав произведение один раз.
5. Ребенок не знает нот, играет и импровизирует
Это означает, что он владеет инструментом, знает множество стилей, имеет стремление к творчеству.
6. Ребенок импровизирует так, что у    него покупают, то есть приглашают на мероприятия, концерты, или покупают партитуры импровизаций. Обычно этим отличаются профессиональные «джазмены», так как умение импровизировать – заурядное требование к любому профессиональному джазмену или рок – музыканту.
7. Ребенок играет, сочиняет. – такая ситуация почти невозможная, и поэтому от такого проявления таланта нужно сразу отказаться, это – тупик. На самом деле, многие из нас могут сочинять музыку, и делают это частенько, когда мурлыкают что – то себе под нос. Бывает, что получаются чудесные мелодии, но мешает то, что практически никто не может это свое сиюминутное вдохновение запомнить, сохранить и записать. Это тем более мешает и детям проявить талант.
8. Свободно играет то, что чувствует, выражает свое состояние музыкой, в том или ином стиле.
9.  Составляет композиции из сэмплов («образцов», фрагментов мелодий), записывает их на компьютере и в виде нот.
10. Составляет композиции, которые с удовольствием покупают.
Теперь рассмотрим ответы на вопрос: «Зачем ребенку музыкальное образование?».

...

Окончание ознакомительного фрагмента

Полная версия книги дополняется вебинарами и консультациями, в том числе- в онлайне режиме в Интернете по ссылкам, указанным в полной версии книги. 

Опыт с 1992 г. показал, что для тех родителей, кто получил необходимые материалы и начал заниматься, очень важна поддержка единомышленников. Поэтому организованы чаты в Скайпе и форум. 

Приобрести и скачать книгу, записаться на вебинары и консультации можно по следующим телефонам и ссылкам:
+7(916)5587596
+7(965)3679619
+7(926)7998522

Скайп:
Angel.Voronova, mirivmax

На сайте:
http://tyulenev.ru

В развивающем комплекте РК МИР "Элитный":
 http://rebenokh1.narod.ru/mir0200.htm
 
Зарегистрированная версия книги поддерживается информационно и методически от рождения до достижения 18-ти лет ребенка родительской Ассоциацией одаренных и талантливых детей в Интернете.

Книга являются частью комплекта, предоставляемого участникам программы «Каждой семье – одаренных и талантливых детей» и других программ эры Человека Развитого.
 
Полную версию можно приобрести: http://mirrebenka.storeland.ru