Жизнь моя, как осенний листочек. Роман Том 2 1-10

Каменцева Нина Филипповна
Часть 10. «Ностальгия
и грузинский ресторан Тифлис»

Кто сказал, бороться с ностальгией можно...
Он неправду вам сказал, друзья, это точно....
Сколько живёшь, разбросанный по миру, но...
Для души роднее нет, чем твоя родная земля...

Не поймёшь, пока сам не почувствуешь это,
И в слезах ты вспоминаешь край родной...
Как оскомина, косточкой виноградной..
Попадает в гортань, не выплюнешь её любовь!

    И, где бы ты не отдыхала, всегда перед глазами твой родной край,
Грузия, которая с детства впиталась к нам в волосы, в кожу, в тело и
сердце. Ты видимость показываешь, что тебе хорошо, есть продвиже-
ния, но в машине держишь кассету с народной музыкой грузин и по-
следние песни русских звёзд эстрады. Ты не можешь вычеркнуть всё,
и поэтому ностальгия тебя угнетает. Хотя цепочка наших такая боль-
шая пошла, что достигла в сто человек вместе с детьми, и каждому я,
в том или ином случае, чем-то помогла. Во-первых, первые шесть лет
мой дом был, как перевалочный пункт, приезжали, устраивались, за-
тем приезжали другие. Многих устроили мы на работы, также помог-
ли в получении статуса, проводили уже по состоявшимся дорогам. И
даже племяннику Ашот выслал деньги на билет самолёта, а это было
не мало. За шесть лет полное обеспечение всех в питании, так как со
своих мы не брали ни доллара. И, если к Новому Году надо было поку-
пать подарки, то всем дарили одинаковые. Может, недорогие, напри-
мер, купила за пятьдесят долларов маленькую говорящую ёлочку, это
не дорого, но, так как купила одиннадцать штук, попала в шестьсот
долларов. Но я не считала, что мне должны делать они обратные по-
дарки, только уважение, вот что мне хотелось бы видеть от них.

    После того, как я приехала с отпуска, начала усиленно подготав-
ливаться к открытию ресторана. «Old Georgia's Restaurant TIFLIS»
– такую подготовили надпись на окнах и наверху над рестораном,
кроме этого на зелёной плащевой ткане, укрывающей окна от солн-
ца, а также зимой от снега. Меню уже готово. Пригласила швею, ку-
пив заранее ткань бархатную разного цвета на покрытие столиков
и стульев, а затем квадратиками сшили белые скатёрки и салфетки.
Это было очень нарядно и красиво, а также бархатные занавеси, как
портьеры. Купила посуду кобальтовую, синего цвета, и разноцвет-
ные стаканы. Это нужно было увидеть – такая красота. Одна стена
полностью была в винах, которые утопали в зелени искусственного
винограда, листьев и лозы. Украшена в середине овечьей шкуркой и
чеканкой «Аргонавт». Всё было выдержано в грузинской теме, на по-
доконниках атрибуты грузинской музыки и танцев, это ещё больше
мне напоминало нашу родину, откуда мы приехали, особенно, песни
на плёнке магнитофона многоголосных грузинских певцов.

     Всё готово к открытию, даже завезла грузинские вина особенного
спроса: Хванчкара, Киндзмараули, Твиши, Мукузани Саперави и мно-
го различных вин испанских, итальянских и, конечно, американских,
как знаменитое белое вино Шардоне – элегантное и аристократичное.
Мирлот и белые вина, которые мы подавали к рыбе, коньяк Армянский,
вино Кагор – история производства марки Кагора, одно из самых экс-
трактивных виноградных вин, имеет полный густой насыщенный вид,
и я много о нём читала, также завезли водку Абсолют. Много работала
над собой и, вообще, раньше не знала о вкусовых качествах вин и на-
питков, потому что никогда не выпивала и даже не пригубляла те или
же другие напитки. Моё любимое вино – Хванчкара и то настоящее,
завезённое мне с деревни Грузии, но выпивала не больше стаканчика,
сейчас же должна была знать много о винах, и я читала, изучая допол-
нительную литературу. И даже узнала, что только Кагор доводят до
кипения к восьмидесяти градусам, чтобы получить такой замечатель-
ный напиток десертного вина. Но всё равно какой-то страх был у меня
перед открытием ресторана. Но я всё-таки страх поборола и открыла.
Несколько месяцев назад в Чикаго был открыт магазин-булочная,
и там выпекали грузинский хлеб, мы начали заказывать там хлеб,
нам стали привозить его постоянно. Продукты покупала вначале с
базы, но вскоре поняла, что для такого маленького ресторана лучше
покупать с магазина – в маленьком количестве и всё свежее. Кроме
американской, пошла и многочисленная русскоговорящая публика
с бывшего Союза. Нас стали посещать также с Турции, где что-то
общеe они нашли в сациви1, им оно напоминало их домашнюю еду.
Русские и украинцы заходили покушать борщ, щи с пампушками
чесноком, так что наше меню было очень насыщенным и для любого
вкуса. Особенно для гурманов была чёрная и красная игра, также
осетрина заливная, вареная по-грузински. Я постараюсь вам изло-
жить рецепт холодного блюда Сациви по-грузински, которое дела-
лось из хорошей курицы, подавалось, как закуска до обеда, но мно-
гие заказывали себе на обед, смакуя, и в дальнейшем буду передавать
вам рецепты самых любимых блюд нашего ресторана.

