Первый вариант Испытание смертью

Лилия Фрайзингер
Испытание смертью

Смерть стучиться ко всем одинаково
                (Гораций)

Рассказ «Три смерти» Л.Н. Толстой написал в 1858 году в промежутках между заграничными поездками. Рассказ впервые был опубликован в журнале «Библиотека для чтения», 1859 г., №1 и получил большой отклик у читателей. В этом произведении повествуется о трёх смертях – ширкинской барыни, одинокого ямщика и дерева.
После того как  у Льва Толстого в два года  умер отец, а в десять лет умерла мать и  он был отдан на попечение сестры своей матери,то  его стал беспокоить вопрос о смысле жизни и смерти.   В 23-летнем возрасте писатель отправился на кавказскую войну, поэтому продолжал  беспокоить философский вопрос о смысле жизни и смерти, которую он видел на войне. Первую рецензию, которая считается одной из лучших на этот рассказ, написал Д.И. Писарев. Перехожу к своему анализу этого рассказа:
Я считаю, что  яркий и  точный язык и стиль Толстого  выдержан с первых страниц рассказа. В рассказе видны два стилевых направления: в диалогах господ и в разговорах простолюдинов. Народный язык кухарки и  ямщиков поражает разнообразием и на наш современный взгляд, устаревшими оборотами. Барыня и её окружение выражается так, как свойственно их сословию. Я не согласна с Писаревым в том, что  он обвиняет барыню в том,что она ещё долго хотела наслаждаться жизнью, не хотела умирать. Марья Дмитриевна напряжённо переживала свою болезнь, боялась смерти.  Василий Дмитриевич, ее муж, по моему мнению, вначале не понимал, до какой степени она больна. Поэтому вначале рассказа он продолжал заниматься своими делами. Толстой показал, что болезненное состояние барыни усугублялось ещё и тем, что все были заняты своими делами, даже муж и служанка Матрёша. Марья Дмитриевна когда заболела, уже знала, что умрёт, но она, по моему мнению, не могла примириться со своей смертельной болезнью и подняться до осознания приближения к вечности,то есть к божественному началу. Успокаивая мать больной женщины ещё до причастия  барыни, по моему мнению, священник солгал во спасение, рассказывая о московском мещанине–травнике. Я считаю,что лучше бы он о нём не говорил, так как, к сожалению, её муж, не выполнил последнюю волю умирающей и не позвал к ней этого мещанина, даже не солгал во спасение,что позовёт его  и барыня из-за этого очень рассердилась на мужа и ответила ему резко перед своей смертью.
По моему мнению, это вызывает подозрения и наталкивает на мысль, что её муж сильно её не любил или был так потрясён её тяжёлым смертельным состоянием, что она уже умирает, поэтому и не позвал к ней этого травника и даже не солгал во спасение,что позовёт его. 
Она не готова ещё перед причастием предстать перед ВСЕВЫШНИМ, однако только после причастия, она, по моему мнению, смиряется с тем, что от неё уходит жизнь. По моему мнению после причастия ширкинская барыня чувствует огромное облегчение. Она не хочет видеть своих детей перед смертью потому что в глубине души ей было ненавистно всё здоровое. В рассказе об этом не сказано, но подразумевается. Считаю, что умерла она просветлённая и  примирившаяся с неизбежностью.
Больной ямщик Федор принял смерть спокойно, так как возможно, она была для него благом. Возможно, он также знал что умирает и ему невозможно помочь. Я считаю, что он терпеливо сносил свою болезнь и спокойно принял свою смерть так как у него была невыносимая боль. Он не мог об этом никому  рассказать, так как в избе находились чужие ему люди. Фёдор больше не мог переносить нестерпимую боль, хотя Лев Толстой в своём рассказе об этом не пишет, а это подразумевается. В словах кухарки: «Уж, где надобны... – второй месяц с печи не слезает. Где ему сапоги надобны? В новых сапогах хоронить не станут…»  она безжалостно напомнила неизлечимо больному человеку о его тяжёлой участи.
      Я не согласна с Писаревым в том, что всё в  жизни больного  ямщика было безрадостно, так как я думаю, что он любил вспоминать свою юность, свою родную деревню и то как, он чувствовал единение с природой. Я считаю, что христиане, люди не православной веры, атеисты даже истинно-мудрые люди всегда должны противостоять болезни, борясь со  смертью. Я не согласна с Толстым в том что «чем лучше человек, тем меньше он боится смерти». Я согласна с Писаревым в том, что тот человек кто ближе к природе легче и естественней воспринимает свою смерть. Поэтому Лев Толстой сравнивает здесь смерть больного ямщика и дерева, так как ямщик по мнению Толстого стоял очень близко к природе. Я считаю, что христианам легче принимать смерть,так как перед смертью их причащает священник.
