Глава 66. Константин Дмитриевич Ушинский

Виктор Еремин
Ветер и солнце; Жалобы зайки; Бишка; Лиса и гуси; Васька; Козлятки и волк; Плутишка кот и др. сказки

Сказки у К.Д. Ушинского коротенькие, сродни эзоповским басням или народным притчам. Странного тут ничего нет: ведь писались они в первые отечественные учебники для начальной школы. Слава к Константину Дмитриевичу пришла прежде всего как к выдающемуся ученому, разработавшему основы русской педагогики, но сказки и рассказы его в отдельности имеют для нашего народа особую духовную ценность. Поскольку об Ушинском как о педагоге написаны многочисленные исследования, да и в каждой его биографии говорится преимущественно или только о его педагогической деятельности, я постараюсь рассказать только о его личной жизни, по возможности избегая проблемы педагогики. Конечно, если это возможно.
Будущий великий педагог родился 2 марта 1824 г. в Туле, в мелкопоместной дворянской семье Дмитрия Григорьевича Ушинского и Любови Степановны, урожденной Капнист. Воспитанием и образованием мальчика занималась мать, но она умерла, когда Косте не было еще 12 лет. Вскоре после ее смерти отец женился во второй раз. Дети очень привязались к мачехе, она стала их другом и помощником.
В 1835 г. отец был назначен судьей в Новгород-Северский. Юный Ушинский поступил в местную гимназию, а по успешному окончанию ее в 1840 г. — на юридический факультет Московского университета. В годы студенчества он проявил себя столь ярко, что был оставлен для сдачи магистерского экзамена на степень кандидата юриспруденции.
В 1846 г. попечитель московского учебного округа граф С.Г. Строганов пригласил Ушинского на профессорскую кафедру по энциклопедии законоведения, истории законодательств и финансовой науке в Ярославский Демидовский лицей. Константину Дмитриевичу было тогда 22 года.
Поначалу руководством лицея Ушинский был принят очень хорошо. Преподавал он т.н. камеральные науки — об управлении государственным имуществом. Но вскоре Ушинский выдвинул собственные идеи о том, что «основой образования должно быть изучение родины в самом широком смысле, а именно: семьи, общества и вообще всей народной хозяйственной деятельности. Кроме того, необходимо изучать народные юридические понятия в связи с вообще всеми условиями местной жизни». Это вызвало резкую неприязнь со стороны руководства лицея. В 1850 г. Константина Дмитриевича вынудили уволиться. К тому времени он был уже женат на Надежде Семеновне Дорошенко, дочери помещика.
Оставшись без средств существования, Ушинские отправились в Петербург. Там Константину Дмитриевичу удалось пристроиться на низкооплачиваемую должность чиновника министерства внутренних дел по департаменту иностранных исповеданий. В качестве приработка он избрал литературный труд и стал писать для журналов.
Университетские связи помогли Константину Дмитриевичу поступить в 1855 г. преподавателем словесности и законоведения в Гатчинский институт, а затем он там же стал инспектором. С этого времени Ушинский уже никогда не оставлял педагогическую деятельность, благодаря чему оказался пожизненно материально обеспеченным человеком и пользовался все возраставшим уважением в обществе.
В Гатчине ему пришли в голову идеи о русской народной школе и о составлении для этой школы книги «Детский мир» — для первоначального классного чтения.
Поражение России в Крымской войне и воцарение Александра II сопровождались началом коренных преобразований в российском обществе. Накануне великих реформ, в 1859 г., Ушинский с личного согласия императрицы Марии Александровны был назначен на должность инспектора классов обоих отделений Смольного института — «благородной и неблагородной половин Смольного монастыря», с бывшим при нем Александровским училищем. Всего под началом Константина Дмитриевича оказалось 700 девиц. В годы службы в Смольном к Ушинскому пришла слава педагога-реформатора.
Способствовала этому вышедшая в 1861 г. книга «Детский мир», где были опубликованы многие его сказки. Министерство народного просвещения рекомендовало это издание классной книгой во все учебные заведения для начинающих.
Успех Ушинского вызвал великую зависть к нему у большинства преподавателей Смольного института и особенно у его начальницы М.П. Леонтьевой. Инспектора обвинили в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме. Все время пребывания Константина Дмитриевича в институте доносы на него начальству поступали каждую неделю.
В конце концов, в 1862 г. императрица Мария Александровна, лично благоволившая к Ушинскому, согласилась удалить его из Смольного. Тяжело заболевший на нервной почве ученый был причислен к IV Отделению собственной Его Величества канцелярии, с оставлением прежнего содержания, и получил заграничную командировку. На этом педагогическая деятельность Константина Дмитриевича пресеклась — таким образом, практическим реформированием российской педагогики он занимался всего 3 года.
Ушинские всей семьей уехали за границу, где жили 5 лет — преимущественно в Швейцарии. Там ученый подготовил и опубликовал в 1864 г. продолжение «Детского мира» — книгу «Родное слово». Если «Детский мир» предназначался для классного чтения, то «Родное слово» стало систематическим руководством для первоначального обучения грамоте и наукам. По сей день ничего лучшего в России не создано. В книге автор поместил большинство своих сказок.
Пока Константин Дмитриевич жил за границей, враги его действовали. В 1866 г. решением Министерства народного просвещения «Детский мир» был изъят из школьного обучения как книга материалистическая и нигилистическая. Взамен была рекомендована гораздо худшая книга других авторов, что чрезвычайно унизило Ушинского.
В 1867 г. невольные эмигранты вернулись в Петербург. Никакой государственной должности Константин Дмитриевич не получил, но авторитет его в обществе усилился к тому времени необычайно. «Материальное положение его было в цветущем состоянии благодаря необычайному спросу на все его печатные труды. Ни от кого не зависимый, совершенно самостоятельный в выборе занятий и в распоряжении своим временем, он мог бы назвать себя даже счастливым; но, к сожалению, для этого ему недоставало самого главного — здоровья».
Особенно худо стало Ушинскому весной 1870 г. Его отправили в Крым — лечиться кумысом. В июле того же года, изрядно укрепившись, Константин Дмитриевич поспешил к семье, пребывавшей тогда в поместье Богданка близ Новгород-Северского. Приехал он в день похорон его старшего сына Павла — молодой человек случайно смертельно ранил себя на охоте. Отец не смог пережить этой трагедии и зачах в несколько недель.
В связи с ухудшением здоровья Ушинскому пришлось возвращаться в Крым. По дороге Константин Дмитриевич простудился, вынужден был задержаться в Одессе, где и умер 21 декабря 1870 г. на 47-ом году жизни. Похоронили его в Киеве на погосте Выдубицкого монастыря.