Коба или Рождение тирана

Николай Ника Квижинадзе
КОБА или РОЖДЕНИЕ ТИРАНА

Заявка художественного телесериала.

Формат - 8-12 серий.
Жанр – историческая драма.
Хронометраж – 52 минуты.

Общее

Сталин был самый знаменитый и, в то же время, самый  неизведанный человек в мире. Так писал Анри Барбюс. Ни одна историческая фигура двадцатого века не собирала столько противоречивых мнений о себе. Ни одна так не восхищала и не ужасала. Тайна Сталина умерла вместе с ним, и мы никогда не узнаем, что в действительности думал он о себе, о своих юных годах, своих победах и поражениях, о партии, о народе, о мире и о том социализме, который строил.   
Наш фильм - попытка понять, на примере детства и юности вождя народов, как рождаются тираны, какие обстоятельства жизни и повороты судьбы приводят человека к безудержной жажде власти, к фанатической твердости в достижении цели, к деспотизму, к человеконенавистничеству, попытка взглянуть на историю глазами самого Сталина. Быть может, это поможет лучше понять и его, и эпоху, олицетворением и порождением которой был он сам. 


Пролог
НАТ. ПАНОРАМНЫЙ ПРОЕЗД ОТ АРБАТА ДО ДАЧИ СТАЛИНА В КУНЦЕВО  (ФРАГМЕНТАРНО) УТРО

Из центра Москвы (Калининский проспект) камера движется по улицам в сторону кунцевской дачи Сталина, из современности в прошлое, из 2008 года в 1953-й. По мере движения камеры краски в кадре тускнеют, приобретают новый необычный оттенок, помогающий лучше воссоздать атмосферу давно минувших дней.
И вот уже мы въезжаем на территорию дачи, и нам отдают честь караульные, одетые в форму НКВД.

ТИРТ:

1 МАРТА 1953 ГОДА

 Естественный фон (шум улиц, шелест листьев, человеческие голоса, щебетание птиц и пр.) медленно уходит и его место занимает песня на стихи Сталина. Поет девочка-грузинка тоненьким голоском. Без аккомпанемента. Чистый нежный голос.

ДЕВОЧКА
(поет за кадром)
Ходил он от дома к дому,
Стучась у чужих дверей,
Со старым дубовым пандури,
С нехитрою песней своей.
А в песне его, а в песне -
Как солнечный блеск чиста,
Звучала великая правда,
Возвышенная мечта.
Сердца, превращенные в камень,
Заставить биться сумел,
У многих будил он разум,
Дремавший в глубокой тьме.
Но вместо величья славы
Люди его земли
Отверженному отраву
В чаше преподнесли.
Сказали ему: "Проклятый,
Пей, осуши до дна ...
И песня твоя чужда нам,
И правда твоя не нужна!"

А камера (на титрах) бродит по комнатам дачи и ищет, ищет нашего героя. И находит. Сталин спит на диване в кабинете.

СОН СТАЛИНА – НАТ. ОПУШКА ЛЕСА В ТУРУХАНСКОМ КРАЕ ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ В РАЙОНЕ ПОСЕЛКА КОСТИНО 1913 ГОД ДЕНЬ

Сильная пурга. Коба с трудом преодолевает сугробы. Слышен приближающийся волчий вой. Наконец, Коба падает ничком, потеряв последние силы. Он приподнимает голову, почувствовав чей-то взгляд.  Он видит: рядом с ним сидит огромная волчица. Она пристально смотрит на него, потом поднимается и медленно уходит. Коба опускает лицо в снег.

ИНТ. ДАЧА СТАЛИНА В КУНЦЕВО КАБИНЕТ УТРО

Сталин просыпается. Ему слышится конское ржание. Он  встает, подходит к окну. Он вдруг видит, как территорию дачи пересекает всадник в папахе и чернобурке на белом коне. Но быть может это ему показалось?

СТАЛИН
(голос за кадром) 
Мне уже 73 года и жить мне осталось, скорее всего, немного. Я бы не был Сталиным, если бы этого не понимал. И именно теперь, когда я порядком поизносился, мои соратники в кавычках начали почти открытую борьбу со мной. Это закон природы – новое наступает, старое уходит в небытие. Только вот, что считать старым и что новым?

