Тропинка понимания. Шаг пятый

Борис Полосухин
  Продираясь по тропинке к пониманию сущности собственной смерти (не другого человека, а именно собственной – между ними в их понимании, как говорится, большая разница), нужно дать определение необыкновенно важному в нашей жизни слову, это – сознание.  Все – тупик!  Ни философия, ни наука доподлинно не знают, что такое оно такое. Написаны горы книг, исписаны неподъемные ворохи статейных листов, но что такое сознание, мы не знаем. С отчаяньем рискну дать свое определение.

   
  Сознание – это состояние человеческого мозга, вызывающее у человека ощущение собственного существования в мире и самого мира.


  Навело меня на подобное определение, может быть, немного измененное мной прочтение крылатой формулы французского философа Рене Декарта (1596-1650) – «мыслю, значит, существую». А если сказать: обладаю сознанием, значит, существую. Кто-то из оппонентов возразит: животные не обладают сознанием. Получается, что животные не существуют? Бред какой-то. А я отвечу, а возможно у них свое, животное сознание, не человеческое. Ну, и наконец, в определении сознания я говорю только о человеке (животные вынесены за скобки).


  Этим определением я «спускаю» сознание с той высоты, на которую философы еще с давних времен его «подняли», незаслуженно уровняв по значимости с пространством, материей и временем. Помните, если материю «поставить» перед сознанием, то называем это материализмом, сознание «поставлено» перед материей – идеализм. Уравняли их незаконно, потому что понятия, скажем, материи и сознания принадлежат к разным кластерам: нельзя «ставить» их в один ряд при перечислении. О времени по ходу нашего движения скажем особо, пока же пространство, материя и время будут в одном кластере. Написанное требует пояснения. Скажем, есть такой психологический тест: из перечисления – дерево, дуб, сосна, ель, самолет, береза, осина, пальма – выбросите неправильно появившееся в этом перечислении слово. Каждому ясно, что самолет в этом списке с точки зрения логики должен улететь. Если же самолет в этом кластере оставить и начать «научное» исследование этого кластера, то самолет научному исследованию будет мешать. Разумеется, я привел простенький пример, дело с сознанием гораздо более серьезное, но читатель, наверное, понял мой намек.


  Когда философы и ученые рассуждают об основах нашего мироздания – пространстве, материи, времени, имеются в виду пространство вообще, материя вообще, время вообще (философские категории). Знаем ли мы сознание вообще? Мы знаем о наличии сознания у человека, можем мыслить о сознании у неизвестных нам инопланетян, в конце концов, можем приписывать сознание Богу. Включение сознания в кластер пространства, материи, времени (как выше я написал, о времени позже будет написано особо), как я думаю, послужило нашему познанию мироздания не самую лучшую службу.

 
  Ну, и еще пару слов в конце нашего пятого шага. Исторически, так уж получилось, что сознание оказалось связанным с до сих пор не ясным до конца понятием «Я», и началась долгая история увода понимания сознания и «Я» в сторону от истинного пути их познания. Ну, а с чем же связывать сознание, как не с Я? Где находится сознание? Да – в голове человека. Человек в своей речи произносит сотни (речь ограниченного человека) и многие тысячи слов (речь одаренного человека). Но слово Я (в русском языке) самое употребительное, и не потому, что человек – эгоист. А потому, что по смыслу своей жизни он всё должен сопоставлять с собой. Читатель, обрати внимание на свою речь, и ты убедишься, что автор прав (так и хочется написать – я прав).


  Да и вообще, на всякий случай, следует обратить внимание, что, например, философия буддизма считает «Я» чем-то иллюзорным. Я придаю же исключительно важное значение связи сознания с существованием. Принятие во внимание этой связи позволит по-новому прочитать и Шопенгауэра, и Шрёдингера, и вообще всё, что мы встретим на тропинке понимания. До скорого!