Встреча на дороге

Макориус
                ВСТРЕЧА НА ДОРОГЕ

                Нет испытаний не по силам. Судьба твоя предрешена.
                И, если ты живёшь строптиво, страдает тело и душа.


Шёл как-то один человек из города в деревню. Дорога долгая, да всё пешком. Вот и притомился. Сел у дороги, разложил небогатый обед и - только собрался есть, как увидел вдалеке путника. Засомневался, стоит ли сейчас обедать: ведь, пока он ест, подойдёт тот, другой, и, возможно, попросит поделиться, а у него и так еды на одного, и то не досыта.  Но он знал, что такое голод, и решил не прятать обеда. Пока одолел четверть обеда, подошёл путник, пожелал мира и здоровья, а потом спросил, сытен ли его обед.
- Хочешь попробовать?
- Если угостишь.
Горожанин протянул хлеб и знаком пригласил сесть.
- Куда путь держишь? - спросил путник.
- Иду к брату денег в долг взять.
- Хорошо, когда есть богатые родственники.
- Да какой он богатый!  Корова у него двойню родила. Вот одного телёнка он и продал.
- А ты эти деньги забрать хочешь?
- Как забрать!? В долг взять! Я ж отдам!
- И где возьмешь?
- Заработаю, конечно.
- А что раньше не заработал?
- Как не заработал?! Ещё как заработал! Да расходов много…
- Куда же деньги уходят?
- Да всё по необходимости.
- И много её у тебя?
_ Эх! Мил-человек! Необходимости у меня выше крыши. Детей - аж семеро, и жена хворает. И кобыла сдохла, а крышу латать надо.  Тяжела моя ноша, и помощи ждать неоткуда.
- Бедный ты, несчастный!
- Смеёшься?
- Так что ж, по твоим словам - хуже, чем у тебя, ни у кого нет.
- Да говорю же тебе: худо так, хоть вешайся!
- Что ж не вешаешься?
- Да как же?!  Без меня они все пропадут!
- Ты за них боишься или за себя?
- Странный ты какой-то! Конечно, за них.  Я-то что? Мне много не надо. Крыша над головой и хлеба кусок.
- Не любишь ты себя, мил-человек, и дела свои не ценишь. От того и ноша твоя кажется тебе тяжёлой.
- Полюбишь тут!  Дел полон огород, а рук не хватает. А ноша моя и впрямь тяжела. Примерил бы её на себя - тогда бы и понял, каково мне.
- А давай! - неожиданно сказал путник. Снял свою сумку и одел городскую. Одел и рассмеялся. - Разве это ноша? Пахнет скверно и раздута, как пузырь. А тяжести - что в ковше с брагой. Я таких десяток одолею и не споткнусь.
- Хвастать любой горазд! Дай твою примерю.
- Осилишь?
- Давай, не робей, и не такое подымал.
Взял городской ношу путника, взвалил на себя, да как крякнет. Ноги подогнулись. Руки обвисли, а голос сипит: - Сними, сними, Христа ради…   Путник ношу свою обратно на себя взвалил, городского по щекам хлопает, воду в рот льёт. Еле в чувство его привёл.
- Да, - говорит городской, - ноша твоя не по силам мне. Как же ты с ней ходишь и не гнёшься?
- Сила воли не даёт согнуться. Сила духа не даёт упасть. Сила мысли не даёт ей быть тяжёлой.
- Неужто и я так смогу?
- Если послушаешь меня, то сможешь.
- Говори, путник, слушать тебя буду.
- Вот тебе три вещи - кусок хлеба, кружка вина и монета. Положи всё это дома в красный угол и не бери при любой нужде.
- И всё?
- Дослушай до конца, не перебивай.
- Хорошо, хорошо, говори.
- Положишь к монете ещё одну, да месяц брать не будешь. Станет две. Положишь четыре - будет восемь. То же самое с хлебом и вином.
- Вот здорово! Спасибо тебе, путник!
- Да куда ж ты так торопишься?
- А что-то ещё?
- Ну, ты даёшь! Я тебе самого главного не сказал.
- Ну-ну, говори, я слушаю.
- Деньги хлеб и вино должны быть тобой заработаны! Не в долг, не найденные, не выигранные, а заработанные. И ещё: когда почувствуешь достаток, положи эти три вещи в мешок, пойди любой дорогой и отдай первому встречному.
- Так ты тоже когда-то …
- Да. И я, и много кто на Земле. Только для каждого свой способ нужен. Кому монета, кому книжка, кому - икона. Но самое главное - и без него ничего никогда не получится …
- Что же это? Желание?
- Да! И вера в свои силы!