Глава 72. Всеволод Михайлович Гаршин

Виктор Еремин
О жабе и розе; Лягушка-путешественница

Совесть русской литературы, как называли писателя современники, Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 г. в семье отставного кирасирского офицера Михаила Георгиевича Гаршина и дочери провинциального помещика Екатерины Степановны, урожденной Акимовой. Случилось это в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии.
Отца будущего писателя считали человеком со странностями, прежде всего по причине его необычной для офицера доброты — Гаршин-старший никогда не порол солдат! Совершенно точно известно и подтверждено сохранившимися медицинскими документами, что именно от отца братья Гар-шины унаследовали проблемы с психикой, а он в свою очередь получил психическую болезнь от собственной матери — Пелагеи Ивановны Гаршиной, страдавшей циркулярным психозом, который и передался ее сыну, а через него внуку Всеволоду.
На 5-ом году жизни Севы случились бурные события, отложившие значительный отпечаток на всю его дальнейшую судьбу. Мать влюбилась в домашнего учителя ее старших сыновей Петра Васильевича Завадского, а по совместительству одного из организаторов и руководителей Харьковско-Киевского тайного революционного общества. В 1860 г. женщина бросила семью, детей и бежала с любовником, от которого родила сына Евгения.
Взбешенный Михаил Георгиевич впервые изменил своим принципам и написал в полицию донос на причастность любовника жены к революционной деятельности. Завадского арестовали, судили и приговорили к ссылке в Олонецкую губернию (Карелия).
О доносе узнала Екатерина Степановна. В ярости, всей душой ненавидя мужа, она забрала троих сыновей и укатила с ними в Петербург, оставив маленького Севу на попечение отца. Влияние доброго, умного, искренне верующего Михаила Георгиевича сделало будущего писателя именно таким, каким мы его ныне знаем.
В 1863 г. мать вытребовала мальчика в Петербург, где его почти сразу отдали в гимназию. С этого времени Сева жил между молотом и наковальней — между ненавидевшими друг друга родителями, которых равно искренне любил. Через 3 года Екатерина Степановна, заподозренная властями в революционной деятельности, была вынуждена уехать в Харьков. Сыновья были брошены ею на попечение чужих людей. Началось их полунищенское существование — отец присылал деньги редко, мать зарабатывала средства с великим трудом.
С 1872 г. друзья и знакомые стали замечать у Всеволода сильную нервозность и все возрастающую раздражительность. Таковы были симптомы неизлечимой душевной болезни — циркулярного психоза. Гаршин попал в психлечебницу: у него обнаружилось раздвоение личности. Занимался юношей психиатр Александр Яковлевич Фрей, который стал лечащим врачом писателя на всю оставшуюся жизнь. В тот раз Всеволод полностью встал на ноги лишь через год.
В 1874 г. Гаршин поступил в петербургский Горный институт, откуда и ушел добровольцем на русско-турецкую войну 1877—1878 гг. Незадолго до этого, весной 1877 г. он опубликовал в журнале «Молва» свое первое произведение — «Подлинная история Н-ского земского собрания». Читатели приняли труд молодого писателя весьма благосклонно.
Гаршин участвовал в единственном сражении при деревне Айясляр (11 августа 1877 г.) и был ранен. Этого было достаточно, чтобы пробудить в нем истинный талант рассказчика. Буквально за несколько дней пребывания в госпитале Гаршин создал рассказ «Четыре дня», который в октябре 1877 г. напечатали в некрасовских «Отечественных записках». С этой публикацией Всеволод Михайлович стал известным по всей России.
Долгое время Гаршин жил очень бедно: устроиться на хорошо оплачиваемую должность он не имел никакой возможности, а зарабатывать литературой не мог — в год он сочинял не более 20—25 страничек текста. Выручали писателя переводы с иностранных языков.
В 1880 г. у Гаршина случилось сильнейшее обострение психоза. В помраченном сознании он ушел из дома и метался по стране, не понимая, что творит. В частности, заезжал ко Льву Толстому, перепугал его домашних, где-то украл лошадь и пропал. Нашли его через месяц в сумасшедшем доме города Орла.
После излечения жизнь Гаршина стала потихоньку налаживаться. В начале 1883 г. он устроился на службу секретарем канцелярии Съезда представителей железных дорог. Начальство относилось к Всеволоду Михайловичу по-доброму, сочувствовало и старалось идти навстречу. Материальные проблемы стали потихоньку отодвигаться в прошлое. Гаршин женился на Надежде Михайловне Золотиловой.
В последние годы жизни писатель создал самые знаменитые свои произведения, в том числе сказки «О жабе и розе» (1884 г.) и «Лягушка-путешественница» (1887 г.). Если сказка «О жабе…» написана в традициях современной писателю литературы и по духу близка к творениям Х.К. Андерсена, то последнее произведение в судьбе писателя «Лягушка-путешественница» самобытна и не имеет аналогов в мировой литературе. Эта сказка изначально оказалась и остается поныне одной из самых любимых у отечественного читателя.
Гаршин при жизни стал культовым писателем России. Как творческую личность молодежь конца 1880-х годов ставила Всеволода Михайловича выше Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского! «На студенческих вечерах, где присутствовал Гаршин, его носили на руках, качали. В театре, на публичных лекциях он неизменно привлекал к себе внимание. Из уст в уста восторженным шепотом передавалась его фамилия. Портреты писателя расходились во множестве экземпляров. Альбомы студентов, курсисток, гимназистов и гимназисток старших классов были украшены портретами любимого писателя. Гаршин достиг зенита славы».
Но все это было на публике. А в обыденной жизни с весны 1884 г. у писателя ежегодно случались припадки депрессии, которые длились до осени, всякий раз почти шесть месяцев. Более всего Гаршин боялся навсегда остаться сумасшедшим. Врачи помочь ему не могли. Усугубляла состояние больного необъяснимая ненависть его матери к жене писателя Надежде Михайловне.
17 марта 1888 г. Гаршин был в гостях у Екатерины Степановны. Произошел ужасный скандал, во время которого мать в очередной раз прокляла сына за его любовь к жене. У писателя резко усугубилось и без того депрессивное состояние, он испугался, что окончательно сходит с ума. Утром 19 марта 1888 г. Всеволод Михайлович Гаршин бросился в лестничный пролет дома, где снимал квартиру. Он еще несколько дней жил и умер 24 марта. Похоронили Гаршина на Волковом кладбище Санкт-Петербурга по христианскому обряду. В последний путь писателя провожала многотысячная толпа. До самой могилы гроб несли на руках.