Глава 15 Школа паркинсоника

Лана Невская
При последнем посещении окружного паркинсонолога  мне назначили дополнительную терапию и велели показаться через три месяца. Но тут в феврале-марте «совершенно неожиданно» приключилась эпидемия гриппа, вклинились 23 февраля и 8 марта, не считая Дня всех влюбленных, и пары-тройки юбилеев у друзей,   поэтому до конца марта я так и не собралась навестить доктора.
        За всеми этими праздниками о болезни как-то забылось. Таблетки я честно глотала, витамины пила, для сосудов что-то проколола и с чувством выполненного долга в конце марта позвонила в ДКЦ, чтобы записаться к врачу, но она оказалась больна. Посещение откладывалось дважды, и к врачу я попала только 19 апреля.
       Но этому визиту предшествовало одно интересное событие.

       Мы с внучкой возвращались с занятий и были уже почти около метро, когда у меня зазвонил мобильник. Я остановилась, достала телефон и посмотрела на дисплей: номер был незнакомый. Поколебавшись, я ответила.
       В трубке зазвучал молодой женский голос:
       - Здравствуйте! С Вами говорят из Боткинской больницы с кафедры паркинсологии. 12 марта состоится «Школа паркинсоника» в 14 часов в зале «Москва» гостиницы «Ренессанс» на Проспекте Мира. Вы сможете прийти?
       Я молчала в нерешительности. Два года про меня никто не вспоминал, а теперь вдруг приглашают. Я, на всякий случай,  спросила, как зовут моего абонента, уточнила – какой это будет день недели, и, решив, что я ничего не теряю, пообещала прийти. Девушка вежливо продиктовала мне точный адрес гостиницы и программу встречи, и мы распрощались.

       Дома я сразу же залезла в Интернет и нашла сайт кафедры. Действительно, такое мероприятие планировалось провести, и приурочено оно было  к Всемирному Дню борьбы с болезнью Паркинсона, который отмечался 11 апреля. Программа совпадала, участники тоже, - значит не липа. А посвящена она была вопросу, до которого я еще не «доросла», но для общего развития послушать не мешало. Тема называлась примерно так: «Вегетативные нарушения при болезни Паркинсона, их проявления и побочные явления при применении противопаркинсонических препаратов»,  Освещала ее профессор Н.В. Федорова, зав. кафедрой паркинсологии Боткинской больницы – очень симпатичная женщина, знающая предмет, о котором говорит. У нее было столько регалий и званий, что я просто не могла сомневаться в ее  компетенции в данном вопросе.  Но об этом - чуть позже.

Мы с мужем съездили посмотреть,  как добраться до этой гостиницы, чтобы я могла рассчитать время и не бежать потом сломя голову. Бежать – это, конечно, громко сказано. Отбегалась я. Теперь ползаю как полупридушенная черепаха. Поэтому часто, по старой памяти, когда рассчитываю время, беру прежние показатели, когда я еще действительно бегала легко и быстро. Не считая «мелких брызг», меня сейчас беспокоят две вещи: боль в спине,  которая сгибает меня и не дает ходить прямо, и скованность в ногах – походка Буратино, как я это называю. Шаг стал мелким,  и быстро ходить я не могу – ноги просто перестают двигаться, приходится опять переходить на мелкий шаг. Рука почти не беспокоит, даже отмашку небольшую иногда делает. Только она немного неуклюжая и чуть дрожит при попытке достать что-то с верхних полок, но держит. Так что пока – грех жаловаться.

