4. Пребудьте в любви Моей

Татьяна Шардина
      Старый город Иерусалим - вот он, за высокой  стеной из  жёлтого камня. Это - один квадратный километр площади, но какой квадратный километр! Сколько истории вмещает он! Рождение религий, войны...  Здесь и синагоги, и мечети  и христианские церкви.

     Рано утром идём по старому городу. Во время православной Пасхи  на узких улицах было тесно от большого количества паломников. Но прошло несколько дней - и народу стало значительно меньше.

     Это здесь стоял Иерусалимский храм, Дом Божий. Сюда  приносили маленького Иисуса Христа его земные родители, чтобы, как первенца, по обычаю  посвятить  Богу-отцу.
     "И увидел младенца старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрёт, покуда не увидит Христа". По преданию, Симеон взял ребёнка на руки, благословил Бога и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов… (Лука, гл. 2).

     А Марии, матери маленького Иисуса, сказал: «…и тебе самой оружие пройдёт душу, - да откроются помышления многих сердец".

     В Иерусалимском Храме двенадцатилетний Иисус, отставший от родителей после праздника Пасхи, "сидел посреди учителей , и все, слушавшие его, удивлялись его разуму".
Родители, Иосиф и Мария, три дня его искали и нашли. И упрекнули: « Мы с великой скорбью искали тебя!»  Он сказал им: «Зачем было вам искать меня? Или вы не знали, что мне должно быть в том, что принадлежит Отцу моему?»
   
     Иерусалимский храм давно разрушен. Осталась только Стена Плача. По иудейскому преданию, Стена Плача, или Западная Стена, находится в постоянном Божьем Присутствии.


     Из мечети доносится пение муллы, усиленное динамиками.
 
     Проходишь по каменным плитам старого города – и удивляешься: это большой базар. Перемешаны запахи кофе, апельсинов, ванили и специй. Вот доносится пряный сандаловый  аромат -  продаются благовония и свечи. Вот огромные финики, каких мы никогда не видели. И ещё масса разных неизвестных плодов. Утро, и торговцы суетятся, выкладывая товар.
     Здесь обычная жизнь соприкасается с высокой  -  живут люди, из окон выглядывают маленькие дети, сушится бельё. И рядом стоят древние храмы.

      И всюду - базар.

      Возможно, такая же торговля здесь была и во времена Иисуса Христа.

      Я иду по каменным плитам и думаю о Нём.

      Где-то на этих улицах Иисус учил:

     - Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду...

     - Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём.

     - Ещё слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я  говорю вам: не клянись вовсе...

     - Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю Вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду...

     - Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и гонящих вас, да будете сынами Отца Вашего Небесного…
               
     "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". (Евангелие от Матфея, гл. 5)


     Иисус учил, что первая и главная заповедь: "Возлюби Господа Бога".   Вторая – "возлюби ближнего" (Матф.22).


     Иисус Христос передавал людям высочайшую мораль. Если бы не он, мы бы, наверное, и до сих пор за каждую провинность забивали друг-друга камнями.
     Иудеи были озабочены выполнением закона и наставлений пророков. Этот закон, будто-бы, дан Богом. А закон суров: чуть что не так, кто-то оступился - надо этого человека забить камнями. Камней там много вокруг: вся местность каменистая.  По этому поводу Спаситель сказал: "Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки" (Матфей, 7:12).

     Иисус говорил о себе, что  Он – Сын человеческий, что Его отец – Отец Небесный. Но и вы, обращался к ученикам, и вы – дети Бога.

     "И отцом не называйте себе никого, ибо один у вас Отец, Который на небесах".

      А у нас все священнослужители - "отцы".


      Учил людей не быть надменными, высокомерными:
     "Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится".(Матф. 23)

     «Кто из вас хочет быть первым, будь из всех последний и всем слугою».

     Иисус Христос проходил по этой земле большие расстояния: от Назарета до Иерусалима более 250 километров. Он с учениками обошёл всю эту землю пешком.

      Хотел всех защитить:
"Придите ко мне все труждающиеся и обременённые, и я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам Вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко". (От Матфея, 11)


     Везде на пути своём встречал больных людей – и излечивал их.  И даже мёртвых воскрешал, как написано в Евангелие. Была Ему дана Великая сила.  Проходил по этой земле, «исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (ОТ Матфея,9)
 " И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех".

     Иисус Христос себя не превозносил:
    "Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (От Матфея,12)

    "Не принимаю славы от человеков"  (от Иоанна; от Луки, 6)

    «Впрочем, Я не ищу моей славы: есть Ищущий и Судящий".

    "И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель Благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог".

     Иисус не призывал своих учеников поклоняться своей матери земной - Марии.
     "Кто Матерь Моя? И кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот Матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь". (От Матфея,12)

     Учитель противостоял официальным представителям религии:

    "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете".

     "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь. За то примете тем большее осуждение".

     "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя бы одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас".

   

     Он сказал: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать,  или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную".
     И в то же время: "…итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя моё, тот Меня принимает".

 Не только своих не бросит, ещё и "чужих" примет.

     Кажется, что в Евангелие много противоречий. Но это говорилось разным людям и при разных обстоятельствах. Одним надо было всё оставить, и следовать за Учителем. Другим - ещё и "чужих" детей принять, такое у них служение.

   

     Он призывал всех к любви. Ближнего - возлюби. Врагов - возлюби.

    «Заповедь даю новую вам да любите друг друга».

    "Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей."