Сталин подходит к столу, на котором развернута газета «Правда» с материалами Х1Х съезда КПСС и другая «Правда» с портретами вождей – Берии, Хрущева, Маленкова, Булганина и др. Он берет красный карандаш и жирно очерчивает круги  вокруг портрета своих соратников, ставя на каждом вопросительный знак.
Взгляд Сталина останавливается на портрете Ворошилова.
Он снимает телефонную трубку.

СТАЛИН
(в трубку)
Клим, приезжай ко мне сейчас.

Ходит по кабинету.

СТАЛИН
(голос за кадром)
Впервые я почувствовал себя неуютно среди казалось бы верных мне людей в день своего 70-летия. 

ХРОНИКА

Страна празднует 70-летие Сталина – на стройках и заводах, в поле и на море, дома и в школе... Весь мир празднует этот юбилей. Торжественная встреча в Кремле с представителями рабочих и крестьян, интеллигенции и учащихся. Сталину несут подарки. В кадре поочередно Берия, Маленков, Хрущев и другие соратники Сталина.

СТАЛИН
(голос за кадром)
Вот они, красавчики! Берия, Маленков, Хрущев, Микоян… Их лица сияли безграничной любовью ко мне, но я вдруг очень остро почувствовал их внутреннее озлобление, их зависть, их животный страх… Я был не на шутку встревожен. Я понял, что они готовят мне удар. Этой скрытой  тактике борьбы с врагами я хорошо научил их. И я решил их предупредить -  ударить первым…   
 
ХРОНИКА

Х1Х съезд КПСС. Сталин поднимается на трибуну. Овации. Сталин начинает говорить….. Его слушают соратники по партии, делегаты.

СТАЛИН
(голос за кадром)
Тогда, на съезде я говорил мало, всего несколько минут и все решили, что я просто выдохся, окончательно потерял силы. Я видел это и мне было смешно в душе. Как же хорошо они знают своего вождя! Засранцы! Но потом, уже на Пленуме, я им показал кто в доме хозяин. Надо было видеть эти лица, искаженные страхом. Они поняли, что старый волк еще жив и сумеет за себя постоять. И еще они поняли, что я объявил им войну – всем сразу! И что война эта ни на жизнь, а на смерть.
   
Сталин открывает шкаф и достает альбом со старыми фотографиями. Он садится возле окна в кресло и начинает их разглядывать. Вот фотография Сосо – выпускника духовного училища, вот его отец, мать, вот его дом в Гори.

СТАЛИН
(голос за кадром)
Почему пожилой человек чаще  обращается к своему прошлому, чем молодой? Наверно потому, что у молодого прошлого мало и он пока еще не чувствует его груз. Ко мне прошлое  является само, помимо моего желания.  Иногда это очень мучительно, а иногда даже забавно. Мой родной Гори у меня в гостях чуть ли не каждый день. Бывает, он несет мне радость, но больше печаль,  грусть, какую-то потаенную боль…

Часть первая.

Жестокое детство («Я мог бы стать неплохим сапожником, как мой отец, и прожить до глубокой старости в родном грузинском городке Гори. Но я еще продолжал верить в бога и, по настоянию матери, поступил в Тифлисскую духовную  семинарию»).

1886-1890 годы. Гори.
Сосо 8-10 лет. Убогая лачуга. Голод. Нищета. Мать Кеке – прачка, волевая, очень набожная, часто берет  Сосо с собой в церковь. За провинность жестоко наказывает сына. Отец – сапожник и пьяница. Он тоже бьет сына. Накопившуюся обиду Сосо выплескивает в уличных драках с мальчишками. Сосо дразнят, что его отец не Бесо, а Яков Эгнаташвили, князь, у которого Кеке служит домработницей. Сосо уединяется в Горийской крепости. В воображении он рисует картины былинного прошлого Грузии и видит себя на коне, защищающим родину от захватчиков. Мать и сын страдают от побоев Бесо, но иногда дают ему отпор. Однажды маленький Сосо навлекает на себя гнев отца, безуспешно пытаясь защитить мать от нападок. Он бросает в него нож и прячется у соседей. Торговец- еврей Давид Паписмамедов жалеет Сосо, помогает ему деньгами, советами, покупает книги. Сосо дружит с его дочерью Яфой. Он также дружит одноклассником Иосифом и Камо. Мать читает Сосо Евангелие, а он спрашивает: Почему Христос позволил себя распять? А мать: Он пожертвовал собой во имя нашего спасения.
Сосо прилежно учится в Горийском духовном училище, он –  певчий в церкви. Но ему не нравится палочная дисциплина в училище. Он выступает против садиста инспектора Бутырского и попадает в карцер. Ученики направляются на экскурсию с преподавателем  Хахуташвили в пещерный городок Уплисцихе. Там Сосо встречает Предсказателя, который пророчит ему страшное будущее. В день Крещения Сосо спасает сестру Камо – Софу из-под колес фаэтона и повреждает себе руку. Бесо резко выступает против училища, спорит с Кеке – он хочет, чтобы его сын стал, как он, сапожником.