12 апреля около двух часов дня я уже была в гостинице «Ренессанс» и, не глядя на объявления, поднялась на четвертый этаж в зал «Москва». Там проходила, судя по вывеске перед залом, какая-то международная конференция с присутствием иностранных журналистов. Я покрутилась там, но никакого объявления о переносе нашего мероприятия там не нашла. Хотела прояснить ситуацию  у снующего младшего персонала, но они были настолько  узко ориентированы, что знали направление только к своей цели и не имели  ни малейшего представления о том, что делается в двух шагах от них.
Я попыталась найти кого-нибудь из старшего персонала, но – увы! А время неумолимо приближалось к двум часам. В растерянности я спустилась вниз и попыталась что-то узнать у пары встречных мужчин, но они оказались иностранцами и только мило извинились по-английски.
       - Да, весело! – подумала я. – Надо же было проделать столько работы и вернуться ни с чем!
      Вдруг я увидела высокого мужчину, который вошел в холл. Я сразу поняла по его внешнему виду, что мы с ним пришли на одно мероприятие.
Я радостно бросилась к нему, чтобы предупредить, что на четвертый этаж подниматься бессмысленно, но тут, по пути,  увидела на доске объявление, что «Школа паркинсоника» переносится  в зал под первым этажом. До начала оставалось три минуты. Боковым зрением я увидела, что дядечка объявление прочел и теперь не заблудится, и поскакала вниз по лестнице.

       Внизу, перед залом, стояло несколько столов с рекламной продукцией от разных фирм, выпускающих лекарства. Я пробежала мимо них, по пути хватая из каждой стопки по одному рекламному листочку, блокноту, ручке или пакету - потом разберусь, что нужно, а что можно здесь же и выбросить, - и влетела в зал. Только плюхнулась на ближайший стул, как наше мероприятие объявили открытым.
Несколько милых девушек прошли по рядам ( а в зале собралось человек 200) и вручили каждому по тюльпану. Оказывается,  тюльпан является символом  Дня паркинсоника. Я очень люблю тюльпаны, но никогда не знала, что они  имеют отношение к моей новоприобретенной болезни. Надеюсь, что  это ничуть не умаляет всех достоинств этого цветка.

Наконец, когда лирическая часть была окончена, выступил представитель Украины и рассказал о симпозиуме в Киеве, на котором он присутствовал накануне, и  достижениях  в области исследований лечения болезни Паркинсона новыми препаратами и хирургическими методами. Затем выступила профессор Федорова и подробно рассказала о перспективах нашего «развития» в части вегетативных расстройств и методов их лечения. Вот тут-то я и услышала самую интересную информацию, которая меня сразила наповал! Оказалось, что препараты, которые мы принимаем непосредственно для стимуляции выработки недостающего дофамина или прямые его заменители, косвенно влияют и на стимуляцию деятельности отдельных участков  головного мозга, отвечающих за различные виды деятельности человека.  Среди «побочных явлений» типа игромании, клиптомании,  потребности в извращенном сексе и прочих прелестях жизни,  у  паркинсоника может возникнуть графомания – то есть стимулируется участок мозга, отвечающий за возникновение способностей (или потребности) к творчеству, и в частности – к литературной деятельности.
Это заявление просто повергло меня в шок!

Год назад, ровно через год после постановки диагноза и годичного же приема противопаркинсонического препарата, я вдруг начала писать стихи. Это было удивительное явление, которому я не могла дать никакого вразумительного объяснения. Да, я всегда много читала, хорошо писала сочинения по литературе, в институте  на летней уборке помидоров под Астраханью в 1970 году даже написала какой-то гимн отряда в стихах на знакомую мелодию – и все! На этом мои литературные упражнения и закончились. А с развитием мобильной связи и Интернета я даже письма писать перестала. Поэтому, когда я вдруг стала рифмовать все подряд, а потом и писать стихи, причем – обо всем, по делу и просто так, - удивлению моему не было предела. И что интересно – я не помню наизусть ни одного своего стихотворения! Как будто мне его в голову кто-то вкладывает, я честно записываю – и все, на этом моя миссия заканчивается. Я почти все пишу начисто, не переделывая и не вымучивая фразы. Как написалось – так пусть и живет. Просто пробегу текст глазами, чтобы опечатки исправить и синтаксис проверить – и все: гуляй, мое детище!У меня по этому случаю даже стих родился:

Я не знаю, что случилось, не могу никак понять:
Никогда я не писала – стала вдруг стихи писать.
Удивляются все дома: что-то с нею происходит,
вроде с рифмами знакома,  но никак их не находит.

