Десять дней марта

Кенга
 


                Глава из романа - эпистола

                ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
 
                2003 год

  Читать предыдущую главу  http://www.proza.ru/2013/05/05/9
    

 Давид - 07.03.03.
Ах, Ангел мой (хранитель), Вы в своем репертуаре. Спасибо, но не беспокойтесь. На Машу деньги лежат. Так что все должно быть нормально. Подробности еще не решены - врачи сами не спешат. Риск. У Нины голова кругом
Быть довольным собой очень приятно, но трудно. Я стараюсь. С Вашей помощью, Ангелочка! Вы очень поддерживаете мое "самомнение" - в этом и польза лести, кто не понимает: она тоже прибавляет душевного здоровья. Потому ее и любят так душевнобольные... А кто сильно здоров, те презирают. Тоже мне, умники!  Ваш Д.

Галя - 07.03.03.
Ах, друг мой, Вы очень чуткий. Я действительно вдруг почувствовала, что должна срочно Вам позвонить и услышать голос. Настолько срочно, что даже сама не соображала, для чего мне это нужно. Как ребенку, дайте и все.
 Из праздничного ассортимента был Дорман - ланч вдвоём. Звонки, звонки. Были очень приятные. Например, Реликт пригласил на заседание общества краеведов,  значит, и я становлюсь членом. Вот уже и в партии буду. Буду ходить на заседания, буду голосовать. Еще я должна написать им дарственную на 20 моих фотографий, без этой бумажки они не могут  повесить в обществе охраны природы мои снимки. Позвонил наш лечащий врач, мне он был всегда симпатичен, сказал, что те 10 лет, что он наблюдал БВ, были незабываемы, и он благодарен судьбе, за знакомство. Математик пригласил отпраздновать день в обществе его "женщин" среди которых будут жена и две аспирантки - помощницы. Так что завтра мне обеспечен бокал вина в обществе, а не одной. Попытка посмотреть французский фильм "8 женщин" с Катрин Денев, Даниель Дарье и др. ничего кроме скукоты не вызвал, бросила на 5-й минуте. Беспомощно.
Нина  К. рассказала, как ее знакомая раздобыла где-то статью обо мне в нашей Королевской газете, надо сказать  удачную, напечатанную сразу же после Вашего отъезда, 3-го августа. "Любовь как точка зрения",  с моими снимками и моим портретом, за которую корреспондентка получила первое место и премию в 100 рублей! Теперь уже Нина гордилась, что я "выступила". Вот так мы все немножко тщеславны. Дорману я показывала рецензию на Хюлле,  и он сказал, примерно то же, что и Глоцер, что о языке уже и не пишут. Он, если ему надо показать свой класс перевода, приводит просто перечень своих работ, а их у него около 15 (с английского).  Целую, обнимаю, моего милого друга. Ваша Г.

Давид – 08.03.03.
Ангелочка! Вместо Лондона отправляюсь на пару дней в Орот! До вторника! 
Уже почистил противогаз. И приготовил белую простыню! – Целую, - Ваш Д.

Давид - 11.03.03.      
Дорогая Ангелочка! Вдруг стало невмоготу дома -  и сорвался неожиданно для себя. Проведал родичей, развеялся и наморозился, сегодня утром примчался домой, хорошо, тепло, соскучился и всем доволен. И тут же приехал сын, хотя был всего три часа. Беседовали мы с ним сегодня все время об иудаизме - начитавшись того самого автора, которого я редактирую, я засыпал моего мудреца коварными вопросами. Он ответил достойно. Ну, а я от дальнейших комментариев воздержался. Хотя они у меня были. Свои мозги не вправишь. Но было очень интересно. Одну историю из истории (уф!) иудаизма он рассказал замечательно поучительную. Только я ее понял с точностью до наоборот. Но ему не признался. Зачем смущать юный ум? пусть остается в святом убеждении, что все правильно.
Но Ваша рукопись независимо ни от чего двигается! Я ее высматриваю довольно придирчиво, вредный я. Уж не знаю, что Вы скажете. Однако я хоть и вредный, но деликатный. (Знаете, что такое деликатный палач, например?)
"8 женщин" бросили правильно. Лучше уж посмотреть "8 с половиной женщин" Гринуэя - хотя это тоже не самый его лучший фильм. Но, по крайней мере не банальный. А ведь Вам еще предстоит удовольствие смотреть 3 фильма Стеллинга!! Завидую.
"Мои" сейчас уже должны быть в Филадельфии - мне еще предстоит созвониться с ними и ошарашить. Володя уже примирился - хотя в двух письмах очень активно атаковал меня и пытался устыдить и урезонить. Но я стоял как скала.
Надеюсь, Вы в порядке, Ангел мой. Целую Вас. - Д.
 (А Вы помните, кто такой "милый друг"?!)