    В субботу и в воскресенье у меня пела со своим племянником Гали-
на Белая. Никто не мог справиться с получением заказов со стола, и это
делала я, потому что пока мои официанты не знали хорошо английский
(была, в основном, родня), и каждый клиент хотел ещё разъяснения, из
чего состоит то или иное блюдо. Со временем ресторан меня полностью
вытесняет из салона красоты из-за неимения времени, на своё место
туда принимаю родственницу. Сама же принимаю заказ, и два официан-
та разносят по столам. Это было трудно для меня. Утром с шести часов
я поднималась и заезжала за братом и ещё работниками на кухню, потом
в магазин, потом в ресторан. На кухне была у меня стиральная машина,
она и сушила тоже, но надо было гладить и, чтобы напрасно не сидеть у
телефона, я разглаживала всё безукоризненно без морщин.

       В салоне красоты иногда просили, чтобы я поднималась днём сде-
лать фейшл, на остальное у меня не было времени. И один раз, когда
я поднялась туда, зазвонил телефон. Я взяла трубку и хотела записать
(appointment) визит на определённую работу, но родственница сказала,
что там нет места, хотя в журнале я заметила, что свободное место есть.
Потом я увидела второй журнал, который она завела у себя на скамей-
ке, и поняла, что она меня просто обманывает. Я сразу же сказала, что
она у меня не работает. Не люблю нечестность по отношению к себе.
И поехала к Галине на работу, она работала в Скоках. Я пригласила её
на работу к себе, она согласилась, зная, что у меня есть и ресторан, и
она сможет там тоже подработать. После того, как она пришла к нам на
работу, мне стало легче, во-первых, я её знала хорошо и доверяла, а, во-
вторых, она мне стала помогать на кухне. Я хорошо знала грузинскую
кухню, и всё делалось по моим рецептам. Но она следила там тоже,
чтобы было всё в порядке. Сашка, мой брат, был сильным и хорошо всё
исполнял. Первое время даже его жена помогала мне на кухне, пока
она училась и брала уроки английского языка. Галина находила общий
язык со всеми клиентами, и я ей могла даже доверить принимать зака-
зы на проведение дней рождения в нашем ресторане.

      Клиентура росла, записывались на многие месяцы вперёд. Ведь
ресторан имел не только красивый вид, но и прекрасную пищу, и
многие русские знали её, заказывали себе столик на вечер. Нас ста-
ли посещать все, даже хозяева, имеющие рестораны в Чикаго и его
окрестностях, и приезжали в Милуоки, приводили к нам своих го-
стей, приезжавших с России и Грузии или же бывшего Союза. Всех
артистов, звёзд эстрады после концерта, на которых так трудно по-
пасть, а тут ты с ними просто разговариваешь, как будто они твои
давние знакомые. Но очень мне запомнились два случая, когда после
концерта пригласили российского эстрадного певца Михаила Заха-
ровича Шуфутинского.

      Организаторы концерта мне позвонили и сказали, что их будет
тридцать человек к десяти часам вечера, и хотят, чтобы постарались
соединить все столы. Но у меня в ресторане было полно народа, и,
пока они закончили, мои официанты не успевали. Начали соединять
столы. Я видела, как вошёл Шуфутинский вместе со своей свитой ар-
тистов, но когда он увидел, что мы всё ещё накрываем, сказал: «Ни-
чего, мы постоим на тротуаре у ресторана, тем более хорошая по-
года. Сколько вам нужно времени?» Я ответила: «Десять минут « И
они вышли. Но проезжала молодёжь на открытой машине, и бросили
недопитую банку кока-колы, и попали в него, хорошо не в лицо, а в
его кожаный пиджак. Когда я узнала, мне было неприятно, мы, прав-
да, помогли почистить его. Я даже извинялась за детей, молодёжь,
хотя это престижный район и, знаю, что такого не бывает здесь.

        А второй случай – это с Вячеславом Добрыниным. Уезжая, я
очень любила его песни, а когда он вошёл в мой ресторан, то непро-
извольно у меня вырвалась: «Живой Добрынин у меня в гостях».
Конечно, в ресторане они никогда у меня не пели, но так мне было
приятно знакомиться со всеми нашими певцами, знаменитостями,
которые не раз посетили мой ресторан. Они никогда не хотели слу-
шать мою певицу Галину Белую, видно хотели расслабиться и отдо-
хнуть после своего концерта.