Конец первой части 1
Бесо насильно увозит Сосо в Тифлис и устраивает на обувную фабрику. Разгневанная Кеке хочет вернуть сына, но Сосо прячется. Он не хочет быть священником. 

Конец первой части 2
Кеке удается возвратить сына в училище и Сосо заканчивает его с отличием. Ему дают направление в Тифлисскую духовную семинарию. Бесо гибнет от ножевого ранения в пьяной драке. Узнав об этом, Сосо убегает в Атенский храм, просит защиты у Бога от несправедливости. Настоятель храма отец Константин успокаивает Сосо.


Часть вторая.

Дорога к храму («Я мог бы стать священником, как мечтала моя мать, и дослужиться до сана патриарха. Но я разочаровался в боге и стал революционером, за что был  отчислен из Тифлисской духовной семинарии»).

1894-1899 годы. Тифлис.
Сосо учится в Тифлисской духовной семинарии. Тут строгая дисциплина, изнуряющие молитвы, а за стеной веселый и разноцветный Тифлис. Сосо с Иосифом сбегают с занятий, бродят по городу. Сосо знакомится с проституткой Марго и влюбляется в нее. По ночам при свете огарка свечи он читает «Катехизис революционера» Сергея Нечаева, который призывает порвать с законами цивилизованного мира. Сосо говорит, размахивая книгой Дарвина: А быть может, Бога нет, быть может, учителя нас обманывают? Сосо пишет стихи. Он встречается с писателем и общественным деятелем князем Ильей Чавчавадзе. Чавчавадзе печатает стихи молодого поэта в своем журнале. Сосо становится Кобой (грузинским Робин  Гудом). Знакомство с работой Ленина «Что делать?» Он начинает пропускать занятия в семинарии и руководит рабочими марксистскими кружками. Он вступает в социал-демократическую организацию «Месаме Даси» под руководством Ное Жордания, которая становится ядром грузинской социал-демократии. Он читает воспитанникам семинарии запрещенные книги,  издает нелегальный рукописный журнал. Грубо объясняется с инспекцией. В его квартире устраивается обыск. Кобу вызывает к себе владыка Гермоген – ректор Тифлисской духовной семинарии.

Конец второй части 1
Владика Гермоген убеждает Кобу не спешить с решением покинуть семинарию. Он готов ему простить проступки,  приводит серьезные аргументы в пользу продолжения учебы, пророчит ему сан патриарха. В результате этой беседы и некоторых других обстоятельств, Коба в корне меняет свое отношение к революции. Отныне он ревностный служитель бога. 

Конец второй части 2
Владике Гермогену не удается переубедить строптивого учащегося и Коба исключен из Духовной семинарии. Религиозная Кеке переживает страшный удар. 

1935 год. Тбилиси (дача Сталина в Ликани – Боржоми). После долгих лет разлуки Сталин встречается с матерью. Кеке высказывает сожаление о том, что ее сын так и не стал священником. 

Часть третья.

Как закалялась сталь («Я мог бы стать убежденным борцом за освобождение рабочего класса и крестьянства, как хотели  мои старшие товарищи, но я разочаровался в революции и незаметно для себя стал самым настоящим бандитом, который безжалостно грабит и убивает людей. У меня были все основания закончить свою жизнь в тюремной камере»).