Галя -12.03.03.
Хорошо, что Вы дома. Помню, помню,  кто такой «Милый друг» у Мопассана   -  нечто  эротическое, как тогда по наивности казалось. Между прочим, недавно Глоцер рассказал историю, когда он предъявил претензию одной редакции за использование названия его книги "Дети пишут стихи", на что они гордо ответили, что это не является его собственностью. - А "Мать", можно назвать так произведение? - После этого они заткнулись. Так что остается неясным, могу я или не могу называть Вас милым другом (если  понравится такое обращение), без  шанса нарваться на претензии от наследников Мопассана.  Что скажете?
Хотелось бы представить, что Вы сейчас делаете с моей рукописью. Будьте предельно строги, я сама вижу много неточностей, недосказанностей. Переделываю окончание главы, где о ссоре БЗ с Риной З. Делаю, как Вы посоветовали, именно взгляд только с моей позиции. Кстати, взяла почитать эту книгу. Она хорошо написана, интересно читать. Рина - как живая, со своим своеобразным языком. Даже обидно, что она не нашла тех же слов для БЗ. Просто он ей " не по зубам". Да, суров был мой муж...
В сегодняшних Известиях интервью  С. Михалкова, которому не много, не мало, а 90 лет, на вопрос: -  кого из детских авторов он бы отметил,  - сказал, что сейчас читатели спрашивают "только мои книги, Барто, Заходера и Чуковского". Даже Маршака не назвал. «Удачливый» (издатель), помните? - тоже назвал эти имена.
Состояние Невесомости прошло. По вашему совету занялась заброшенным творчеством – рукоделием -  надо расширить покрывало, сделанное из галстуков. Оно  узковато для новой спальни. Так я крою - раскраиваю серию галстуков, собранных  в последние годы.  Жаль, не попросила у Вас, а то бы вспоминала... У меня там галстуки Колмогорова, всех математиков. Из писателей, даже Белля.          Наша знакомая, которая дружила с ним, привезла их после его кончины.
Теперь, когда Вы окончательно не едете в Лондон, я, конечно, одобряю Ваше решение на уровне интуиции,  иначе никак объяснить не могу, разве что эгоизмом, но это не может быть решающим. Что-то другое.
Милый мой друг, Ваша Ангелочка к Вам относится очень хорошо. Может быть совершенно напрасно, но тут уж ничего не поделаешь. Это тоже на уровне интуиции. А вообще-то я соскучилась эти два дня без Вас. Мечтала бы услышать  и от Вас такие слова, но ведь пишите, что только о доме. "Дом, милый дом..." - если помните, эти слова я произносила каждый раз, возвращаясь c Вами, так что присоединяюсь.

  Давид -12.03.03.               .
Ангелочка, Ангел мой, как приятно было получить вчера "встречное приветствие", как всегда теплое и сердечное. 
Я не перестаю думать о том, что Вы меня немножко (?) придумываете и сильно (!) завышаете "курс моей валюты" - но все равно это не мешает мне ценить такое редкостное в нашем мире отношение, которое так или иначе помогает держаться на плаву.
У меня сейчас какое-то застойное состояние. День похож на день и что-то подгрызает. Я, конечно, не унываю, просто стараюсь расшифровать подаваемые изнутри сигналы: чего тебе надобно, старче? Вообще-то, надоела зима затянувшаяся непривычно, все холодно и холодно, сейчас у нас с вами почти одинаково. И дожди продолжаются (на благо Кинерета). Но это мелочи. Тем более, что когда начнется жара, тоже мало не покажется и начнешь ждать зимы и "прохладных ночей".
Конечно, здесь опустело с отсутствием "моих"  и Володи. Анна существует только виртуально, даже нет - аудио: по телефону. Да и вообще, это не та степень близости. Но, так или иначе - все мои интересы в Москве, в Питере.
Без новой информации о Вас - могу писать только о себе. Можно на всю катушку обнаружить свой эгоизм. Большевизм, коммунизм... все измы противны. Целую Вас, спокойной ночи. Будьте спокойны и здоровы. - Д.

