Мир. Труд. Сплав

Къелла
В начале месяца Мира, Труда и Победы затерянные в густых лесах тихие и безлюдные речки  Мари Эл словно бы вскипают яркими красками, смехом и голосами людей. В майские праздники уже светит солнце, в чаще тает последний снег, и марийские леса щедро поят обычно немноговодные марийские речки Юшут, Большую и Малую Кокшаги, Кундыш и Илеть множеством ледяных ручейков, превращая их в полноценные водные артерии. И начинается славное время – время весеннего сплава.  Эти дни пахнут дымом костра, сыростью полога палаток, хвойным лесом и легкой соляровой гарью бензопил, которыми прямо по ходу движения пропиливают особенно крупные завалы – перегораживающие русло мощные плотины из смытых паводком древесных стволов.
Майский сплав давно уже стал традиционным отдыхом. Здесь, на реке, можно встретить людей самого разного возраста – от маленьких детей до ведущих активную жизнь пенсионеров.  Многие берут с собой даже домашних любимцев. Разнообразие типов судов тоже радует глаз – помимо традиционных байдарок, резиновых лодок и катамаранов, здесь можно встретить и деревянные плоты на подушке из надутых КАМАЗовских шин, и ярко-оранжевые «круги» спасательных плотов ПСН из авиационных запасов, и какие-то совершенно невообразимые конструкции из надувных бубликов, вертикально стоящих на воде и соединенных меж собой деревянной рамой каркаса. 
Начало мая в Марий Эл – довольно унылая пора в плане одноообразия пейзажей – листва еще не распустилась,  и вдоль берегов - высоких и пологих - клубится серый неразборчивый туман голых кустов и утыканных нераспустившимися почками веток. Цветов мало, им еще холодно вылезать из-под земли. И вся эта серость как бы побуждает приехавших сюда людей внести как можно больше красок в пейзаж – майский сплав становится настоящим карнавальным заплывом. Чем чуднее и прикольнее – тем лучше. Здесь можно встретить резиновую лодку, раскрашенную под настоящий корабль, под стилизованным парусом, с  наряженными под пиратов гребцами в треуголках. Команды из «пионеров» и «пионерок» в красных пилотках и галстуках поверх теплых курток. Четверку мушкетеров в наброшенных на спасжилеты голубых плащах и покачивающих перьями на шляпах при каждом взмахе весла. Водяные и русалки с голубыми волосами, чертики с рожками в ярко-красных париках, настоящий свадебный катамаран, увешанный гирляндой воздушных шариков, с женихом в костюме и невестой в белом платье на борту. Словом, кто во что горазд. Самое интересное, что даже побывав под «расческами» и переночевав пару ночей в спальном мешке безо всяких удобств, многие из этих ряженых ухитряются сохранять имидж до конца водного похода.

О «расчёсках».  Реки в Марий Эл – равнинные, здесь не бывает мощных сливов или сложных порогов, не бывает кипящих пеной «бочек» и мощных отбойных валов. Это речки для спокойных походов с детьми для людей, не сильно желающих махать веслом на пределе своих сил. Однако любителям слаломных техник здесь тоже найдется забава – обходить препятствия. На Юшуте это завалы, расчески, топляки и… конечно же, попутные суда. При несильном течении это кажется легким занятием, однако же откуда ни возьмись взявшийся сосед всегда может, небрежно стукнув бортом,  запихнуть ваш надувной корабль под лежащее над самой водой дерево с ветками – так называемую «расческу». Если не удастся этого избежать или вовремя пригнуться – вас непременно «расчешет» мокрыми и не особо чистыми ветками, а может и вовсе сбросить в воду. На такой случай у всех в непромокаемых мешках обязательно хранится запасной комплект теплой и сухой одежды – потому как плыть в мокром очень холодно. Тем не менее, обычно падение с катамарана встречается радостными воплями, и впоследствии всегда вспоминается с юмором. Иногда становится даже немного обидно оттого, что за десять лет собственной походно-сплавной жизни я так и не сподобилась плюхнуться в водичку – слишком хорошо держусь «в седле», видимо. Но я еще обязательно попробую, и не раз. Вот визгу-то будет!!!!!!!!!!