1899-1903годы. Тифлис. Батуми. Кутаиси.
Коба становится профессиональным революционером. Он ведет активную революционную деятельность, готовит стачку.
Его жизненный маятник резко качнулся от бога к дьяволу. У Кобы хранятся листовки и нелегальная литература РСДРП. Коба встречается с агентом «Искры» Виктором Курнатовским, который становится его наставником. Кеке еще раз делает попытку вернуть сына на круги своя, но безрезультатно.  Коба организовывает первую демонстрацию в Тифлисе против самодержавия. В столкновении с казаками льется кровь.
Куртановского арестовывают. Коба бежит в Гори. Он узнает у Давида  Паписмамедова, что Яфа умерла. Он идет к настоятелю Константину и говорит с ним о вере.
Коба на нелегальной положении, он живет в маленькой комнатке, изучает «Капитал» Маркса. Его ищет полиция. По инициативе Кобы и Ладо Кецховели начинает выходить "Брдзола" ("Борьба") - первая нелегальная грузинская социал-демократическая газета, последовательно проводившая идеи ленинской "Искры". Кобу направляют в Батуми. На берегу моря Коба собирает единомышленников. Горячие споры о методах  революционной борьбы. Коба жаждет активных действий. Многие с ним не соглашаются. Коба добивается своего - Батуми сотрясает демонстрация. Кровь и ярость. Полтора десятка убитых. Аресты. Коба убегает в горы, но его хватают и бросают тюрьму.
Уголовники пытаются издеваться над неопытным Кобой, но он быстро берет над всеми верх и сам становится авторитетом. Начальство тюрьмы предлагает ему стать осведомителем. Он отказывается. Они бросают его в карцер. Но Сосо не сломить. Политических заключенных проводят сквозь палочный строй. Коба спокойно проходит под ударами с книгой в руках, читая. Он теперь лидер и устанавливает в тюрьме свои порядки. Его переводят в Кутаисскую тюрьму. Там новые издевательства и новые допросы.

Конец третьей части 1
Коба много раз пытается бежать из тюрьмы, но каждый раз все заканчивается карцером. Коба раздавлен, сломлен. Он становится осведомителем. Он покоряется судьбе вечного каторжника.

Конец третьей части 2
Кобу ссылают в село Новая Уда Балаканского уезда Иркутской области, где он получает письмо от Ленина. Коба вновь обретает силы. Он бежит из ссылки и скрывается в родной деревне.

ИНТ. ДАЧА СТАЛИНА В КУНЦЕВО КАБИНЕТ УТРО

Панорама территории дачи. В кустах застыл в напряженной позе караульный 1. Видны сначала его до блеска начищенные сапоги, а потом – его глаза, внимательный настороженный взгляд. Слышится шум мотора. Черный лимузин подкатывает к шлагбауму. Караульный 2 в форме НКВД открывает шлагбаум и,  вытянувшись, отдает честь. После того, как машина проезжает, он тут же звонит по «вертушке».

КАРАУЛЬНЫЙ 2
Автомобиль проследовал к объекту номер один.

 ИНТ. СЛУЖЕБНАЯ КОМНАТА ДАЧИ СТАЛИНА В КУНЦЕВО УТРО
 
Офицер Хрусталев сидит у стола чуть расслабленный после бессонной ночи с телефоном в руках. Верхняя пуговица кителя расстегнута. Рядом стакан с чаем в подстаканнике.

ХРУСТАЛЕВ
(в трубку)
Хорошо.

Кладет трубку и отпивает чай.

ХРУСТАЛЕВ
(Офицеру в смежную комнату)
Кузьмич, гость уже приехал.

ОФИЦЕР
(голос за кадром)
Лады. Шустрый какой, однако! Сразу прискакал.

Хрусталев встает из-за стола, застегивает пуговицу, оправляется. Надевает фуражку.

ХРУСТАЛЕВ
(с ироничной многозначительностью) 
На то и кавалерия.

НАТ. ДАЧА СТАЛИНА В КУНЦЕВО УТРО

Лимузин подруливает к парадному входу в дачу. Водитель быстро выскакивает из машины в спешке открыть своему начальнику дверцу, но Ворошилов справляется с этим сам, останавливая своего подчиненного  решительным жестом:

ВОРОШИЛОВ
Брось ты мне эти барские фокусы! Никак не отучу.
 
Ворошилов бодрым шагом поднимается по ступенькам к входу, Хрусталев его приветствует по струнке:

ХРУСТАЛЕВ
Здражелаю, товарищ маршал!

ВОРОШИЛОВ
И ты еще тут! Отставить!

ХРУСТАЛЕВ
(без позы, почти по-дружески)
Доброе утро, Климент Ефремович.

ИНТ. КОРИДОР ДАЧИ СТАЛИНА. УТРО.

