Как Стать Умным

Евгений Помогаев
Как  читать  серьезный  текст.
(Полезная психо-техника.)

Конечно, я понимаю, что здесь на Прозе.ру авторы не читатели, здесь авторы писатели. Умение читать им ни к чему. Но я специально поискал и нашел двоих, которые сознались, что они читатели. Им и посвящаю свои размышления.

Если я скажу, что  большинство людей не умеют читать, вы не поверите. Нет, конечно,  азбуку  все знают и могут прочитать объявление и по слогам, и по словам. Речь идет о чтении серьезных текстов.  Уметь  читать – это означает не только озвучить текст, но ПОНЯТЬ его.

Читают очень медленно, с трудом вникая, о чем написано. Прочитать роман Толстого «Война и мир», будущий президент США Клинтон посчитал за подвиг.  Современную фантастику, видимо, за то и любят и читатели, и писатели. Там ничего понимать не надо. Можно и не читать. Повертел книжонку в ручонках, ненадолго запомнил название, и уже можешь отчитаться перед друзьями в своей обычной манере.  «Ты знаешь, дочитал сегодня, ничего себе вещица, но та была экзестенциальнее как-то». Одни пописывают, другие почитывают, и все довольны.

Жизнь  необычайно усложнилась.   Ведь, чтобы прочитать всего лишь этикетку на продуктах питания  недостаточно знать только азбуку. Стихи тоже многие не умеют читать, а их читать надо особо.

 В книгах стали писать  о таких вещах, о которых  раньше и не помышляли. Теперь книгу «Как стать миллионером»  читают на окраине глухой  деревни. Говорят, что такие книги популярны и спрос на них  велик.  Но что-то незаметно, чтоб миллионеров потиражно прибавлялось. Думаю, что одна  из причин их низкой эффективности  та,  что  люди, читая книгу, не понимают, о чем в ней написано.

Это подтверждается и специальными исследованиями, и жалобами писателей на реакцию их читателей. Грубо говоря, если в книге написать, где зарыт  миллион, но не указывать этого в оглавлении, то никто и не прочитает, и не найдет.   
   
Многие  русские люди  не знают многих русских слов, и соответственно не знают, что эти слова  обозначают. Хотя им кажется, что им все ясно, только пересказать, хоть убей, не смогут.  Помните Эллочку-людоедку?  Это - не юмор, это - не исключение.  Такие читатели  словам придают свой собственный личный смысл, а у многих слов у них  совсем нет значения, только общее впечатление. И таким образом, у них  язык  превращается  из средства общения в личное мычание.  Десяток слов им хватает на все случаи жизни.  Они не знают, что обычно у писателей принято пользоваться общепринятым русским языком и значение любого слова всегда можно проверить по словарю.

Нынче   малообразованные  люди, совершенно не изучавшие языкознания, взяли  моду  значение  современных слов высасывать из происхождения слова, а происхождение выискивать в псевдоисторической  литературе.

У  большинства  людей  нет  привычки  перед  чтением  дать себе установку «главное понять, о чем написано».  Они  считают себя очень умными, и, например,  начиная новое  дело,  не любят ни с кем советоваться, поэтому все их начинания обречены на глупость и посредственность, и проблемы.  Прочитав в статье,  книге первые две строчки   они готовы хоть восхвалять ее, хоть осуждать. Исходя из своего настроения, а не из содержания статьи.
 
Если человек понял текст, ему нетрудно его пересказать.

Если человек понимает смысл слова, ему нетрудно дать определение этого слова.  Причем в нескольких вариантах. Дедушка – это родственник, это отец матери, это муж бабушки, это самый старый член семьи, это старик  и т.д.

Особенно трудно дается  понимание абстрактных слов – процесс, цикл и т. п.  Можете вы ответить, что такое процесс?   В уме нет готовых образов для таких слов.  Каждый  вырабатывает их сам во время обучения в школе. Человек, не учившийся в школе, не умеет разделить свою речь на отдельные слова,  не умеет ответить на вопрос «что это?» одним словом.   