Впрочем, это не стихи. Так, рифмованная проза.
Мысль возникнет как стихия и засядет как заноза.
Бытовые наблюденья, незаконченная фраза,
Где-то чье-то поведенье задевает раз за разом,-

глядь, - уже и стих готов: про друзей и про больницы,
Про людей и про котов, просто некогда лениться.
Так что хочешь или нет – мне держать теперь ответ
И за то, что написала, и за то, что «вышла в свет».

Не даются мне пока  ни хорей, ни амфибрахий,
И летит моя строка без полей и орфографий.
Вы меня уж не ругайте и всерьез не принимайте,
Просто то, что попадется, вы спокойно прочитайте.

Не писать я не могу, руку удержать не в силах,
Я стараюсь рифмовать, но пока не научилась.
Ни на что не претендую, в адрес свой похвал не жду,
А пишу – будто рисую, и сама себя сужу.

Это занятие меня захватило, и главное - писалось мне легко, без напряжения,  темы просто сами лезли в голову. А поскольку навыки стихосложения у меня были минимальные, в пределах школьной программы шестидесятых годов, то первые стихи были написаны, как теперь говорят – больше сердцем, чем головой. Окончания прыгали под ударениями то на первый, то на второй, то на последний слоги. Но мне очень нравился сам процесс, и я им наслаждалась, не особенно заботясь о качестве «готового продукта» и мнении окружающих.
Раньше я с удовольствием шила, вязала, неделями с упоением собирала пазлы,  делала панно из сухих цветов и другие мелкие поделки, но все это разом было заброшено ради новой страсти – сочинительства. Я-то думала, что вот талант вдруг проснулся на старости лет! А он не проснулся, его разбудили! «Пенделя» дали, вот он и зашевелился. И стихи, конечно, дилетантские. Но мне нравится сам процесс, и я не знаю, стоит ли насильно бросать стихосложение. Может, оставить ему жизнь, но в пределах ограниченного пространства?
Потому что параллельно со стихами я начала писать прозаические произведения, которые у меня, по-моему, получаются лучше, чем стихи.
        Я не сама это определила: через два месяца после моего появления на сервере «Проза.ру» мне прислали письмо из редакционной коллегии с сообщением, что я номинирована на премию «Писатель года 2013».
        Несказанно удивившись этому посланию, я  даже немножко нос задрала, но участвовать в этом мероприятии по финансовым соображениям не могу. Платить 750 рублей за страницу текста, который должен быть напечатан в Альманахе для конкурсного жюри, для меня неприемлемо. Конечно, 15-20 тысяч рублей я бы нашла, но тратить такие деньги из семейного бюджета на мероприятие, отрицательный результат которого заранее известен,  как-то жалко. Может быть, я очень пессимистично оцениваю свои шансы, но если я не уверена в результате, то лучше и не начинать это «безнадежное предприятие», тем более – требующее больших материальных затрат.
   
Но, - вернемся в зал. Последняя часть выступления профессора Федоровой вызвала большое оживление среди присутствующих. Все стали вспоминать, какие «последствия» они заметили у себя, что это значит, и главное, как с этим бороться. На последнюю часть вопросов профессор дала уклончивый ответ:
-  Если эти проявления не мешают жить окружающим, то пусть они себе потихоньку существуют, а вот если игроман начинает продавать вещи из дома, - то надо пресекать его бурную деятельность, -  но не объяснила как.
После этой фразы из зала раздался ехидный мужской голос:
- А с извращенным сексом как быть?
Но докладчик проигнорировал этот вопрос.