Ворошилов и Хрусталев идут по коридору.

ВОРОШИЛОВ
Что Хозяин? Опохмелиться найдешь? А то прямо в кальсонах подняли.

ХРУСТАЛЕВ
Хозяин, видно, не в духе. С утра никого не звал. Валька с подносом переминается, не знает, завтрак заносить?

ВОРОШИЛОВ
Разберемся!..
 
Появляется Валя и на ходу подносит Ворошилову стограммовую стопку со спиртом и бутерброд. Тот, не останавливаясь, залпом ее опрокидывает. Быстро откусывает бутерброд. Возле двери в комнату Сталина процессия замирает.

ВОРОШИЛОВ
(Хрусталеву)
Докладывай!.. Хотя ладно,  лучше я сам.

Смотрится в висящее на стене зеркало. Принимает серьезный вид. Стучит и, не дожидаясь ответа, входит в комнату. Хрусталев облегченно переводит дух.

ИНТ. ДАЧА СТАЛИНА В КУНЦЕВО КАБИНЕТ УТРО

Сталин сидит возле окна в кресле и рассматривает старые фотографии.

ВОРОШИЛОВ
(входя)
Здравствуй, Коба! Вызывал?

Сталин оборачивается. Проницательно смотрит на Ворошилова. Взгляд смягчается.

СТАЛИН
Здравствуй, Клим! Не вызывал, а позвал. Русский язык очень богатый. Товарищ Сталин вызывает маршалов. А Коба зовет старых друзей..., которых почти не осталось.
Все теперь маршалы, министры, важные персоны. Где наша славная ленинская гвардия? Где пламенные революционеры-большевики?
Ты завтракал?

ВОРОШИЛОВ
Спасибо, я не голодный.

СТАЛИН
(тепло)
Вижу, не успел,- сразу приехал…

Сталин нажимает на звонок. В дверях появляется Хрусталев.
ХРУСТАЛЕВ
Доброе утро, товарищ Сталин.

СТАЛИН
(Хрусталеву)
Хрусталев, организуй нам завтрак. И пусть прихватят для Клементия Ефремовича еще сто грамм, а то ему, кажется, мало.
(Ворошилову)
Садись, Клим, располагайся.

Хрусталев уходит. Ворошилов садится. Сталин продолжает медленно расхаживать по комнате.

СТАЛИН
Так вот, я спрашиваю, где же она ленинская гвардия? Невозможно работать без веры в товарищей. Вокруг много врагов. Затаились, выжидают. Надеются, что мы изменим нашим принципам, откажемся от идеалов пролетарской революции. Пока жив товарищ Сталин, этому не бывать!
(Пауза)
Но товарищ Сталин не вечен.

ВОРОШИЛОВ
Коба, что случилось? Откуда такие настроения? Партия давно расправилась со всеми врагами и изменниками, и скрытыми, и открытыми. У нас никогда не было такого сплоченного руководства! Народ верит своим вождям, бесконечно верит тебе. Без этого мы бы не победили в войне, не сумели справиться с разрухой.

СТАЛИН
Брось, Клим! Все мы люди, и Иосиф Джугашвили тоже человек. Все мы смертны, а значит, рано или поздно уйдем из этого мира. Что дальше? – вот основной вопрос. Кто, а главное, как продолжит работу?

ВОРОШИЛОВ
Брось, Коба, эти крамольные мысли! Ты здоров, полон энергии. О чем ты говоришь? Рядом твои верные соратники…

СТАЛИН
Ты прав, соратники рядом. Ни на секунду не отходят, все высматривают, боятся что-нибудь прозевать, упустить момент. Будь осторожен, Клим. С тобой-то они точно не станут церемониться.

Входит Валя с подносом. За ее спиной появляется Хрусталев. Валя вносит завтрак. Сталин ждет пока она удалится. Провожает ее взглядом. Хрусталев и Валя уходят.

СТАЛИН
(ухмыляясь)
Лаврентий, небось, уже знает, где ты. Суетится. Станет тебе звонить, допытываться. Опасно дружить с вождем.

ВОРОШИЛОВ
Мне плевать на Лаврентия! Не таких видали! Вспомни Царицын, Калач…
(наигранно)
Шашки наголо!

