В одну реку не войти дважды

Елена Красавина 2
     Заговорили о возрождении пионерской организации. Хотят, по-видимому, решить проблему патриотизма и вовлечённости в общественную деятельность, начиная  с юного возраста.

     По-моему, начинать надо с родителей. Иначе вместо юных ленинцев воссоздадим павликовморозовцев, которых так ядовито высмеивает современный молодежный юмор. Вряд ли имя Ленина, подпись которого стоит на приказах уничтожать соотечественников тысячами по социальному признаку, вдохновит даже начальных школьников продолжить его дело.

     Концепция родителей уже разработана российской медициной.  Учеников средней школы проверяют на детородную функцию. Разработана она и в рамках социальной защиты населения: того и гляди, как бы у тебя не отобрали дитя то ли из-за твоего небрежения родительскими обязанностями, то ли, напротив, из-за домостроевского воспитания потомков.

    Если же отбросить все программы, связанные с заинтересовывающим финансированием, что останется в сухом осадке? Наверное, все здравомыслящие люди согласятся, что родители больше всех на свете желают своим детям счастья.

     Тут-то и кроется ловушка: счастье нынче понимается различно даже не от принадлежности к социальному слою, а от семьи к семье. Столетнее горнило политических перемен переплавило в своём котле все мыслимые и немыслимые представления о нём до полной аморфности конечного продукта.

     Если навскидку явно все хотят хотя бы казаться патриотами и христианами, как раньше пионерами и комсомольцами, то углублённое изучение представлений об этих  званиях повергает в шок, - настолько они призрачны.

     За патриотизм широко принимается ксенофобия, а учение Христа и вовсе оставляют теологам, предпочитая выполнять ритуалы для очищения совести. От неё ведь никуда не деться, если ты живёшь среди людей. Кроме страха божия есть свой собственный суд.

     Полувековой исторический экскурс в дела пионерии кое о чём говорит. Например, о том, как относились родители в разные времена к политической деятельности своих детей. Именно политической, потому что и пионерия, и комсомол считались резервом правящей партии. И юные карьеристы начинали рвать когти уже председателями советов отряда, а лучше дружины.

     Собственно, сами устремления несмышлёнышей программировались старшим поколением. Не книгу прочитать, а сбор организовать. Не на природе провести время, а в войнушку с большими массами участников поиграть. Пусть даже с риском для здоровья.

     Этим постепенно увлекались пионеры пятидесятых, отвергая опыт Макаренко, реализовавшего свои педагогические планы, зародившиеся ещё в царские времена. Тимуровцы исчезли из жизни вместе с тем же поколением, представившим детей-сирот двух войн, из которых выросли многие лучшие люди страны.

     И всё же общественно полезную работу дети выполняли с младших классов. Мне особенно запомнились мероприятия по озеленению. Мы сажали кусты и деревья. До сих пор душу греет вид школьного фруктового сада, пусть небольшого, но посаженного тобой вместе с одноклассниками. Или уютная аллея, обрамлённая густым ароматным кустарником.
     Следующее поколение уже получило урок потребительства, хотя ещё и не на сто процентов. У школ ради олимпиады настроили множество турников, высоченных шведских стенок и брусьев всех калибров. На продлёнке дети развлекались вовсю, осваивая эти физкультурные снаряды.

     На помощь старушкам просто не оставалось времени. Её оставило за собой наше поколение, обслуживая по пути древних соседок и всех, кто позвонит и попросит. Да ещё психотерапевтические беседы вели, с кем воочию, а с кем, вися часами на телефоне.

     А подростков тем временем приучали к труду на комбинате, производящем мороженое. Многие его наелись на всю жизнь. Другие, увидев закулису вкусного производства, прониклись недоверием к любой готовой пищевой продукции. Тоже на всю жизнь.

    Но главным впечатлением от профориентационной деятельности школы осталась работа в хирургическом отделении больницы. Теоретический курс заключался в обучении ставить повязки, клизмы и уколы. Практика состояла в исполнении функций санитаров, которых из-за демографического спада было явно недостаточно.

     Девчонки мыли полы и были на подхвате у больных. И это бы ничего! Но по ходу этой деятельности они набирались таких впечатлений, которые, похоже, определили их понимание о «заботе государства». Вопиющих случаев за один день в неделю набиралось довольно, чтобы одна из них, иностранка, мечтавшая посвятить свою жизнь медицине, переменила своё решение учиться этому в нашей стране.

