Мышки, мошки и букашки. Опубликовано

Neivanov
Опубликованов в интернет - журнале Московский перманентный ж-л «Наблюдатель жизни» 7(67)2013
   
Когда-то я прочёл замечательный фантастический рассказ Брэдбери о путешествии во времени. Уже хотел его тут пересказывать, но нашёл в Википедии его чёткий, концентрированный пересказ. Привожу его тут же. Зачем? Объясню ниже.
Итак, цитирую Википедию:

"Экельс, охотник-любитель, за большие деньги отправляется на сафари в Мезозойскую эру вместе с ещё несколькими охотниками. Однако охота на динозавров обставлена жёсткими условиями: убить можно только то животное, которое должно и без этого вот-вот погибнуть (например, убитое сломавшимся деревом), а возвращаясь, необходимо уничтожить все следы своего пребывания (в том числе вытащить из тела животного пули), чтобы не внести изменения в будущее. Люди находятся на антигравитационной тропе, чтобы случайно не задеть даже травинку, поскольку это может внести непредсказуемые потрясения в историю. Руководитель сафари Тревис предупреждает:

Раздавите ногой мышь — это будет равносильно землетрясению, которое исказит облик всей Земли, в корне изменит наши судьбы. Гибель одного пещерного человека — смерть миллиарда его потомков, задушенных во чреве. Может быть, Рим не появится на своих семи холмах. Европа навсегда останется глухим лесом, только в Азии расцветёт пышная жизнь. Наступите на мышь — и вы сокрушите пирамиды. Наступите на мышь — и вы оставите на Вечности вмятину величиной с Великий каньон. Не будет королевы Елизаветы, Вашингтон не перейдёт Делавер. Соединенные Штаты вообще не появятся. Так что будьте осторожны. Держитесь тропы. Никогда не сходите с неё!
Во время охоты Экельс, увидев тираннозавра, впадает в панику и сходит с тропы. После возвращения в своё время охотники неожиданно обнаруживают, что их мир изменился: иная орфография языка, у власти вместо президента-либерала стоит диктатор. Причина этой катастрофы тут же выясняется: Экельс, сойдя с тропы, случайно раздавил бабочку. Тревис поднимает ружьё. Щелкает предохранитель. Последняя фраза повторяет название рассказа: «…И грянул гром».

А теперь, любезный и терпеливый читатель, я расскажу другую маленькую историю, да пожалуй, и не историю вовсе, а так, маленький диалог.

Вчера, после нескольких лет взаимного молчания, я позвонил хорошему своему приятелю, с которым познакомились мы почти 20 лет назад, на курсах немецкого языка, вскоре после переезда в Германию. Никаких ссор меж нами не происходило, просто как-то замотались оба, и выпали из общения.  Приятель мой работает инженером в одной очень солидной, чуть ли не государственной строительной фирме, курируя строительство мостов.

- Что ж ты не звонишь? Пропал совсем! - говорю. Он жалуется на нехватку времени, объясняет, что имеет последнее время не более трёх свободных дней в месяц, чуть не 200 часов переработок, и обстоятельства даже не позволяют их отгулять. Мол, фирма ведёт столько объектов по Германии и Швейцарии, что их число и интенсивность независимо от его желания диктует жёсткий ритм работы.

- Ну, подумаешь, стройка! Что ж, на родине ты не строил что ли? 

- Сравнил! Да знаешь ли ты, с чего здесь, в Германии начинается стройка? - распаляется он... Да ты  и не представляешь, до какой степени тут всё иначе!

Терпение, друзья, мы уже у самой сути. Да, я многословен, но сейчас вы поймёте, ради чего я морочу вам голову!

Так вот, она начинается - продолжает он - с того, что на месте будущей стройки подробнейшим образом исследуются популяции всех гнездящихся на этом местечке птичек, мышек, мошек, и прочей дряни, пардон, фауны! Всё это тщательно собирается в соответствующие террариумы и прочие подобные помещения.

Бетон, соприкасающийся с почвой, закладывается ещё в проекте непременно шершавый, и покрывается специальной (не абы какой, а строго определённой) краской зелёного цвета. После окончания строительства вся живность запускается "на родину", но это ещё не всё! Ещё целых два года после завершения строительства квалифицированные экологи обязаны наблюдать за этой живностью, чтобы не дай бог популяция не пострадала, чтобы вся эта живность исправно плодилась, множилась, стрекотала, шипела, и цвиринькала!

Вот тут я и подумал, господи, какие же мы дикари по сравнению с ними! Ведь немцы УЖЕ живут в будущем, и думают не о себе, а о нескольких следующих поколениях! И всё же, какая-то мелочь смущала, жужжала в ухе и не уходила. Я будто выпал из разговора... Но потом до меня дошло, что же внутри меня мешало восхищаться немецким подходом. Так, мелочь...  И тогда я ответил приятелю:

- Знаешь, они и правда молодцы, что так заботятся о сохранности этого мира в том виде, или хотя бы в похожем на тот, который мы получили в наследство от предков. 

Да, на предках рука спотыкается... Очень уж серьёзную прореху предки этих немцев сотворили в рядах наших предков.

Хочется, очень хочется думать, что нынешние немцы действительно стали другими.

А рассказ "И грянул гром" был впервые опубликован аж в 1952 году! Ах, какие фантасты были! Брэдбери, Саймак, Лем, Стругацкие, Гаррисон... Кстати, Гаррисон умер лишь 2012-ом, в августе.