Непал - одна жена для всех братьев

Слава Орлов
В глухом районе Хумбла непальских Гималаев девушка выходит замуж не только за своего избранника, но и сразу за всех его братьев, при этом не важно, сколько их и какого они возраста. В этом не очень гостеприимном для жизни человека районе Гималаев такой семейный союз для многих местных жителей представляется довольно выгодным, однако иногда ни к чему хорошему не приводит...
Деревушка Брасси, расположенная на юго-западе Непала в самом захолустном районе Хумбла, на почти самой границе между Непалом и Китаем, стала пробуждаться. В молчание утренней зари ворвалось эхо далекого тамбурина.
 Гуру Кег достал из сундуков отделанные нутрией платья и вышитые парчовые накидки. Эта одежда приготовлена для свадьбы его дочери Анг Долма сразу с пятью мужчинами.
Уже давно Лобсанг Лама из соседней деревни Баргаон и Гуру Кег решили поженить своих детей. Гуру Кег сообщил своей пятнадцатилетней дочери Анг Долма о предстоящем замужестве. В этих местах обычай брака с двумя-тремя, а то и больше, братьями так же стар, как и сами Гималаи.
Для тибетцев, мужчин и женщин, в обычае совместного сексуального «владения» женщиной ничего неприличного нет. Никакой трагедии они из этого не делают. Климат Тибета необычайно суров, и условия жизни в этих местах играют большую роль в сохранении такой редкой формы брака. Эта практика характерна не только для бедных слоев населения, но и для состоятельных людей, владеющих землей. Замужество дочери - «мероприятие» не из дешевых и обходится в копеечку. Однако Гуру Кег, отец невесты, далеко не бедняк, как, впрочем, и многие живущие на плодородных землях люди, которых в этих местах называют «народ солнечной долины». Долина благосклонно дает местным жителям возможность выращивать гречиху, рожь, просо, картофель.
Однако на высоте четырех тысяч метров над уровнем моря такие благоприятные для земледелия места - большая редкость. Деревушка Брасси является исключением. В большинстве случаев лед и снег губят урожаи, потому земля, которая могла бы использоваться для сельского хозяйства, чаще стоит нетронутой. К тому же в этих местах очень сложно проводить оросительные работы. Поэтому земли, расположенные высоко в горах, используются как пастбища для яков, коз и овец. Естественно, в таких условиях одному мужчине сложно справиться с работой на ферме и с пастбищем. Без женщины ему не обойтись.
Процессия, появившаяся на горизонте, напоминала караван. Это двенадцать детей семейства Лобсанг Ламы с родителями из Баргаона направлялись в деревушку Брасси за дочерью Гуру Кега. Когда они вошли в Брасси, деревня наполнилась радостными криками, восклицаниями. Мужчины и женщины с букетами вербы в руках приветствовали гостей. На центральной площади деревни начались танцы: женщины красиво покачивали платками, приплясывая напротив танцующих мужчин. При этом обе группы танцоров пели, вторя солисту. Их пение эхом откликалось в холодном воздухе гор.
В это время пятнадцатилетняя невеста Анг Долма находилась в дверях специального, предназначенного для бракосочетаний, дома. Анг выглядела как настоящая принцесса. Ее лицо было украшено жемчугом, кораллами и серебром. Головной убор, представляющий собой намотанный на голову украшенный бирюзой шарф, напоминал корону. Волосы невесты были заплетены в две косы и обильно смазаны растительным маслом.
  Несмотря на всеобщее веселье, Анг Долма, казалось, почти не обращала внимания на происходящее вокруг. У нее был абсолютно безучастный вид. Впрочем, ее мнение о предстоящей свадьбе никто и не спрашивал, оно никого не интересовало. Не желая показаться неучтивой, невеста заставляла себя следить за церемонией, организованной взрослыми в ее честь, хотя, если быть честными, эта свадьба больше предназначалась для укрепления отношений между двумя деревнями. Анг дрожала, даже несмотря на то, что на ней была меховая шубка, расшитая шелком.
Цимбалы, тамбурины, рожки заглушали песнопения монахов. В наполненную дымом комнату дома бракосочетаний вошел жених, разодетый в бирюзовый костюм, отороченный мехом выдры и мускусной крысы. На его голове красовался берет из фетра. Со всех сторон виновника торжества окружали родственники. Всех плотно окутывал голубой дым можжевельника и запах ладана. Люди уже дышали как яки во время тяжелой работы, от выпитого их слегка пошатывало. Хриплыми голосами они хвалили друг друга.
Перед одним из представителей жениха, роль которого исполнял старший сын семьи Лобсанг Ламы, были поставлены фигурки птицы и черепахи, слепленные из ржаной муки.
«Где живут наши создатели и на кого они похожи?» - запел хор девушек. «Один летает в небесах, другой плавает в воде. Птица защищает жизнь, черепаха держит на себе весь мир. Эта женщина будет как черепаха, мужчины - как птица», - отозвался хор парней. Затем началось праздничное застолье. На столах появились мясо яков, жареный ржаной хлеб, семена ржи, соленый чай и пиво, сваренное из ржи. Еду подавала сама хозяйка, мать невесты, наряженная в одежду пяти цветов: голубой символизировал небо, белый - облака, красный - огонь, зеленый - воду, желтый - землю.
Такие свадебные застолья у тибетцев длятся всю ночь. Поутру мужчины расходятся, прихватив с собой оставшееся мясо яков, ржаной хлеб, чтобы угостить членов своих семей.
