Глава 73. Лидия Алексеевна Чарская

Виктор Еремин
Сказки Голубой феи, в том числе: Царевна Льдинка; Дуль-Дуль, король без сердца; Веселое царство; Мельник Нарцисс; Сказка про Ивана, искавшего счастье и др. сказки

Самая читаемая писательница предреволюционной России (Л.Н. Толстой и А.П. Чехов даже конкурировать с нею не могли), Л.А. Чарская мало знакома современному читателю. В свое время ее творчество подверглось жесткой критике со стороны А.М. Горького и К.И. Чуковского и с 1920-х гг. было запрещено новой властью как разлагающее молодежь. Книги Чарской изъяли из библиотек, а писать о ней или издавать ее произведения в советской стране не дозволялось. Впрочем, ничего особенного в романах, рассказах или сказках Чарской мы не найдем — сочиняла она много, сладенько и в меру плаксиво. Потому и была столь нелюбима энергичными творцами эпохи революций.
Ныне никто точно не знает, где и когда родилась Лидия Алексеевна и где и как она умерла. Могилы ее есть на трех погостах России, но в какой точно покоится прах Чарской, установить пока не удается.
Лидия Алексеевна Чарская родилась 19 января 1875 г. (или 1878 г., или 1879 г.) то ли в Санкт-Петербурге, то ли в Царском Селе, то ли где-то на Кавказе. Отец ее — военный инженер, полковник Алексей Александрович Воронов. Имя своей матери Чарская старательно скрывала — женщина умерла во время родов дочери. Отец женился вторым браком, но отношения с мачехой у Лиды не сложились. Девочка несколько раз убегала из дома. По долгу службы отца семья жила тогда в Шлиссельбурге. Дабы лишний раз не рисковать, Алексей Александрович решил определить дочь в Павловский женский институт.
Лида обучалась там с 1886 по 1893 г. Во время учебы девушка тяжело заболела оспой. Мачеха оставила дом и малых детей и целый месяц выхаживала падчерицу: если бы не ее за-бота, Лида вряд ли выжила бы. Так состоялось семейное примирение.
В последний год обучения в институте к девушке посватался молодой офицер Борис Чурилов. После свадьбы жили они вместе недолго: офицера послали служить в Сибирь, Лидия отказалась ехать с ним. Сразу после рождения сына Юрия Чурилов уехал и уже никогда не вернулся: служил в Сибири, а потом погиб на фронтах Первой мировой войны.
Чтобы содержать себя и ребенка Лидия Алексеевна поступила на Драматические курсы при Императорском театральном училище в Петербурге, по окончании которых в 1898 г. была принята в труппу Петербургского Александринского императорского театра. Сценический псевдоним она себе выбрала Чарская — либо от слова «чары», «очарование», либо по фамилии главного героя А.С. Пушкина в «Египетских ночах».
Играла Чарская исключительно субреток или старух, в основном в эпизодах, платили ей мало. Решив поправить финансовые дела писательством, в 1901 г. Лидия Алексеевна сочинила повесть «Записки маленькой гимназистки». Опубликовала она ее под своим сценическим псевдонимом в журнале для детей «Задушевное слово». В дальнейшем в этом издании были опубликованы почти все произведения писательницы.
Успех «Записок…» был грандиозный! В течение нескольких месяцев Чарская стала властительницей дум всех гимназисток и школьниц России и оставалась таковой вплоть до революции. Согласно официальной статистике, по читательской востребованности в нашей стране она была третьей из всех писателей мира — после Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина. Не меньшей популярностью ее сочинения пользовались в Европе! Феномен популярности писательницы не понят до сих пор.
За 15 лет Чарская опубликовала около 80 книг. Преимущественно это были исторические романы с главными героинями — девочками или истории из жизни институток, которую писательница знала на собственном опыте. Но не меньшее место в творчестве Чарской занимали сказки.