  Галя - 13.03.03.               
Эгоизмом по изму. Мы очень синхронно предались этому занятию. Но, видимо, именно оно движет нами. Да, я к Вам "отношусь". Что это, действительно эгоизм? Я уже не думаю, насколько необходимо Вам мое "отношение", а думаю только о себе - что мне без этого плохо, а уж Вы, со своим сильным характером, решайте сами, как это использовать: для вашего блага или игнорировать - делайте как Вам лучше. Опять, моя интуиция подсказывает мне нечто, но я никогда не решусь советовать - все должно происходить само собой, по движению души, сердца. Если не происходит – значит, так тому и быть. Разве важно - завышаю или придумываю Вас? Вероятно - и то и другое, но это уже не имеет для меня никакого значения.
 Шью свое покрывало, хотя чувствую, что такая работа уже не радует меня, как прежде. Видимо я и занималась столь кропотливым трудом, что некуда было девать творческую энергию. Так и родились мои картины. А теперь у меня совсем другой ритм жизни и настрой. Вообще - чего же я хочу сейчас? Мне самой не понятно. Хочу душевного комфорта.
Хотя, что же я тревожусь? уже вернулась домой окончательно. Сегодня утром было такое хорошее состояние, что я отважилась, и надо сказать с наслаждением, искупалась в сугробе, благо за ночь выпал свежий снег. В это время, неожиданно появился на соседнем дворе муж домработницы Математика, он остановился пораженный зрелищем вдвойне - само купание в снегу, а уж мой вид - вообще! Но я не стала обращать внимание на публику и наслаждалась от души.
Выставки в Муроме не будет, у них прорвало трубы и они чинют. Позвонили из Коврова и сказали, что  сами привезут мои картины.
Я сегодня  странно пишу письмо. Пишу долго и много, а в результате получилось  маленькое, просто на меня это не похоже. Все вычеркиваю и вычеркиваю. Боюсь сказать лишнее, а в результате, боюсь, не сказала главного. А что главное? Главное Вы и сами знаете, так что Ваш Ангел остается по-прежнему Вашим Ангелом, он готов защитить Вас ото всех невзгод, если только Вы ему позволите. Душой я с Вами. Целую в лысинку, Ваша он же Ваш Ангел. (Горгоночку помните?).

Давид - 13.03.03.         
Ангелочка, теперь мы займемся литературоведением - на повестке дня французская классика. (Надо бы проконсультироваться у Ксении.) Я читал "Милого друга" лет 45 назад. Наверное, Вы правы, что касается степени "эротичности" этой книги. Этого я совсем не помню. Но для меня этот образ (а вместе с ним и "термин") сохранился в памяти как символ "бабника и ходока", как грубо сказали бы сегодня. А чтобы уточнить - надо перечитать. Может, это я по молодости и глупости так понял тогда.
Но все это ведь чепуха и шутки. А насчет "авторских прав" - то Вы спокойно можете называть меня так, не рискуя попасть под суд, при двух условиях: 1/ если я не литературное произведение; 2/ если же и литературное - то если никто из наследников авторских прав Мопассана не дожил до наших дней.
Да, дом - это конечно. Такой древний и попутешествующий человек как я, очень даже ценит стабильность и постоянность окружающих его стен и предметов. Скучно - но факт. Таким я не был, но таким я стал. (Можно считать началом поэмы под названием "Думы бывалого странника на теплой печи".)
Вам не слышно, как громко у меня поет Эдит Пиаф? Класс!
Что я делаю с Вашей рукописью, я Вам примерно написал: терзаю. Я не могу быть предельно строгим или непредельно строгим. Я просто реагирую и стараюсь не прозевать. И оставить Вам свободу выбора. Я буду присылать по частям, если Вы не возражаете, - чтобы ускорить процесс. А что Вам будет неясно из моих помарок - сделаете запрос (по всей форме - на бланке!) 
Вы же хотели взять у меня галстуки! И оба позабыли... Жаль - а то бы они вошли почетным образом в Вашу "картину", - глядишь, и я бы попал в славный ряд.
Вчера показывали у нас какую-то художницу, которая делает картины... "из тканей!" - сказал ведущий с восторгом. А я посмотрел на эту стряпню и подумал: Вам бы нашу Галочку!
А Михалков вечный как мироздание целовался сегодня в засос с президентом всея Руси! Всех перецеловал: от Сталина и до... Кто на очереди?
Интуиция. Что это такое? «Мои» ответили из Америки на мое письмо - они смирились, но, как сказали, "со мной было бы интереснее" - они там все уже видели и хотели ПОКАЗЫВАТЬ МНЕ. М б действительно огорчил я их - только не пойму: чего от меня толку? Только лишняя обуза. Сегодня они вылетели в эту  Филадельфию. Кажется, Вы довольны предстоящим приездом Вашей тезки и этой «густо-населенной Филадельфии». Это хорошо. Апрель уж на носу.
А где это Вы у меня отыскали лысинку? коварная! Зашла с тылу!
Целую Вас, дружочек хороший, - Ваш Д.  Ах,  да, спасибо за кусочек рецензии.