Утопающую в шелках Анг Долму привели в комнату, где уже находился жених и мать невесты. От слез веки матери так вспухли, что не было видно глаз. Невесту окружали полные зависти подруги, ведь многие из них наверняка останутся в старых девах, и счастья им не видать. Многомужие, с одной стороны, уменьшает прирост населения, а с другой стороны, невольно дает еще молоденьким девушкам статус старых дев, потому к внебрачным отношениям здесь относятся терпимо. Одинокие женщины обычно имеют нескольких детей... Гуру Кег благословил уход Анг Долмы из семьи, намазав ей лоб маслом яков. А маленькие брат и сестра спели прощальную песенку, желая молодым благополучия и процветания в будущей супружеской жизни.
Процессия с невестой и женихом отправилась в обратный путь к деревне Баргаон. На повороте дороги все остановились, давая возможность невесте бросить полный слез взгляд на родную деревню Брасси, попрощаться с детством. Затем молодые продолжили свой путь на верх холма, где светились огоньки Баргаона.
Прибыв на место, Анг Долму повели к деревенскому шаману. Он дал молодым кольцо, символизирующее объединение молодых с богами их общего дома, в который новая семья внесла Анг Долму через порог на руках. В полной растерянности, невеста оказалась в комнате. Ее попросили сесть на ковер рядом со старшим братом, где мукой выведен знак свастики - символ буддистов, приносящий счастье. Если утром свастика останется такой же четкой, как была накануне, монахи объявят жениха неспособным к супружеской жизни.
Следующий день был посвящен визитам подруг Анг. После обеда в доме появились мужчины. Один за другим женихи-братья пришли вместе со своими родственниками, которые намазывали парней луковым маслом, освятив таким образом их союз с Анг Долма. В течение последующих четырех дней Гуру Кег со своими приятелями ходил по домам Баргаона, распевая песни. И всюду их гостеприимно встречали, угощали и поили вином. Все это время, в течение шести дней, на невесту почти не обращали внимания. Сидя в доме, она тихо разговаривала со своими подружками.
Как нам объяснял Гуру Кег, наличие нескольких мужей - благо для женщины. Если вдруг один муж ее оставит, то о ней будет заботиться его брат. Глава семьи - старший брат - обеспечивает семью всем необходимым. Младшие ему в этом помогают. Общая жена формально принадлежит старшему брату, но он обеспечивает справедливое распределение ее ласк. Тибетское общество требует, чтобы каждому брату досталось равное количество «сексуальных услуг».
Иногда женщина «в упор не хочет видеть» младшего, который ей не по вкусу, так как слишком молод. Или, напротив, она может польститься на его молодость, предпочитая заниматься любовью с младшим братом в ущерб старшему. Однако трудная жизнь заставляет мужчин уходить из дома на заработки, поэтому муж почти всегда наслаждается ласками жены в одиночестве.
Жилища в деревне устроены примерно на один лад. Анг Долму поселили в отдельной комнате, ключ от которой она оставляла под дверью. Обычно мужья не навещали ее одновременно. Однако, если кто-то из братьев ключа на месте не находил или замечал у порога мужскую обувь, это означало, что ему следует зайти к общей жене в другое время.
А вот многоженство мужчин - вне закона. Развод же пустая формальность. Достаточно покинуть общее жилище и поселиться отдельно. Но дети остаются под присмотром супружеской пары, даже если супруги разведены. При ежедневном или сезонном отсутствии в доме почти всех братьев отцовство легко устанавливается. А как быть, если все-таки общая жена постоянно спит со всеми братьями? Такой вопрос в районе Хумбла непальских Гималаев не стоит: никто из братьев не настаивает на четком определении отцовства, они с одинаковой теплотой относятся ко всем детям. Дети в свою очередь рассматривают дядей как единое целое, никак не выделяя своего отца, даже если они его знают.
Все братья теоретически имеют право на семейную собственность. В реальности же тибетцы противятся разделу имущества. Тот, кто покидает семейный очаг, получает ничтожную долю. Объединяя братьев вокруг одной женщины, тибетцы избегают дробления на куски семейных благ, ведь они живут в очень бедных районах, и потому каждая вещь в доме - на вес золота.
Но время неумолимо идет вперед. Несмотря на свои исторические корни, многомужие уходит в прошлое. Оно уже не так необходимо, как прежде, когда мужчинам приходилось мобилизовывать все свои силы для того, чтобы содержать жену. К тому же против этого экзотического обычая выступают политики Индии, Китая и самого Непала. Развитие туризма и влияние администраций районных центров этой местности способствуют тому, чтобы этот обычай исчез навсегда. Да и отношения в многомужних семьях стали далеко не идеальными.
Через несколько месяцев по решению братьев Анг Долма ушла из семьи. По мнению мужей, она оказалась слишком юной для такого брака. К тому же один из старших сыновей семьи Лобсанг Ламы, по имени Сонам, решил учиться в школе в Симикоте, районном центре Хумбла, и ему никак не хотелось себя связывать с совсем еще «соплюшкой» Анг Долма. Братья решили, что лишь красавица Зоомкет, на которую заглядывались многие мужчины деревни, могла бы удовлетворить их страсть. Правда, для такой связи существовала проблема: Зоомкет уже была замужем за их друзьями - тремя братьями Анг Долмы. Но несмотря на это, Сонам и Зоомкет сбежали тайком в соседнюю деревню. Расстроенный Гуру Кег потребовал у своего бывшего друга, Лобсанг Ламы, возвращения своей дочери к законным мужьям. После длительных переговоров Лобсанг Лама, настоял, чтобы его сын, Сонам, вернул Зоомкет в семью. Однако сама Зоомкет наотрез отказалась. Между семьями разразился настоящий скандал!
                Галина Остякова,  Вячеслав Орлов