Лидия Алексеевна отдавала предпочтение волшебным сказкам и сочиняла по моде тех лет нечто среднее между сказками Х.К. Андерсена и О. Уайльда. Первые волшебные творения писательницы увидели свет в 1912 г. в сборнике «Сказки Голубой феи». В книгу вошли «Волшебный оби», «Царевна Льдинка», «Дуль-Дуль, король без сердца», «Три слезинки королевны» и др. Сказки не принесли Чарской такой популярности, как исторические и институтские повести, но сегодня они по праву считаются классикой отечественной литературы для детей.
К сожалению, литература не приносила Чарской и малой толики того, что получали другие писатели. Среди издателей считалось неприличным платить этой актрисе достойную цену. За переиздания и допечатки ей вообще не давали ни гроша. Чарская была рада и тому, что ей давали с барского плеча те, кто наживал на созданных ею книгах миллионы.
Первая мировая война и революции 1917 г. обрушили писательницу на самое дно жизни, навсегда сделав ее нищей и не нужной в этом мире. В 1918 г. закрылось «Задушевное слово», публиковаться стало негде. А в 1920 г. была издана «Инструкция политико-просветительского отдела Наркомпроса о пересмотре и изъятии устаревшей литературы из общественных библиотек». Одним из первых в списке изымаемых авторов стояло имя Лидии Чарской. При Советской власти ей удалось опубликовать только 4 маленькие детские книжки под именем Н. Ивановой. Иванов — фамилия третьего мужа писательницы, с которым она прожила самые тяжкие годы старости.
Не известна судьба сына Чарской. Юрий либо погиб в годы Гражданской войны, либо обосновался на Дальнем Востоке и связь с матерью не поддерживал.
Поначалу Лидию Алексеевну спасал театр, но в 1924 г. актриса уволилась, и лишь изредка ее брали подработать в массовке. Пришел на помощь жесткий противник писательницы К.И. Чуковский — он выхлопотал Чарской скромную пенсию, такую маленькую, что ею невозможно было покрывать ежемесячную квартплату.
Особенно тяжело было Лидии Алексеевне во времена компанейщины, когда в школах организовывались показные суды над литературными героями вроде Евгения Онегина, Печорина или героев Тургенева. Наравне с литературными персонажами из писателей судили только Чарскую. Имя ее стало ругательным и обозначало сентиментальную пошлую дуру. Лидия Алексеевна знала об этом и старалась спрятаться подальше от бесконечного кошмара.
Дети из ближайших дворов, любившие книги Чарской, подкармливали ее в годы гонений и даже подбрасывали ей деньги. Женщина стыдилась, плакала, но была рада любой помощи. А один из поклонников, не известный нам по имени, уговорил Лидию Алексеевну выйти за него замуж. Что с ним сталось впоследствии, историки-биографы не знают.
Известно только, что к концу 1920-х гг. Лидия Алексеевна была замужем третий раз за человеком по фамилии Иванов. Он где-то работал, денег приносил мало. В 1936 г. писательница обратилась за помощью к Б.А. Лавреневу, поскольку у них с мужем уже 3 месяца не было денег, чтобы оплатить квартиру, и домоуправ грозился выставить стариков на улицу. С постоянным голодом они смирилась окончательно.
Предполагают, что Лидия Алексеевна Чарская умерла 18 марта 1937 г. (или 1938 г.) то ли в Ленинграде, то ли в Адлере, то ли в поселке Чкаловский Краснодарского края. Похоронена она то ли на Старом Адлерском кладбище, то ли на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, то ли на кладбище Чкаловского. Если могила Чарской в Адлере или в Чкаловском (вопрос «как она могла там оказаться?» остается открытым), то на Смоленском кладбище неизвестно кем установлен кенотаф — погребальный памятник над пустой могилой. В любом случае, петербургская могила Чарской почти 100 лет всегда стоит обихоженная и украшенная цветами.