Сойки и желуди. Рыбинская правда 13 от 26. 10. 201

Владимир Макаров 3
               
Растут совсем недалеко от нашего огорода у соседей рядом с домом два больших дуба, и часто я удивляюсь, как быстро выросли они, ведь прошло всего чуть больше тридцати лет, как их здесь посадили. Вполне возможно, что причиной их столь быстрого роста явилась почва – дубки выросли на земле, обильно удобренной  в те времена, когда прежние хозяева дома держали корову, и место входа во двор, где её содержали, почти совпадает с местом их произрастания. Рядом с этими дубами примерно десять лет назад, когда они были еще не такими большими, новые  хозяева построили баню и покрыли её железом. Через пару лет по осени я стал изредка слышать своеобразный стук по крыше бани -  он был достаточно характерным, но совсем не периодичным. Сначала я не обращал на него внимания, думая, что это падают небольшие веточки, а потом, заинтересовавшись, подошел близко к дубам и увидел лежащий на земле желудь. В принципе удивляться этому совсем не стоит – созрели желуди, вот и падают.
 Я поднял несколько желудей и вспомнил свое уже далекое детство, тогда эти скромные плоды дуба были для нас одним из пределов мечтаний. Что нас городских мальчишек привлекало в них – не знаю, вполне возможно, что было приятно взять в ладонь и держать в ней эти гладкие овальные предметы, из которых можно было смастерить забавного человечка – об этом можно было узнать из различных детских журналов. А маленький факт из написанной в учебнике географии биографии путешественника Пржевальского, извещавший, что ему в детстве отцом было подарено ружье, стреляющее желудями, заставлял нас, мальчишек, мечтать о таком ружье, и за его отсутствием стараться найти хотя бы желуди.  Вполне возможно, что желуди для нас были редкостью: в наших северных лесах вокруг Рыбинска дубы не растут, а в деревнях их в то время было очень мало и они часто погибали в холодные зимы. В городе, где всегда зимой бывает чуть по - теплее, несколько дубов росло в Мичуринском  саду. Первоначально этот сад назывался Карякинским по фамилии рыбинского купца Василия Александровича Карякина, сделавшего замечательный подарок городу в виде городского училища, при котором и был разбит этот, прямо скажу, уникальный для нашего города сад - дендрарий. И вот мы с другом в сентябре отправлялись в этот сад, который еще сохранял былую планировку и большинство деревьев, в надежде найти там упавшие желуди. Таких как мы там набиралось человек десять, и ребята постарше начинали бросать в крону дубов тяжелые палки в надежде сбить желанные желуди. Но такой промысел очень не нравился сторожам  сада и они нас постоянно за это оттуда гоняли. Отмечу, что сейчас никаких сторожей в этом саду, которому относительно недавно, вполне обосновано, возвращено прежнее название Карякинский, сейчас нет, а сам сад производит достаточно печальное зрелище, но описывать его нынешнее состояние я не буду - это совершенно другая тема.
 Но я несколько увлекся воспоминаниями, хотя жизнь без них была бы не столь  душевна и, наверное, потеряла бы массу интересного и, главное, поучительного. Теперь в конце августа, слыша стук падающих желудей, я понимаю, что осень стоит уже на пороге и за теплыми и даже жаркими днями скоро придут дожди и осенняя непогода.
 Проходя мимо дубов, я часто беру упавшие желуди в руки, и они становятся для меня своеобразным воспоминанием о далеком детстве. И вот я стал замечать, что на многих желудях имеются значительные царапины и отверстия, как будто кто-то по ним стучал. Кто может на земле так портить желуди – пожалуй, никто. Если бы их грызли мыши, то они предварительно унесли бы их в укромный уголок, а не оставляли на виду. Нет, это не мыши! И тут я услышал, как в ветвях дуба зашевелилась какая-то птица, а затем очередной желудь упал, ударившись о железо крыши. Все стало ясно – желуди клюют птицы, но опять возник вопрос, какие птицы это делают? Я отошел от дерева несколько в сторону, стараясь рассмотреть, кто же промышляет в ветвях и клюет желуди. И тут я увидел вылетающую из кроны дуба сойку, летевшую по направлению к лесу и держащую в клюве какой-то небольшой предмет. Все стало ясно – запасливая птица начинает готовиться к зиме и делает запасы.  А я то до этого думал, что это делают сойки в кроне дуба, тем более что по весне и в начале лета их здесь не увидишь. И стало мне немного грустно, что одной загадкой природы для меня стало меньше, но окружающий нас мир еще так велик и я надеюсь, что еще много интересного в нем увижу.
  Теперь мы не будем удивляться, что скоро в окрестных лесах, несмотря на капризы погоды и зимний холод, все же вырастут молодые дубки.