     Одна моя знакомая пришла в ужас от того, что в школе её дочери была такая же практика. Мол, дети рискуют здоровьем, убирая за больными. Не важно, что неинфекционными. Грязь там возить!

     Ещё через полпоколения я наблюдала бунт учеников против учителя физкультуры, пожелавшего посвятить одно занятие уборке территории того спортивного комплекса, который бесплатно предоставил свою лыжную базу в распоряжение этого учителя. Я была в шоке! Ученики не захотели провести вместе за несложной работой пару часов на свежем воздухе!  Далеко ушли от своих предков, сплошь пионеров и комсомольцев.

     И сейчас, когда я предлагаю отучить людей мусорить в парках, регулярно посылая школьников, а не гастарбайтеров, на уборку окрестных территорий, слышу в ответ: какие родители это допустят! Но ведь это не навсегда, а может быть всего на пару раз. Надо только совесть старших разбудить. А профессионалы пусть следят за состоянием флоры, спасая её от гибели и разложения.

    Был у меня подобный опыт, когда я съездила педагогом в пионерский лагерь. Дочь пошла в школу чуть раньше семи лет. Хотелось, чтобы она заранее ориентировалась среди толпы народа самого разного роста, от дошколят до взрослых. Детский сад к этому не готовит.

     Работать стала с самыми маленькими.  В первые же дни заметила, что многие сорят в скверике отряда, подъедая сладости, привезённые из дома. Ввела в режим дня уборку территории сразу после завтрака. Чистота наступила неимоверная! Даже шишку с сосен, росших по всему участку, было не найти.

     А весь лагерь тем временем зарастал мусором. Другие отряды будто не замечали своих свинарников. Наконец количество перешло в качество: главный пионервожатый, студент нашего института, объявил во время завтрака всеобщий аврал. Какой отряд соберёт большее количество мешков (!) мусора, тот получит пирог на обед.
     Бедная кроха, председатель моего отряда, после завтрака подошла к высоченному вожатому и жалобно сказала:
 - Но Игорь! У нас совсем нет мусора. Мы не можем победить, это несправедливо!
     Глядя поверх её головёнки, он произнёс что-то невразумительное. Разговор был окончен. Результат предрешён. Победил первый, старший, отряд, загадивший свою территорию больше всех.
     Что ему, трудно было приказать сделать два пирога? И поставить малышей в пример всему лагерю. Он не использовал этой возможности и потерял свой авторитет хотя бы и в микроскопическом масштабе.

    Ещё одно моё приучение детей к самообслуживанию добавило премию к моему педагогическому окладу. До сих пор забавно: считаю, что выполняла свои непосредственные обязанности педагога и не более того.  Разве что, другие не выполняли? Вот как это было.

     С первого дня я стала учить детей заправлять свои постели после умывания. Они быстро научились это делать превосходно. Наградой за самую красиво убранную постель была нарядная кукла, которая украшала собой эту постель в течение всего дня. Выбор делала комиссия из самих детей, я не вмешивалась.
    
     И вот в конце смены приезжает какая-то делегация, которая с утра ходит по лагерю, проверяет опрятность детей и порядок в отрядной спальне. Ко мне они нагрянули как раз во время уборки постелей. Я сидела на свой кровати и читала книгу, пока детишки пыхтели каждый у своей койки.

    Посетители не поверили своим глазам. Через некоторое время вернулись посмотреть, не заправляю ли я сама, помогая  малышам. Это потом мне рассказали, что меня заподозрили в строительстве потёмкинской деревни.

     Надеюсь, что главная моя мысль ясна: не пионеры решают, какие дела и как им выполнять. Всё дело в том, что находится в головах взрослых, особенно их родителей. Много ли тех, кто воспитывает в своих детях оглядку на окружающий мир? Кто сам готов своим примером вырастить прекрасного человека, самозабвенного общественника? Кто искренне хочет иметь такого сына или внука?

    Ведь в противном случае придётся вспомнить «подвиги» пионеров  и выросших из них комсомольцев в перестроечную эпоху. Когда комсомольский актив, выезжая на какую-то спецучёбу за город, устраивал игру в футбол на озимом поле, шокируя колхозников. Готовясь в управленцы.
     Или в более поздние годы, вчерашние комсомольские активисты выманивали провинциальных красавиц в центр под видом участия в конкурсах красоты, а затем отправляли их за границу в качестве сексуальных рабынь. И занимались этим не отсидевшие срок цеховики, организаторы незаконного предпринимательства в области производства ширпотреба  или в области культуры…