На пути к профессии 2-я часть

Владимир Федоров 4
(критические заметки)
 

  Занятия по многим предметам в техникуме, о чем было рассказано в первой части, были не столь радужными и успешными как по физкультуре.    Преподавались  общеобразовательные дисциплины - курс физики, с дальнейшей  перспективой ее развития в общетехнических дисциплинах;история и обществоведение, русский язык, насыщенная практикой математика, которая казалась нам совсем не относящейся к нашей будущей профессии радиотехника.
Удивительно, но, впоследствии  выяснилось, она была очень хорошо согласована и связана с нашими  профессиональными дисциплинами.
 В будущем, уже учась в институте, я    не находил на занятиях по высшей математики практического приложения всех ее аналитических нюансов в  технической физике. Преподавание математики в обычном ВУЗе подавалось, по какому - то давно составленному курсу, который был, усложнен оторванными от практики доказательствами и бестелесен в  профессиональном использовании.
  В отличие от институтского высшего образования, в   техникуме, целенаправленно объясняли, для чего существует производная, интеграл, вектор, синус угла, их применение в физических уравнениях,  где и как пользуются ими в нашей будущей профессии.
   Как детей учат складывать и умножать в школе, так последовательно, на ясных примерах нам показывали ее усложнение и применение в последующих технических дисциплинах. Как, я понимаю, автором такого подхода был любящий свой предмет широко образованный учитель математики Будянский А. И.
   Впоследствии, большая часть, предложенной нам в ВУЗе математики, использовалась не для расчетов, а только для   описания сложных физических процессов возникающих в технических устройствах. Ее будущее прикладное значение пригодилось лишь для чтения и понимания формул в специализированных  учебников, а для этого требовался  совсем другой курс чем, тот, что навязывался в институте.
 Почему, я так долго высказываюсь об этом предмете, по тому, что для многих студентов математика стала камнем преткновения в учебе, отнимала массу времени, и в будущей профессии техника и инженера  не играла столь значительной роли в будущей работе, какой была в процессе, оторванного от жизни, обучения.
  Значительная часть общетехнических дисциплин, была совершенно лишней в выбранной нами радиотехнической специализации. Таким был курс «Сопротивление материалов», основное обучение сводилось к расчету балок, которых, как известно в радиоустройствах не встречается. К подобным же курсам и относились «Электрические машины» с детальным разбором обмоток  статора, никаким образом не связанными с выпускающими дисциплинами, так получалось почти с половиной общетехнических учебных курсов, читаемых в техникуме.
 -Кому преподносилась эта дань, по набиванию ненужной кладью наших мозгов? Бездушным чиновникам от образования?
  Последующие выпускные дисциплины пытались вскрыть природу технических процессов, на которую мы должны были опираться в будущей  работе; такие как:  законы и роль физического потока или поля (например, электрического тока), сущность и разнообразие  обратной связи в приборостроительной технике, нелинейные процессы и всевозможные преобразователи энергии,  присущие им параметры входа и выхода, роль и значение мощности устройства и ее потерь и так далее.
  Названные общие моменты физических явлений, присутствовали во многих выходных дисциплинах, но не имели общей скрепляющей канвы. Преподносились они на  лекции, все по - разному, как частные процессы  присущие конкретной изучаемой дисциплине. Сказывалась профессиональная ограниченность лектора, и  главное  отсутствие направляющей методической базы и, прежде всего, соответствующих учебников.
 Как показал, ускоряющий ход развития техники,существовавший прежний подход по детальному разбору устройств, устаревал за пятилетку. Например, изучение устройств анода, катода лампы, уже ничего  не давало в будущей специальности.  Важно было другое, формирование целостного взгляда на функцию и характеристики приборов, узлов, используемых на практике в текущий и предстоящий период.
   Пониманием задач и широтой      взгляда , отличались преподаватели, имевшие успешную производственную историю до работы в техникуме. К таким относился преподаватель Романенко В. Ф. За прочитанными  лекциями стояли, ими же и созданные, хорошие лабораторные практики. Уверенно проводимые занятия, за которыми угадывались глубокие знания, органично связанные и с  теорией и с практическими упражнениями, находили у нас отклик и вызывали  глубокие симпатии к преподавателю.