Я решила, что еще легко отделалась – одним графоманством, оказывается - могло быть и хуже. И, по крайней мере, я теперь знаю, откуда растут ноги моего безудержного сочинительства. Раньше я все сваливала на кошку, которая своим громким мявом поднимает меня в 3-5 часов ночи, я встаю,  сажусь к компьютеру и тихонечко что-нибудь пишу. Совершенно тихое и безвредное занятие. Но оказалось, что если бы кошки и не было, и я могла спать до утра как все нормальные люди, то я бы все равно начала писать, но делала бы это в другое время суток. Меня очень поразило это сообщение: оказалось, что в возникновении у меня этой болезни есть один, пусть и маленький, но очень важный для меня, положительный момент. Я отрыла себя с такой стороны, с какой никогда не знала. Оказывается, писательская деятельность доставляет мне огромное удовольствие. И мне очень приятно, что мои произведения читают. Особенно, когда один и тот же читатель возвращается неоднократно.
Недавно на сервере «Проза.ру» я наткнулась на гневное письмо одного автора.  Она  чуть не с проклятиями обращалась к «неизвестным читателям», которые посещают ее страничку. Уж как она их несла! Они, оказывается,  за ней подглядывают, приходят «инкогнито», без приглашения, и не оставляют отзывов! Но, насколько мне известно, незарегистрированные читатели и не могут оставлять отзывов. Они просто заходят почитать, а не давать критическую оценку, разбирая по косточкам твое детище. И они не писатели, а именно читатели, которым мы должны быть благодарны, что они пришли к нам в гости и читают нас, неизвестных писателей! Низкий Вам поклон, неизвестные читатели! Заходите чаще, я всегда Вам рада!

Я опять отклонилась от темы. Вечно меня куда-то уносит. Хочется рассказать обо всем и сразу, вот и расплываюсь «мыслью по древу».
        Контингент присутствующих был примерно от шестидесяти и старше, в основном женщины. Поэтому, когда объявили, что 2 раза в неделю для больных паркинсоников будут организованы занятия в школе танцев – женщины потянулись к столу записываться. Мероприятие это платное, но говорят, что занятие танцами - это один из видов терапии при болезни Паркинсона, который дает хороший эффект  для поддержания двигательной активности. Одна женщина пришла вместе с больным мужем и выступила с ярким призывом к занятиям танцами:
- Мы уже 18 лет боремся с этой тяжелой болезнью, танцами занимаемся второй год и  положительный результат налицо: муж стал двигаться гораздо легче и дольше не устает.
Я тоже читала про танцы в специальных брошюрах, которые мне дали на кафедре.  В молодости я много занималась бальными танцами и получала от этого большое удовольствие. Но и подумать не могла, что когда-нибудь мне предложат вернуться к этому занятию в качестве лечебной процедуры.
Да-а! Неисповедимы пути Господни!
Потом ведущая сообщила нам, что занятия «Школы паркинсоника» планируется проводить каждые три месяца. Вот только обзванивать всех у них нет возможности, поэтому надо следить за информацией на сайте кафедры. Следующее занятие ориентировочно – в сентябре.

Наконец, официальная часть мероприятия подошла к концу, народ потянулся к  столу «президиума» с личными вопросами, а  всех присутствующих пригласили пройти в буфет, где был организован небольшой  «фуршет». Нам предлагались напитки – чай, кофе, апельсиновый сок, бутерброды с ветчиной и рыбой и выпечка в ассортименте. Народ, видимо, пропустив прием пищи в обеденное время, проголодался и с аппетитом навалился на еду. После всего услышанного, мне есть почему-то не хотелось, а во рту все пересохло,  и организм требовал жидкости. Я с удовольствием выпила полный стакан сока и поехала домой, чтобы скорее рассказать мужу о своем открытии – почему я стала графоманкой!
            http://www.proza.ru/2013/05/27/618
  http://proza.ru/2013/05/27/618