Аврора Вызываю огонь на себя

Морской Профсоюзный Телеграф
«Аврора»: Вызываю огонь на себя.

   «11 мая 1900 года «без перегиби и течи» в присутствии Императора Николая II со стапелей Нового Адмиралтейства в Петербурге сошел величественный корабль, представляющий собой двадцативосьмипушечный винтовой бронепалубный крейсер I ранга. Крейсер нарекли «Авророй» – в честь парусного фрегата времен Крымской войны, который под командованием капитан-лейтенанта И. Н. Изыльметьева  в августе 1854 г. преградил путь англо-французской эскадре, намеревающейся захватить Петропавловск-Камчатский, российский форпост на Дальнем Востоке. Причем во время спуска крейсера на верхней палубе в составе почётного караула стоял 78-летний матрос, служивший в свое время на фрегате.
   До ходовых испытаний было еще далеко, поскольку «Аврору» еще предстояло доработать, что   подразумевало под собой установку машин, монтаж паропровода, вспомогательных механизмов и общекорабельных систем. Но, в любом случае, для российского Императора спуск на воду первого из трех строящихся крейсеров типа «Диана» был что бальзам на душу, особенно учитывая обострившиеся противоречия с Англией. Кто знает, к чему политические интриги приведут, но коли войне быть, то уж чем воевать найдется. Этим, собственно говоря, и объяснялась торжественность обстановки: рождение «Авроры»
приветствовали залпами артиллерийского салюта все стоявшие на Неве корабли.
   Вряд ли кому-нибудь из присутствующих могло прийти тогда в голову, что менее, чем через двадцать лет крейсер станет символом судьбы, а знаменитый, пусть и холостой, выстрел в 1917 году изменит ход российской истории бесповоротно и навсегда. Пока же крейсеру предстояло воевать, и немало. Одно Цусимское сражение чего стоит – тогда погибла практически вся Вторая Тихоокеанская эскадра.  После того боя с превосходящими силами противника израненная «Аврора», защищавшая с несколькими русскими крейсерами транспорты от японских кораблей, после восемнадцати прямых попаданий больше походила на  решето. В течение боя на «Авроре» осколками шесть раз был сбит флаг, но его неизменно поднимали на место. К вечеру он был изрешечён, но продолжал развиваться над крейсером. «Аврора» вышла из сражения с креном на правый борт, залитыми угольными ямами по левому борту и затопленным отделением носового торпедного аппарата. Но ничего. Экипаж, проявив чудеса стойкости и героизма, сумел спасти крейсер. Впрочем, стойкость и героизм стали обычным делом на его борту.
   1941 год. Фашисты во что бы то ни стало стремятся взять Ленинград: непрерывные налеты вражеской авиации, обстрелы тяжелой артиллерии. Казалось, враг поставил целью стереть город с лица земли вместе с его защитниками, среди которых была и «Аврора». Вряд ли немецкие военачальники ожидали такой прыти от дедушки российского флота, принимая во внимание его преклонный возраст и старомодный вид, и тот факт, что он давно отошел от ратных дел: крейсер служил, как рядовое учебное судно для курсантов военно-морских училищ, которые проходили на нем плавпрактику. Разве можно считать его полноценной боевой
единицей? Но на поверку вышло, что «стар золотник, да дорог».
Война застала «Аврору» в Ораниенбауме. Выходить в море крейсеру не имело никакого смысла. «Аврору» включают в систему противовоздушной обороны вместе с другими кораблями и наземными батареями,  в зоне ответственности которых находились подступы к Кронштадту и Ленинграду. Такая задача «дедушке» была вполне по силам, поскольку находившееся на борту вооружение – пушки с зенитками – содержалось в исправном состоянии. Кроме того, крейсер использовался в качестве плавучей базы соединения подводных лодок: установленные на ней средства связи подходили для этих целей.