Я не поняла, почему Толстой в письме к А.А. Толстой пишет, что «барыня гадка и жалка так как лгала всю жизнь и лжёт сейчас» так как из рассказа не видно, что она гадкая и что она всю жизнь лгала и сейчас лжёт. Я не согласна в этом с Толстым так как  барыня, как любой другой нормальный человек, особенно в молодом возрасте, который любит и уважает себя, цепляется за жизнь и не хочет умирать. Я не вижу в её таком желании ничего плохого и противоестественного, так как, по моему мнению, городской человек уже давно отошёл от природы, а некоторые люди из деревни ещё очень близки к природе. Поэтому  я считала, что раз больной ямщик настолько близок к природе, поэтому ему намного легче умирать и спокойней принимать свою смерть. Хотя я считаю, что даже если человек настолько близок к природе,как больной ямщик, ему или ей всё ровно очень тяжело принимать свою смерть и то как он или она умирает если они любят и уважают  себя,цепляются за жизнь и у них есть ради чего  и ради кого жить.
Поэтому Лев Толстой и противопоставил этим двум смертям – смерть цветущего, молодого дерева и так писал о том,как оно принимало свою смерть: «Совсем спокойно и бесстрастно умирает дерево, часть вечно живой природы, освобождая место другому...». Эта смерть, стоившая автору рассказа наибольших творческих усилий, была менее всего понята читателями.
  После того, как я прочитала этот рассказ я пришла к выводу, что можно осудить тех людей, которые не обращали внимания на ямщика и на барыню. Также, по моему мнению, можно осудить и  тех,кто занимался своими делами, когда болела Марья Дмитриевна.    Василий Дмитриевич, ее муж вначале не понимал, до какой степени она больна. В то время, когда они подъехали к станции, муж барыни думал о том, как бы ему выпить и поесть, поэтому он был оживлён и весело улыбался. После слов доктора о плохом состоянии здоровья своей жены, муж поспешил к ней, дожевывая на ходу. Я согласна с тем, что раздражение барыни в этом случае, было справедливым и оправданным. И поэтому он ненадолго отстранился от её болезенного состояния. Муж Марьи Дмитриевны в силу своего крепкого здоровья, (поэтому беззаботности и легкомыслия) не смог до конца проникнуть в глубину её страдания, а она следовательно, не смогла и не хотела проникнуть в его  психологическое состояние в силу своей болезни. Поэтому он не понимал, что ему лучше было при  ней не есть. Матрёша также была легкомысленной и пышущей здоровьем, поэтому она не могла, а возможно и не хотела, проникнуть в тяжёлое психологическое состояние своей госпожи. Барыня в свою очередь в силу своей болезни не могла и не хотела понять психологическое состояние своей служанки.
 По моему мнению, Марьи Дмитриевне также было очень неприятно из-за хлопот доктора, ямщиков, всех, кто был в станционном доме, так как в силу своей болезни она не могла  понять и не хотела проникнуть в  их беззаботное психологическое состояние так как они все отличались отменным здоровьем. По моему мнению, её мужу, Матрёши, доктору и посторонним людям надо было постараться её понять и проникнуть в её тяжёлое психологическое и физическое состояние. Ей было  неприятно из-за того, что девчонки Маша и Аксюша заглянули к ней в карету, проявляя неуместное любопытство. Поведение окружающих её людей раздражало больную. Поэтому я сделала вывод, что барыня не могла и не хотела понять и принять ничего здорового.
В отличие от последних дней жизни ширкинской барыни  больной ямщик умирал в тяжёлых условиях, так как его окружение было для него чужим. Поэтому состояние его усугублялось.  Рядом с ним не было близких людей. В его тяжёлое состояние никто не вникал и  не сострадал ему. Каждый  из присутствующих в избе был занят своими делами. У Фёдора не было никакого нравственного томления и чужие люди не раздражали так как  раздражали барыню.
Льву Толстому, по моему мнению, нелегко давалась третья часть потому что ему было трудно связать человеческие смерти со смертью дерева. Срубленное дерево принесло пользу так как, главное, то, что оно стало крестом на могиле простого человека. Лев Толстой пишет в письме к А.А. Толстой, что «дерево умирает спокойно, честно и красиво. Красиво, потому что не лжёт, не ломается, не боится, не жалеет» так как он придал дереву человеческий характер. Я думаю,что он придал ему характер больного ямщика. 
Это философский рассказ об осмыслении людьми из разных сословий  темы смерти и разное отношение их к смерти как к чему-то неизбежному. Связывая рассказ с современнностью я пришла к оптимистическому выводу, что в настоящее время медицина, по сравнению с 19 веком пошла вперёд, и наступил существенный прогресс, так как сейчас на ранних стадиях развития болезни успешно можно вылечить туберкулёз, а целые институты в России, Израиле, Америке и Японии уже стали  много работать, для того чтобы продлить жизнь человека.