Школа писателя. Можно ли научиться писать?

Юлия Ханевская

Можно ли научиться писать?
Смешной вопрос, пожалуй. Каждый, прочитавший его, мысленно ответил: "Конечно! Я с детского сада умею!"
Безусловно, ответ правильный, но я немного не об этом. Мы с детства умеем писать буквы, складывать из них слова, а из слов уже целые предложения, из предложений тексты... Но, почему-то, кого-то зовут Лев Толстой, а кого-то Федя Мешалкин. В чем разница этих двух имен? Только в том, что первое знает каждый, а второе впервые сейчас прочитали.
В том, что хозяин первого имени складывал из слов больше, чем просто предложения, а второй никогда этого сделать не пытался.
В том, что первый, когда-то взял в руки перо и решил написать историю, а второй об этом, возможно, даже не задумывался.
Сегодня все, как один, твердят: стать писателем может каждый!
Не правда.
Стать писателем может тот, у кого:
1. Есть желание и стремление к этому.
2. Твердость духа и хорошая самодисциплина.
3. Капелька творческого таланта.

Расшифровываю:
- Без желания и стремления человек даже не двинется с места. Если он не видит нужды в чем-то, вряд ли с энтузиазмом кинется с головой в какое-либо дело.
- Писательство - не прогулка на свежем воздухе. Писатель постоянно работает: когда ест, спит, моет посуду, встречается с какими-то людьми, смотрит фильм, ничего не делает... Вы скажете, что это глупость. Ну, как можно спать и работать писателем одновременно? Сейчас объясню.
Существует понятие "вдохновение". Слышали о таком? Обязательно слышали. Так вот, наше писательское вдохновение не возникает из ниоткуда, оно -  итог наших прожитых часов, дней, недель, месяцев. Это огромный, постоянно функционирующий аппарат, перерабатывающий события нашей жизни, кусочки нашего опыта, и дающий на выходе идеи, образы, а порой, и целые сюжеты. Этот аппарат работает круглосуточно, черпая материал из наших снов, мыслей, воспоминаний, эмоций. Ежечасно перерабатывая сотни картинок, которые мы видим или воображаем.
Вы спросите, а причем же здесь самодисциплина? А притом, что для того, чтобы принять у нашего работяги вдохновения готовый продукт и не потерять его, необходимо сесть и записать. Или не сесть, но все равно записать.
В названии "писатель" кроется вся его суть! Он должен постоянно что-то записывать. Любую интересную мысль, идею, фразу, описать только что придуманного персонажа или реального, встретившегося на улице человека, набросать возникший "из ниоткуда" диалог или эпизод. И чем больше писатель записывает, тем лучше и "ощутимей" работает механизм вдохновения.
Может, кто-то заметил, что если заставлять себя писать каждый день, хотя бы по абзацу, то через неделю уже не заставляешь. Пишется само и не только одним абзацем. Со временем, пишутся в день целые главы, а потом и вовсе начинаешь считать авторскими листами, не "выдавливая" из себя строчки, а складывая из них сюжет! А мысли летят и летят, так быстро и много, что не успеваешь за ними!
Так что, если нет самодисциплины и твердости духа, вы никогда не заставите себя сесть, и вместо любимого сериала написать полстранички текста.
- И последнее. Капелька творческого таланта.
Чтобы написать художественный текст не нужно быть академиком наук или филологом. Достаточно уметь "рисовать словами". Если у вас, получается, написать десять предложений так, чтобы перед глазами вспыхнула яркая, живая картинка - капелька таланта у вас есть. Осталось превратить эту капельку в океан, а здесь вам поможет магия Демиурга.
Да, да, без волшебства в писательстве никак!