 Галя -14.03.03.
Милый друг,  кажется,  у Мопассана, действительно не сохранилось родственников, способных выявить этот плагиат, поэтому  смело и с удовольствием обращаюсь так, отбросив подозрения насчет "ходока и бабника", в конце концов,  если это и присутствует,  то маленькие пятнышки на биографии положительного героя лишь придают ему дополнительное обаяние.
А я, чуть раньше, шия свои галстуки, наслаждалась по радио концертом моих знакомых Сорокиной и Бахчиева - запись в Консерватории. Там были четыре концерта - Гайдн, Моцарт и еще кто-то. Да, помимо Дома есть в жизни еще много замечательного, что надо ценить.
Ваше письмо порадовало настроением, я просто сияла, читая.
Вчера была дурацкая передача, где собрались умные люди - писатели и один чечёточник, и они решали, что же такое жена писателя и какой она должна быть:  Муза или кухарка, чтобы кормить. Та, что растворяется в муже, и та, что портит ему творчество. Приводили примеры Льва Толстого, Достоевского, Пушкина. Но чечёточник всех переубедил. Он сказал, что жена - это хорошо, что она с ним и чечётку бьет и хорошо кормит и понимает его дело. После чего (один, почему то), сбил чечётку. Проголосовав, что главным образом, - Муза, закончили.
Самый лучший Вадик, я настойчиво целую Вас, но уже не в лысинку, а чуть ниже, где крутые локоны. Не забудьте, что мне из уголка за книжными полками видно иногда обратную сторону медали. Ваша дружочек хороший. Г.
 
Давид - 14.03.03.         
Ого! Вы умеете быть суровой и даже ядовитой (малость). Правда, к концу сменили гнев на милость. А все оттого, что ПЛОХО прочитали письмо, какие-то слова заслонили другие слова - вот и крен налицо. И еще, простите, вероятно, перегрузил Вас своими проблемами. (Вот он в чем, эгоизм).
Еще раз об интуиции: на чем она у Вас заквашена в связи с моим Лондоном? (Не полетел - так хоть поговорить на тему...) Я-то, несмотря на всю мою "интуицию", прекрасно слышал, о чем беседовали мои внутренние голоса по этому поводу, взвешивая все "за" и "против".
Смотрите-ка - в Муроме прорвало трубы, в Яффе тоже прорвало трубы - и все дерьмо вылилось в Средиземное море! предвещали закрытие пляжа на все лето! но уже открыли - все починили и почистили, вот только рыбка наглоталась и ее запретили ловить (у наших берегов). Хорошо, что в Муроме не залили Ваши картины, негодники!
Войну почему-то не начинают. Не понимаю - я же им сказал: Галочка улетела, можете начинать. Чего они чешутся?
При написании писем следует соблюдать главное правило: не выжимать, если неохота - тогда и время терять не будете. И ничего не зачеркивать - это бесполезно. А вообще, я заметил одну неувязку в "перекрестной" переписке: Вы пишете письмо в ответ на мое позавчерашнее, а я читаю его как ответ (невольно, псыхологычски) на вчерашнее. А настроения-то там разные! И с моими письмами, в свою очередь, происходит то же самое. Пожалуй, эту кривизну пространства и времени надо выправить. Иначе получается какая-то каша из настроений и реплик.
Целую Вас, Ангел мой, Горгоночка (помню - только не помню, с чего это взялось, сейчас как-то даже дико и неуместно.)
Все в порядке. Как здесь говорят - аколь беседер. - Ваш Д.