СТАЛИН
(с оттенком нежности в голосе)
Ты не меняешься, Клим. И седина ничему не научила. Есть в жизни вещи поопасней шашек. Народ прошел через сотни испытаний, через лишения и горе! Он вышел из них очищенный, сохранил веру, даже когда некоторые из наших товарищей ее теряли. Надо доказать, что все было не зря. Настало время собирать камни, а наши биологические возможности, как людей, не бесконечны. Возможно, нужен кто-то молодой, решительный, энергичный.

ВОРОШИЛОВ
Какой еще молодой? О чем ты говоришь, Коба? Это же просто кощунство! Кто, кроме тебя сумеет мобилизовать массы? Кому еще народ поверит так искренне и беззаветно?

СТАЛИН
Э-э, все это только слова. Вот, возьми это на хранение.
 
Сталин протягивает Ворошилову толстую папку бумаг
с грифом «Особо секретно. Личный архив товарища Сталина».
 
ВОРОШИЛОВ
Что это?

СТАЛИН
Так, безделушка. Мои воспоминания. О детстве. О юности. Еще мысли кое-какие. Спрячь подальше, а будешь умирать, накажи кому-нибудь хранить это, не показывать никому. Сделаешь?

ВОРОШИЛОВ
Твое желание для меня закон. Только к чему все это?

Сталин не отвечает. Он подходит к окну, за которым моросит мелкий дождь.

СТАЛИН
(потирая больную руку)
Погода, что-то меняется. Кости ломит.

ВОРОШИЛОВ
Весна. Начало жизни.

СТАЛИН
Начало, говоришь? Ну-ну! Ладно, поезжай! 
 
Ворошилов выходит из кабинета. Входит Хрусталев.

СТАЛИН
А теперь Хрусталев, я буду отдыхать. Постарайся не тревожить меня до тех пор, пока я сам тебя не позову.

ХРУСТАЛЕВ
Понял, товарищ Сталин.

Хрусталев уходит.
Сталин ходит по кабинету. Вдруг он замирает. Он отчетливо слышит цокот копыт. Он подходит к окну. Мимо окна медленно проезжает всадник в папахе и чернобурке на белом коне.

Часть четвертая.

Рождение тирана. («Пройдя суровые жизненные испытания в детстве и юности, я чудом остался жив. И тогда, почувствовав себя изгоем, я впервые задумался о своем предназначении, о том, а не антихрист ли я? Одна участь у всех, кто живет на земле - у праведника и нечестивого, доброго и злого, добродетельного и грешного. Я понял, что лучше быть среди живых, поскольку и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Во чтоб это ни стало я решил жить, не веря ни в бога, ни в дьявола. И бороться за место под солнцем».

1904-1907 год. Село Диди-Дигоми. Батуми. Тифлис. Баку.
Коба на родине предков. Он останавливается у крестьянина Гургена. Кобу преследует князь Эгнаташвили, который боится крестьянского бунта. Коба жестоко расправляется со старым врагом.
Коба едет в Баку и останавливается у Сергея Аллилуева и его супруги Ольги Федоренко. Их двухлетняя дочь Надя  (будущая вторая жена Сталина) случайно подает в бурный поток и  Коба спасает ее. Вернувшись в Тифлис, он спасает от разгрома подпольную тайную Авлабарскую типографию большевиков, выявив предателя среди рабочих. Коба встречает Екатерину Сванидзе и женится на ней. По настоянию набожной невесты влюбленные венчаются в церкви. Они снимают комнатку в низеньком глиняном домике. Екатерина (Като) подрабатывает швеей. А Коба часто исчезает по революционным делам. Като рожает мальчика - Якова. Молодые живут в нищете. Екатерина заболевает. На лечение денег нет. Коба везет ее к родным, но по дороге она умирает на его руках.
Революции нужны деньги. Коба получает информацию о перевозке большой суммы государственных денег. Он решает их захватить. Ему помогает Камо. Среди бела дня на Эреванской площади казаков забрасывают бомбами. Камо арестовывают. Кобу найти не могут.
Убивают Чавчавадзе. Говорят, что это дело рук большевиков. Коба возмущен. Он идет на могилу Чавчавадзе, хотя его предупреждают, что она оцеплена жандармами и осведомителями. На кладбище Кобу пытаются арестовать, но он бежит. 
Умирает настоятель Константин. Перед смертью он признается Кобе, что следил за ним с того самого дня, когда Коба маленьким мальчиком переступил порог его храма. Настоятель увидел в нем антихриста. Он советует Кобе проверить это его предположение - попробовать взобраться на Храдонскую скалу. По преданию, только антихристу это по силам.
Коба лезет на скалу и срывается. От смерти его спасает князь Эгнаташвили, который поджидал Кобу на вершине. Эгнаташвили считает Кобу виновником смерти своего сына. Он привязывает его к каменной глыбе на вершине скалы и бросает по палящими лучами солнца...