   Для фашистов, поначалу не воспринимавших «Аврору» всерьез, корабль был все равно, что бельмо на глазу, от которого им так и не удалось избавиться. Разобраться с непокорным судном враг стремился сразу
по нескольким причинам. И не только потому, что крейсер для советского народа был символом Революции. Петергоф, Стрельна, Урицк  были уже заняты противником. Но Ораниенбаум продолжал держаться: в тылу
у гитлеровцев держали оборону бойцы 8-й Армии. «Аврора» отражала налеты фашисткой авиации, тем самым прикрывая суда Балтийского морского пароходства, которые занимались обеспечением защитников
Ораниенбаумского плацдарма. Члены экипажей судов «Аретуза», «Аурания», «Барта», «Мария», «Майа», «Минна», «Отто Шмидт», «Эверанна», «Тиина», «Сауле», «Соммери», «Астра», «Полярис» доставляли боезапас, продовольствие, фураж, топливо, вывозили раненых. И все под непрекращающимся огнем противника: единственный морской путь из Ленинграда в Ораниенбаум на всем протяжении простреливался немецкой береговой артиллерией и бронепоездами.
   Если бы крейсер мог говорить, он рассказал бы о героическом подвиге моряков БМП, которые днем и ночью осуществляли опасные рейсы, которые и для судов, и для моряков обходились очень дорого. «3 ноября 1941г. На пути из Ораниенбаума в Ленинград. Траверз стрельнинских буев. 5 час. 25 мин. Артиллерийский обстрел, 19 залпов.  Прямым попаданием снаряда  пробит правый борт в районе бункера у фальшборта, – следует из сохранившихся записей в судовом журнале «Эверанны» под командованием капитана Ф.Воробьева. – 5 час. 30 мин. При артиллерийском обстреле ранено четыре красноармейца, один из них тяжело…»
   Ораниенбаумский порт, где находилась «Аврора» и швартовались суда БМП, от фашистов отделяли всего каких-то четыре километра. Но, несмотря на все попытки, уничтожить крейсер им так не удалось. «Аврору» бомбили ежедневно. Небольшой личный состав не покидал борт корабля сутками, боролся за живучесть,  тушил пожары.
   Один из самых тяжелых боев крейсер принял 16 сентября 1941 года. Во время массового налета на Ораниенбаум только из одного носового орудия «Авроры» было выпущено 138 снарядов. По свидетельству очевидцев того боя, экипаж крейсера сбил один самолет.
   Постоянные обстрелы с земли и воздуха, тем не менее, сделали свое дело: нарушилась герметизация  заделанной пробоины. Возникла угроза, что «Аврора» затонет. Однако члены экипажа спасли положение: они открыли кингстоны противоположного борта и тем самым притопили корабль. В результате крейсер поставили на грунт, и он, с креном на правый борт, продолжил нести свою боевую вахту. Снятые с судна орудия главного калибра били врага на подступах к Ленинграду в составе сформированных  батарей –  «Аврора» и «Большевик». На их позициях сооружены памятники и мемориалы, входящие в Зелёный пояс Славы. А одно 130-миллиметровое орудие было установлено на бронепоезде «Балтиец» – такой вот привет от крейсера, доставивший немало хлопот гитлеровцам. Также для нужд фронта передавались зенитные орудия 45-го калибра.
   «Ни шагу назад, все для фронта, все для Победы!» – под таким девизом сражалась «Аврора», внесшая неоценимый вклад в защиту Ораниенбаумского пятачка. Именно отсюда в январе 1944 года началось генеральное наступление, в результате которого окончательно прорвали блокаду Ленинграда. Фашисты
же после нанесенного удара так  и не смогли оправиться…
   Сейчас вокруг «Авроры», которой необходим ремонт, кипит немало страстей. Удивительно и просто   немыслимо, что крейсер, столько сделавший для страны, оказался вдруг никому не интересен. Дошло до того, что прежний министр обороны страны Анатолий Сердюков 1 декабря 2010 года вывел «Аврору» из состава Военно-морского флота России. Лишь после того, как сменивший его Сергей Шойгу поручил воссоздать крейсер в первозданном виде и поставить корабль на ход, в судьбе «Авроры» наметились
перемены в лучшую сторону. В настоящий момент идут согласования по техническим заданиям будущего ремонта. И со временем крейсер обязательно с почетом вернется в состав ВМФ. По-другому и быть не может, ведь «Аврора» – та часть истории, которая от нас  неотделима.