 Галя - 14.03.03.          
Насчет суровости и ядовитости (хоть и малость), тем более гнева - не поняла. Я пишу о своем эгоизме в связи с замечательным к Вам отношением. Ваш "эгоизм", как Вы, шутя, и совершенно напрасно, назвали свои дружеские откровения, я поняла именно как шутку. Если Вы будете бояться "нагружать " меня, то для чего тогда вообще наши отношения? Что от них останется?
Ладно, как правило, очень многое из мыслей остается в мыслях и кажется, что все ясно, ан  - нет.
У меня был Виняр, он записал фото, который делал на вечере памяти. Ох, тяжелое зрелище! Задумаешься, на что можно рассчитывать с такой внешностью!
Пока мы с ним просматривали фото, я спросила, как он живет, есть ли у него подруга. (У него всегда очень молоденькие). Но не до такой же степени, как сейчас! Ей 20, а он одноклассник моего  сына. Я его слегка пожурила, на что он ответил: - ГС!  Я же старый, меня только молоденькая может расшевелить! -
Да, снова задумалась и надолго...
А Интуиция - она и есть на грани неосознанного чувства и точного знания ситуации. Разве ее опишешь словами? Как Вы хорошо сказали - беседа внутренних голосов. Я довольна Вашим решением.
 А Горгоночку Вы забыли... Мы возвращались с моря, помните, ветреный день и ждали автобус. Вы посмотрели на меня, на мои кудри, сплетенные в пряди ветром, как мне показалось, ласково и сравнили. Видите, я храню слова, как коллекционер, добывший редкий экземпляр. Наверное, я опять придумываю, но так интересней. 
Засим -  лысинку и кудри я уже поцеловала прошлые разы. Куда бы еще чмокнуть. Целую, но ни за что не скажу куда. Догадывайтесь. Ваша Ангелочка.

Давид – 15.03.03.         
Да, что-то удивительно легкомысленное настроение меня преследует, особенно за письмами. Это инстинкт жизни сопротивляется и не дает даже думать о причинах для мерлихлюндии. Очень рад, что Вы даже умилялись. Хотя превращаться в жизнерадостного рахита (жира, по школьному) тоже перспектива не блестящая. А у меня  был сосед чечеточник, который днем бил чечетку. а ночью - жену. Это не он выступал?
Надо признаться, что "локонами" Вы меня удивили гораздо сильнее, чем "лысинкой"! Ну, фантазия! Ну, воображение!
У Вас там завихрения, достойные как раз Горгоночки! Летящая по ветрам. (Это вместо "по волнам"). Бурная жизнь.
Целую Вас, Ангел-хранитель. Я тоже шутил - про "суровость". До завтрева (Пятница и суббота - выходные святые дни.) - Д.
    
Галя - 15.03.03.   
Совести в Вас нет никакой - нельзя же лишать последних иллюзий! Это я насчет локонов. Есть локоны, есть белые зубки. Знаете притчу о Христе? Все пинали мертвую собаку, а Христос проходя мимо заметил: - а зубки то у нее  беленькие!
Кстати, если я начала с лысинки, перешла к локонам, то, что же я посмела поцеловать потом? Эту загадку Вам не решить,  Боже,  на что только не способна женщина, особенно если она "неплохо относится". Только в письме, а так, боже упаси! Если догадаетесь, то тогда Вы не безнадежны.
Ну, а уж соседом чечёточником уложили наповал! Били бьем и будем быть. А еще и баклуши.
Неужели Вы не догадались, что я Вам звонила совсем не для дефрагментации, хотя Вы мне и помогли. Мне вдруг иногда, что то подсказывает (вероятно,  все та же интуиция), что я должна срочно услышать Ваш голос. И тогда я бегу к телефону. Правда, я слегка огорчаюсь, так как в телефонном общении мы немного не те. Нам бы и разговаривать письмами. Я не зря привезла блокнотик и фломастер. Вот если бы послушались меня и писали мне письма, было бы еще лучше. Хотя я вполне довольна временем, проведенным у Вас. Хотела бы и от Вас услышать словечко. Ведь от этого зависит, случится ли еще раз такое общение или нет.  Итак, с праздником Пурим!