Эпилог

ИНТ. ДАЧА СТАЛИНА В КУНЦЕВО УТРО 

Сталин подходит к столу. Машинально просматривает бумаги. Потом открывает ящик стола. Кладет их туда. Вдруг замечает что-то в глубине. Просовывает руку и вытаскивает шапочку семинариста. Удивленно и с интересом  разглядывает ее.

СТАЛИН
(голос за кадром)
«Религия – опиум для народов»... Хм, по-ленински образно и точно... Тебе, Иосиф, ни за что так не написать. Ты бы не осмелился и потому всегда обходил этот вопрос стороной. Ты даже в своей биографии не скрыл, что учился в духовной семинарии. Неужели некоторые посеянные зерна остаются в нас навсегда?
(лицо принимает жесткое выражение)
Нет! Товарищ Сталин взял на себя больший грех – товарищ Сталин подменил веру идеологией, попытался подменить Бога собой!.. Даже Ленин этого не посмел. Кто-то должен был взять на себя ответственность!

(поднимает голову и смотрит на портрет Макиавелли)

Во имя великой светлой цели. Семинарист Иосиф не решился, зато товарищ Сталин посмел. Как думаешь, Никколо, имел он право? Ты ведь тоже считал, что цель – главное, она оправдывает средства.
 (отворачивается и начинает задумчиво ходить по кабинету)
Забыл, что в мире нет ничего вечного? В мире все преходяще и изменчиво. Меняются нравы и обычаи, меняются понятия о справедливости, меняется сама истина... Поймут ли нас с тобой?
(вертит в руках шапочку)
Потомки написали на твоем памятнике: "Имя его выше всех похвал". Что они напишут на моем?

Сталин медленно обходит стол, берет бутылку красного вина, наливает в бокал. С удовольствием отпивает. Заметно, что ему становится немного не по себе.

СТАЛИН
(голос за кадром)
Все то, что действительно существует, все то, что изо дня в день растет, – разумно, а все то, что изо дня в день разлагается – неразумно и, стало быть, не избегнет поражения... Люди тленны... Образы нетленны. Но образ в мире один – святой лик Христа! Христос принял на себя все грехи человеческие, чтобы искупить их. Он мученик. Товарищ Сталин ни своих, ни чужих грехов не искупил... Цель оправдывает средства, но не искупает грехов.

Сталину становится плохо. Он пытается позвать дежурного, давит на кнопку звонка. Никто не отвечает. Сталин медленно садится, а затем вытягивается на тахте.

СТАЛИН
(голос за кадром)
Кто мне их отпустит? Революция не умеет ни жалеть, ни хоронить своих мертвецов...

И видится ему, будто тонет, тонет и захлебывается он в бушующем море. И видится ему, что хватается он за веревку, которую изо всех сил тянет на себя стоящая на пирсе Сулико. Она плачет, плачет и боится за него. И тянет, тянет изо всех сил веревку, чтобы помочь ему выбраться на берег. Но веревка обрывается…
И тогда  «семинарская» шапочка выпадает из его руки. И тогда он чувствует резкий порыв ветра. Он чувствует, как какая-то неведомая сила подхватывает его и несет, несет невесть куда. И тогда он открывает глаза и видит себя маленьким Сосо, прижатым крепкой рукой всадника к коню, который несет его прочь от кунцевской дачи.
И замолкает шум прибоя, и на смену ему приходит песня девочки о всеобщем счастье, написанная когда-то им. Но и песня эта постепенно растворяется в городском шуме современного мегаполиса. И вот он уже плавно движется по широкому проспекту, обгоняя машины, но замирает перед красным светом светофора. И видит он, как по утреннему безлюдному переходу переходит дорогу Коба. Переходит не спеша, засунув руки в карманы, с независимым и спокойным видом человека, у которого все еще впереди….
КОНЕЦ

#никаквижинадзе
#сталин
#рождениетирана
#коба
#сосо