  Значительную роль играли в нашем воспитании, различные  месячные практики - работа на станках, слесарная деятельность с напильником и молотком, паяние и электромонтаж, заводские погружения на работу в цехах. Все это было замечательно, и многое дало в нашем техническом взрослении.
 Вспоминая, интересные лабораторные работы, с измерительными приборами, снятиями показаний и их оценкой вместе с учителем, понимаешь, что тот успешный лабораторный цикл, мог бы  быть значительно увеличен, в противовес упомянутой части макулатурного образования. Именно он ближе всех приближал нас к будущей деятельности техника, вызывал реальный интерес и побуждал к обучению.      Думается, что тогда,да  и сейчас, это было трудно  воплотить из-за существенных затрат и на помещение, и на оборудование,  на методические разработки, и главное на наличии творческих  кадров.
   В наше время, ностальгически, утверждается, что прошлое советское образование было на голову выше, может так оно и есть, но, сколько было пустого, не нужного и затхлого. Только реальная потребность передовых предприятий в классных техниках и их успешная деятельность может определить качество и спрос выпущенных специалистов, и в дальнейшем дать авторитет выпускающему учебному заведению
  Как же складывались наши юношеские отношения в группе? Я вспоминаю атмосферу дружбы, чувство общей цели в обучении, становления на ноги в своей профессии и уважения к отличникам, взаимопонимания в возникающей самостоятельной жизни подростков.  Конечно, было не без стычек, ревности, сор и обид, но, в этом возрасте все быстро забывалось. Мы узнавали много хорошего друг о друге,  учителя помогали открывать наши способности и возможности.
   Вдруг, на станочной практике, выяснялось, что у кого-то , получается, мастерски затачивать резцы, а кто - то прекрасно играет в баскетбол, другой  отличник и очень понятно объясняет друзьям сложный урок, или сосед по парте на вечере отдыха показал себя, как прекрасный танцор,  рассказчик анекдотов и многое другое,что приятно удивляло нас.
    Для нас, тогда было естественное восхищение друг другом. Попадав к товарищам в гости, мы узнавали, что нас знают в этом доме, с нами разговаривают с внимательной  добротой. Расставаясь на лето, мы с нетерпением ожидали осенней встречи со своими однокашниками.
 С каждым курсом, взрослея,  чувствовали себя молодыми людьми, отдаляющимися от прошлых дворовых интересов, бывших школьных друзей. Обучение в техникуме будущей профессии, общее времяпровождение нас все больше сплачивало и объединяло.
   Оканчивая обучение, мы попадали востребованными   молодыми специалистами на разные предприятия, где товарищеские связи не обрывались.  В столовой садились за один столик, в перекурах шли поболтать к условленным местам, в воскресные дни старались провести вместе.
   Лучшие из нас пытались первыми поступать в вечерние и заочные институты, появилась возможность самим выбирать  трудоустройство. С этого момента и началось, наше отдаление друг от друга по долгой самостоятельной жизненной дороге, но не для всех. Некоторые поженились на своих подругах-однокашницах, другие не теряли своей прошлой юношеской связи до ухода на пенсию и даже, пребывая в должности старых людей, до сих пор поддерживают  бывшие отношения.
     Большинство выпускников, весь свой трудовой путь остались верными выбранному в детстве характеру профессии.  Вот так, принятое когда то родительское решение, определило  на большую часть жизни,  нашу карьеру и  судьбу.
 Сейчас, при сменяющемся потоке событий, значительно трудней определить нужную дорогу в перспективную профессию. Для многих это стало получением, какого нибудь реального образования, чтобы остаться востребованным, хотя бы на короткий период. По всей видимости, эта тенденция сохраниться и человеку надо быть готовым, по несколько раз
определять путь в профессию.