Давид - 17.03.03.
Ангел, я теперь запойный снова - но на Вашей книге. Сижу до помрачения в глазах. Как всегда - хочется быстрее прийти к финалу. Уже готов послать Вам первую, примерно, четверть. Опять же для скорости - Вы сможете параллельно работать. Но Вы не ответили - удобно ли Вам так, частями? работа ведь кропотливая, "местная", так сказать. А уж потом все равно - в целом - надо выпускать и читать на бумаге.
Очень Вы меня утешили, сравнив с мертвой собакой - утешили тем, что "зубки все же белые". Правда, и зубки-то у меня того... не слишком белые... Так что и утешиться нечем. Видимо, я все же "безнадежен", как Вы правильно догадались. "У попа была собака..."
Но разговор - тем более телефонный! - и не может быть таким же, как письма! Ведь совсем другое психологическое состояние. В диалоге партнер хочет-не хочет - держит в напряжении, а в письмах человек свободен на все сто: катает себе и катает. (Мы же уже выяснили новость: человеку свойственен эгоизм - то есть,  чтобы он был один в космосе и никто бы не мешал ему беседовать. А то, что тогда ему и не с кем беседовать - просто диалектика по Марксу и Ленину. Маленькие издержки.)
Но ведь женщина - сама сплошная диалектика, то есть состоит из противоречий. А мужчина - литой, цельный как... камень. Или дуб (засохший). Хорошо или плохо? Факт, что это факт,  так что и взять нечего - ни с женщины, ни с мужчины.
Все бы это опубликовать как продолжение дела Шопенгауэра - под названием "Мир как беспросветная диалектика".
Сегодня мои вылетают в Лондон (или уже). А Володичка уехал на три дня и просил не беспокоиться с почтой.
… если завтра война... послезавтра... обещают в четверг. Надо сдуть пыль с противогаза. И приготовить простынку белую - чтобы было,  во что завернуться и ползти по направлению... известно куда. Но ваш президент не даст этому Бушу развязать агрессию! Он его!
   Я посмотрел за неделю пять маленьких фильмов по Генри Джеймсу. Недурно сделаны - его аура сохранена. Так хотелось почитать его. Мало переводили раньше, и мало попадался. А жаль, представляю - как он по-английски. Кружева, прозрачность газа (ткани).
   И сегодня же Машу должны были положить в больницу - сначала на обследование, а там посмотрят... только и остается - пребывать в легкомыслии,  а то и не знаю как. Но надо надеяться на лучшее.
На этой оптимистической нотке и закончим. Желаю Вам хорошего настроения и порхания.  Да здравствует легкомыслие. Целую – Д.

 Галя - 17.03.03.   
Давик, я готова читать по частям, только,  пожалуйста, немного объясните: вероятно, я должна начать новый файл и в нем работать? А, ... разберусь. Вы пришлите, а я начну работать. Я Вам очень признательна за помощь.
После звонка и предложения выпить коньяк вместе, что и  последовало в срок.
Я почти осушила свой бокал, мне стало хорошо. Это опасный путь, но, слава богу, мне он не грозит.
Я, в который раз поняла, что мы с Вами настоящие. Просто поздно. Не совпали. Вы даже не представляете, как бы нам было хорошо вместе. Мне так повезло в жизни, что оказались Вы, пусть без всякой надежды на близость. Это совсем не главное. Наша близость ни с чем не сравнима, и я не представляю жизни без ваших писем и, хотя бы изредка - быть рядом. Любящая Вас, Ваш Ангел.

   Читать след главу http://www.proza.ru/2013/06/03/1842