    О женщине, которая целовала ноги Его, омывала слезами  и отирала своими волосами,  сказал: «Прощаются грехи её  многие за то, что она возлюбила много".

    Я, как женщина, радуюсь, что Спаситель хорошо относился к "нашему брату", вернее, "сестре".
   "С ним ходили и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим." (от Луки, гл.8)

     Известно, что Он любил сестёр Марию и Марфу, у которых в доме бывал и проповедовал.

     А ещё была женщина, страдавшая кровотечением 20 лет, (а такие женщины считались в народе «нечистыми» и не могли входить в храм и прикасаться к духовному лицу) прикоснулась к Нему  - и выздоровела.  И Он сказал ей: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя, иди с миром". (от Луки, гл 8)
 
    И другую женщину Он спас, когда её хотели забить камнями по иудейскому закону. «Кто из вас без греха,  первый брось в неё камень». (от Иоанна, гл.8) Никто не посмел бросить.
    
    У колодца встретил Иисус  и ещё одну  "жену", самарянку. Иудеи считали себя выше самарян, и не общались с ними. А Иисус попросил пить у  самарянки. И передал ей тайное знание: «Всякий пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему,  тот не будет жаждать вовек» - (от Иоанна, 4).


   И ещё о воде: «Кто жаждет, иди ко мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой».(От Иоанна, гл. 7)

   Сила шла от Него, которая исцеляла и преображала людей. Дух. Энергия такая, говоря современным  языком. От многих ли идёт такая Энергия в наше время? Кто может утверждать, что унаследовал её?

    Новое учение, учение Отца Небесного, уподоблялось хлебу и воде.

 «Я хлеб живой, сшедший с небес», и « вкушающий Меня, жить будет Мною» (от Иоанна,6).
 
    Очевидно, что это говорится иносказательно, как и притчи. «Кто может вместить, да вместит».


     В своё последнее путешествие Иисус направлялся в Иерусалим.

"Не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима" (от Луки, гл. 13)
 
Пророком себя считал. Сыном Бога. Но не говорил, что Он - Бог-Сын.


    Отца своего Небесного чтил и ставил  выше себя.
"Я сказал: иду к Отцу, ибо Отец мой более Меня" (Иоанн, 14)

    И когда мать братьев Зеведеевых просила, чтобы Иисус посадил её сыновей в Царствии Небесном по правую и левую сторону от себя, Он сказал: «Но дать сесть по правую сторону и левую – не от меня зависит, но кому уготовано Отцом моим».


    Не нравилось духовенству, что Иисус Назорей  проповедует, игнорирует субботы, несёт какую-то новую веру, «новое вино», которое не следует вливать в «ветхие мехи». "Вино молодое нужно вливать в новые мехи". (от Матфея, 9, от Марка, 2, от Луки, 5)
Надо было спасать "ветхие мехи".

    И решили предать Его смерти. Эту часть Евангелия читать тяжелее всего. Но вы все читали, знаете...

    Мы идём по "Виа Долороза", в переводе - по "Скорбному Пути". Впереди медленно идут католические паломники, несут большой крест и поют молитвы. У них такой обычай - пройти по Скорбному Пути с крестом.

    Живо представляется, как Иисус Христос, обливаясь кровавым потом,  нёс здесь свой крест. Вот здесь останавливался, там - падал. Вот у этих врат повернулся и сказал: "дщери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших" (от Луки, гл. 23).  А с этого вот места крест Его понёс  Симон Киринеянин.

    Приходим на Голгофу, где Христос был распят. И Голгофа, и маленький Храм Гроба Господня, куда было положено тело Спасителя, находятся под крышей большого храма. Ещё рано, и людей не много. К Голгофе ведут ступеньки, наверху - камень.  В камне есть дыра, в которой, по преданию, стоял крест с распятым Христом. Видим Распятие, фигуры Иоанна и Марии Магдалины. Вот скорбящая Мать Спасителя - скульптура за стеклом, вся увешанная золотыми украшениями.  Из груди торчит меч: "оружие душу прошло".

    Люди стоят в очереди - поклониться месту, где закончилась земная жизнь Иисуса Христа.  Каждый должен стать на колени, чтобы дотянуться до чёрной дыры, оставшейся в камне от креста. Все стремятся  засунуть руку в эту дыру. Она глубокая, камень шершавый.

    Вдруг торжественно и скорбно заиграл орган - началось католическое богослужение. Слёзы полились сами собой.

    К маленькому Храму гроба Господня, где обычно сходит Благодатный Огонь, стоит очередь. Я стою и прошу. Прошу у Отца Небесного, во имя Иисуса Христа. За детей своих, за близких, за всех, кого знаю. За Алёшку, сына моего, ушедшего в какие-то другие обители, которых много у Отца Небесного. За других, рано покинувших эту Землю. За маму. Я не знаю, что просить. Живым прошу здоровья и счастья. Ушедшим - "пусть им будет хорошо". Ведь говорил же Спаситель, что кто в Него верит, тот не умрёт вовеки. А они верили. Как-то по-своему, но верили.

                Кто знает, как правильно?

     Слышу слова гида русской группы: "В Притворе Ангела есть две свечи, в которых весь год поддерживается Благодатный огонь. Поднесите руку и почувствуйте: этот огонь не обжигает."

     Когда подходит моя очередь войти в Притвор Ангела, подхожу к этим двум свечам. Подношу руку. Огонь, и правда, тёплый,  не обжигает.

     Вот и камень, где лежало тело Христа. Где Он воскрес.

     Я кланяюсь этому месту, трогаю камень,  и - верю.