Храбрая птичка. 12 Серия записки орнитолога

Любовь Бухтуева
               
                Жаворонок быстро устремляется к верху, но, поражённый
                величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз.
                Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков,
                изображали собой песнь славы Господу, вознесённую мучениками,
                их смирение и устремлённость ввысь, в царство Небесное,
                к Солнцу Правды – Христу. (цитата)
                Диакон Георгий Максимов.
                Материал с Сайта «Православие и мир».
 
 Очередное предложение участвовать в конкурсе принесло мне огромную радость.
 Я познакомилась с творчеством художника Владимира Распутина. «Порылась» в интернете,
 нашла множество ссылок, «побродила» по ним, восхищённо вздыхая, наслаждаясь
 красотой и неповторимостью полотен.

 Принимая душой каждое его творение.
 Понимая, что это и моё видение окружающего мира, именно так  сказочно – ярко
 я вижу мир. Душа моя пела от увиденного.
 
 И вот передо мной картина автора «Жаворонок». Постойте, постойте, что это?!
 Где я? Мгновение и мир вокруг меня изменился, воспоминания унесли меня далеко,
 далеко – в детство.

 Лето. Тува.1966год.
 
 Наш дом попал под снос. Бабушка купила новый дом. И вот я осваиваю новое
 пространство. Познакомилась с девочками – соседками, они младше меня
 по возрасту, но нам интересно вместе. Каникулы, я только что приехала от мамы,
 она живёт в Минусинске. Впереди ещё два с половиной месяца летнего отдыха.

  Каждый раз, собираясь вечером возле дома, чтобы поболтать, поиграть в разные
 игры , мы договариваемся, что будем делать завтра. Вот и сейчас сидим на скамейке
 возле нашего дома, обдумываем, что же будем делать завтра.
 
 Наши размышления прервала моя бабуля. Она вышла со двора, подошла к нам,
 накинула мне на плечи тёплую кофточку, вечера у нас прохладные, и спросила:
 - ну, придумали, чем завтра будете заниматься? А то я нашла для вас интересное
  занятие. И вам хорошо, и мне польза. Ну, согласны?

 - А что делать- то нужно? Ребятня заинтересованно загалдела. Скажите, баба Вера?!
 Бабуля хитро улыбнулась, погладила по голове, прижавшуюся к ней соседскую
 девчушку, и заговорила.

 - Время подошло чабрец –траву собирать, а мне некогда. Люба, ты же помнишь,
 мы в прошлом году с тобой на выпас ходили, на гору поднимались, травку эту
 собирали. Очень она полезная. Да и чай с ней вкусный. Я посмотрела, запас
 прошлогодний закончился, надо бы сходить, тем более, что теперь это намного
 ближе, чем в прошлом году. Выпас –то почти рядом, удачно мы дом купили.
 Ну, что сходите? И прогуляетесь, и цветов нарвёте, и мне травки наберёте.

 Мы согласились. И все побежали по домам, надо же было ещё отпроситься
 у родителей. Забегу вперед, скажу:- отпустили не всех, далековато.
 В полдень ко мне пришли Оля и Таня. Бабуля уже приготовила бутылку с водой,
 булочки, котомку под траву, ножницы, чтобы срезать чабрец.

 - Ты, Люба, с корнем его не вырывай, он и на будущий год вырастет,
 травка полезная, сильная, коль на камнях растёт. Может ещё и богородскую
 травку найдёшь, посмотри, помнишь же какая, иль показать?

 - Помню, помню, я много каких трав помню бабулечка, какие в прошлом году
 собирали, коль найду, нарву. Всё, мы побежали.

 Весело болтая ни о чём, мы не заметили, как пришли на выпас. Поднимаясь в гору,
 срезали попадавшийся чабрец, ели «заячью» капусту, выкапывали и тут же съедали
 «хлебинки» ( разновидность саранок ),  добрались до верха горы, спустились вниз
 с другой стороны, пошли по степи.

 Я показала подружкам, какую травку надо собирать, и сама занялась сбором.
 Когда мне показалось, что набрали мы травки достаточно, я предложила посидеть,
 поесть, отдохнуть. Поели, легли на землю, стали смотреть на облака.

 Высоко  в небе пела птичка, рядом в траве стрекотали кузнечики, порхали
 бабочки, было жарко и хорошо! Отдохнув, мы решили, что пора возвращаться.
 И медленно побрели домой. Вдруг, прямо из – под ног ввысь метнулась птица.

 - Странно, откуда это она выскочила? – удивлённо проговорила Оля.
 Мне стало любопытно, я опустилась на четвереньки, и стала искать. Нашла.
 В земле была дырка.

 Я сунула туда руку, девчонки, протестующе визжали, говоря, что там может
 быть змея, но моё любопытство было сильнее страха.
 Рука вошла по локоть. Я нащупала что –то тёпленькое, пушистое…

 Вдруг прямо передо мной с неба упала птица. Какая-то несуразная,
 с большими крыльями, но, коротким, словно обрубленным, хвостом.
 Странно крича, и волоча по земле крыло, она отходила от меня и
 возвращалась вновь, как бы показывая, что её легко можно поймать.
 
 Мне показалось, что мир вокруг нас исчез, и мы остались вдвоём,
 я и эта странная птица. Как завороженная, я потянулась за ней.
 А она, что –то кричала, причитала, мельтеша передо мной.

 Я же не могла отвести от неё глаз. Так и смотрели мы друг на друга,-
 глаза в глаза.  Наконец я пришла в себя. До меня дошло, что она,
 птица, просто отводит меня от своего гнезда. Мне стало стыдно.
 
 Глядя в глаза тревожно мечущейся птице, я тихо сказала: - прости меня.
 Встала, отряхнулась, и повела подружек домой. Дома, я рассказала
 об этой встрече бабуле, она ахнула:

- Люба, как ты могла! Это же жаворонок! Святая птица! Вспомни, как
 на весеннее равноденствие мы с тобой булочки – птички стряпали?!
 Жаворонки – называются.

 Птица эта взмывает ввысь, чтобы увидеть Бога и падает камнем на землю,
 чтобы поклониться ему. Святая птица! А ты! Разве ж можно!

 - Бабуля, я у неё прощения попросила. И увела девочек от гнезда.
 А ещё мы слушали, как она пела. Высоко, высоко в небе.

- Жаворонок поёт, знать тепло будет,- бабушка погладила меня по руке,
 пошла накрывать стол:- проголодалась поди, на свежем –то воздухе.

 - Бабуля, а что ещё ты знаешь о жаворонке?- спросила я  уплетая за обе щёки
 бабушкины пироги, расскажи, а я вечером детворе расскажу, сказку придумаю.

 Бабушка присела на табурет, подпёрла рукой голову, задумалась, вспоминая…
 « Вьётся в небе высоко, слышна песня далеко» - отгадай загадку, - кто это?

 - Ой. Ну,  конечно же, жаворонок! Угадала? – бабуля, улыбаясь, кивнула.
 Вечером, я рассказывала детворе об этой славной, смелой птичке.
 Но, сначала загадала загадку. Всю зиму мы пили вкусный чай с чабрецом.
 И я,  нет – нет, да вспоминала храбрую птичку.
            
 Фото взято из Интернета. "Жаворонок" художник Владимир Распутин.
 
  Эта миниатюра участвовала в конкурсе "Вернисаж 24" и заняла 8 место.