1. Если хочешь жить лучше, то перед чтением любого серьезного текста, надо пополнить энергию мозгам. Например, поесть семечек.

2. Затем взять в руки текст и «прислушаться»  к мыслям, которые идут в голове.

«Надо сделать то или это».
 «Что сейчас по телевизору?»
«Надо скорей прочитать да отдать».
«Пообедать что ли?»

Все мысли идут примерно одинаковой силы, и вы можете выбрать любую. Но надо дождаться примерно такую: «Интересно, о чем тут написано?» А иначе время будет потрачено зря.
 Можно и специальными приемами привести себя в состояние интереса.   Однажды  видел, как студентка прижимала к груди учебник, обнимала его и даже целовала.

Что нужно взять в руки, если текст на мониторе, придумайте сами.

3. Затем, продолжая держать текст в руках, надо дать себе установку и сказать себе: «Дорогая Валя (дорогой Петя), сейчас мы начнем вот это читать и самое главное нужно понять, о чем здесь написано. Особое внимание уделим тем словам, смысл которых не совсем ясен. Во время чтения не будем  делать никаких оценок и выводов, потому что это будут глупые оценки и выводы».

Такими словами вы включите структуры мозга, занимающиеся пониманием. Включаются и выключаются они легко и просто, работают автоматически, никаких усилий прилагать не следует.

Однако,  «понималка» не включится, если  вы скажете или подумаете: «Посмотрим, что за ерунда тут написана?», или «Наконец-то и я прочитаю эту гениальную вещь».  Потому что понимание вам уже не требуется, вам заранее все  понятно - это ерунда,  – это гениально.  Тогда, прочитав текст, вы ничего в нем не поймете. Самое интересное, что  вы не поймете и того, что ничего не поняли. Ведь «понималку»-то вы сами выключили. Однако, будет ощущение как будто все понятно. Помните, как в школе вы искренне уверяли учительницу: «Да, я учил!» Но проверку пересказом не выдерживали.

 Правда, во время чтения многие замечают, что внимание уходит в сторону или совсем отключается, или идут посторонние мысли. В школе мы такое состояние называли «смотришь в книгу, а видишь фигу».  А всего-то и надо было, что сказать несколько правильных слов и воздержаться от остальных.

4. Окончив чтение, надо обдумать текст. Для этого так же, словами, надо включить «думалку». Но «понималку» выключать нельзя.

И «понималка», и «думалка» у всех людей работают примерно одинаково и очень медленно. Разница в том, что дети, глупые люди требуют немедленных выводов, а умные люди  дают время своим мозгам спокойно поработать, и получают, естественно, более правильные выводы. Умный любит думать, а глупый не любит. Самые умные думают долго, советуются с другими мозгами, снова думают… Собственно, только поэтому они живут лучше вашего.

5. «Думалку» надо не только включить, но и задать ей цель работы. Закончив чтение, надо сказать себе: «Дорогая Валя, (дорогой Петя), теперь надо не спеша обдумать все это, есть ли тут что-нибудь полезное для меня, для моей семьи. Никаких выводов пока делать не будем. Пусть полежит, а завтра внимательно перечитаем. Утро вечера мудренее».

Краткий итог 5 пунктов – пополнить энергию,  читать с интересом, главное понять, обдумывать с  целью, только потом выводы.

Я признаю для себя только одну цель для чтения – польза. Чтение для времяпровождения обычно соседствует с другим пустым занятием – нытьем про неудавшуюся жизнь или поиском виноватых.

У тебя нет денег, счастья, друзей, любви, трактора?  А что ты  делаешь, чтобы все это было? Ноешь? Или обвиняешь?

Пользоваться  толковым словарем русского языка  для любого  читателя желательно, а в серьезных случаях – обязательно. А для писателя  обязательно  всегда и непременно. Жаль, что этому учат в школе только талантливые учителя.

Если вы сможете  уяснить, о чем написано в   5 пунктах, и применить хотя бы раз, то дальнейшая жизнь у вас прояснится.