      Ресторан мне дал много знакомых, не хочу сказать, что он дал мне
хорошую возможность разбогатеть, но я там стала больше зарабаты-
вать, чем в салоне, откуда шла ещё дополнительная прибыль. Вечером
позвонил международный звонок – на проводе брат Ашота, Вано, кото-
рый просил о помощи материальной, я перевела ему 2500 долларов, он
в то время жил на Украине, так и не вернулся домой после смерти его
жены Лизы, там с кем-то он сошёлся, а детей видел изредка, когда они
к нему приезжали. Правда, Валера, его сын, как-то ко мне обратился,
чтобы я помогла с переездом, но я не смогла, так как не было родствен-
ной связи, мне нужен был здесь хотя бы его отец, который не собирался
переезжать. Валерка звонил несколько раз, но кроме гостевой визы, я
ничего не смогла ему выслать. Через несколько месяцев скончался брат
Вано, и деньги ушли на перевозку тела в Тбилиси, на то время это были
большие деньги, и я написала письмо племяннику Валере. Такое по-
слание, в котором мне было жаль, что они потеряли отца:

    Спасибо всем, люблю я вас, как будто я рожала, как будто я носи-
ла вас. И этому причина – молодые годы. Как жалко, что они прош-
ли. И не вернуть нам их обратно. И, если б можно повернуть немного
руль в другую стороны жизни, я выдержала!? Как мне хотелось вам
помочь. Хотелось, чтобы бы были рядом. Ведь все устроились здесь.
Живут, преуспевают в жизни. Кто школы кончил здесь давно, кто
учится в университете, как жаль смотреть на вас мне иногда. Хоте-
лось бы видеться почаще, когда кого-то мы теряем, тогда мы только
понимаем, что жизнь прошла напрасно, могла бы сделать больше я
для вас. Шесть лет здесь я жила ведь с кем-то, всех принимала, но не
жалею никогда. Жалею только, что нет вас рядом с нами...

Рецепт сациви по-грузински
(курица в ореховом соусе)

    Надо взять хорошую жирную курицу, осмолить, потом помыть хо-
рошо, достать из неё всю жирную часть вместе с потрохами. Потроха
отложить и не готовить с курицей, чтобы сама юшка не почернела, а
оставалась светло-белой. Можно курицу нарезать, а я люблю для са-
циви варить целиком, а потом только нарезать. Тот жир, который из
курицы достали, положить в сковородку, нарезать туда большую луко-
вицу и жарить до светлого покраснения, в конце добавить пол голов-
ки очищенного чеснока. Потом всё, что пожарили, перекрутить через
мясорубку, постепенно добавляя туда очищенные и пересмотренные
(чтобы не было шелухи ореха и прослоек) грецкие орехи, один ки-
лограмм. Когда курица хорошо сварилась, вы через дуршлаг понем-
ногу вливаете бульон в массу, которая получилась после прокрутки
через мясорубку, помешивая, добавив соль, красный молотый перец,
хмели-сунели, жёлтый цветок2 в виде пудры, шафран, специально для
сациви пудру кинзы. Как вы поняли, всё сухое. Когда добавляете го-
рячий куриный бульон, обязательно помешивайте, масса становится в
виде каши. Добавляйте до тех пор, пока не получится подлива средней
плотности в виде жидкой сметаны. И туда добавить уже нарезанную
курицу. Когда охладиться, добавляют ложку уксуса. Но так, как в ре-
сторане не подают курицу с косточкой, то нам приходилось туда до-
бавлять мясо куриное только или грудку индюшки.
Варите и ешьте на здоровье. И сколько хозяек, столько и рецептов,
но наш рецепт старинный и очень вкусный. Некоторые добавляют не-
много к жареному луку немного муки, чтобы гуще был соус, но, не
верьте, они хотят сэкономить орехи и положить их меньше нормы.
***
Женщина, которая поёт...
Конечно, Алла Пугачёва,
И все согласятся с этим,
Потому, что она Алла! Алла!

Её концерты видела не раз.
Она одна может заменить
Всю сцену...лишь подчас,
Голос...музыка началась...

Вы готовы её слышать час.
Её песни знают почти все,
От малого до великого...
Красива, на виду у всех...её...

Конечно, яркая фигура!
А голос!?...Такой, какого нет...
Её песни спеть нелегко ...
Много пробовали, неудачно всё...

Она легенда для всех нас,...но
Останется бессмертной навечно,
В сердце запомнится её лицо
Актрисы, пение бесконечно...

_____________
1 На грузинском языке «сациви» означает «охлажденный».
2 желтый цветок – имеретинский шафран, известный так же под названием
кардобенедикта или бархатцев, придаёт желтоватый оттенок сациви.


 

~*~

Продолжение романа                http://www.proza.ru/2013/05/24/2098

Начало второго тома романа          http://www.proza.ru/2013/04/27/1518
Начало первого тома романа          http://www.proza.ru/2011/03/16/208

 

2013

 

©  Каменцева Нина Филипповна, 2013
Свидетельство о публикации №213052400143

http://www.proza.ru/2013/05/24/143