Сердце матери

Матосян Ерануи
Рабочий день закончился. Наталья быстро собралась и вышла на улицу.Шёл дождь.Почему-то весь день у Натальи было неспокойно на душе. Как бы она ни пыталась успокоить сама себя, ничего не выходило, наоборот, с каждым часом тревога усиливалась. Она чётко понимала: что-то должно произойти. Ускорив шаги, побежала домой.
– Лида, как ты? – открывая дверь, сразу с порога громко спросила она.
– Не важно, мама, мне очень плохо, – ответила из комнаты дочка.
– Я сейчас, родная!
Наталья быстро разделась, кинула сумку на тумбочку и направилась в комнату дочери.
– Что с тобой, радость моя? – спросила она и села рядом с ней.
– Не пойму, мама, я вся мокрая, хоть и переодеваюсь часто.
– То есть? – вопросительно посмотрела она на дочку и, осторожно приподняв одеяло, почти крикнула: – Да у тебя воды отходят!
Наталья кинулась к телефону и вызвала «скорую».
– Поднимайся, солнышко, – сказала она дочери, – быстро одевайся. У тебя ничего не болит?
– Нет, мама.
– Ты ребенка чувствуешь, он шевелится?
– Нет, не чувствую.
– Когда всё началось?
– Уже три часа назад.
– Почему же ты мне не звонила? Почему?
– Я думала, что скоро всё пройдёт, и мне станет лучше. Ведь ничего не болит, просто кружится голова и холодно.
– Всё будет хорошо, сердце моё, – успокаивала Наталья не столько дочь, сколько саму себя.
Машина «скорой помощи» подъехала.
После осмотра врач сказал:
– Немедленно надо в больницу, я не смогла услышать сердцебиение малыша, а у молодой мамы очень низкое давление.
Через двадцать минут они уже были в больнице. Из приёмного покоя, оформив все документы, Лиду направили в родильное отделение, а Наталью просили подождать, так как Лиде не было еще и шестнадцати лет.
Наталья сидела в коридоре. Её охватила тревога. Она от страха закрыла глаза, в душе повторяя: «Господи, береги мое дитя, она у меня единственная».
– Вы мать Лиды?
– Да, – открывая глаза, ответила Наталья.
– У меня для вас не очень хорошие новости. У вашей дочери отошли воды и отсутствуют схватки. Плод большой, и ребёнок решил появиться на свет раньше своего срока. Мы не имеем права вызвать искусственные роды, это будет опасно для жизни матери и ребёнка. Есть только одно решение – сделать кесарево сечение. Что вы скажете?
– Господи! – вырвался стон из груди Натальи, – ну что могу я сказать? Сделайте всё для того, чтобы было хорошо моей дочке и внуку.
Наталья закрыла руками лицо и стала плакать.
– Успокойтесь, пожалуйста, не надо так переживать. Ведь это не так опасно, – сказал врач.
– Вам легко говорить. У меня кроме дочери больше никого нет на этом свете.
– Всё будет хорошо.
Наталья подписала все нужные документы, и врач ушёл в операционную.Она сидела, не отрывая глаз от дверей операционной. Вдруг резко заболела голова, и появились сильные боли в сердце. Женщина закрыла глаза и попыталась сама себя успокоить, но, увы, внутренняя дрожь не уходила…
Наталья вышла замуж в двадцать пять лет. Долго не могла родить ребёнка. Когда забеременела, ей было уже тридцать восемь лет. В этот день её муж от счастья заревел. Он ей сказал:
– Родная, я был уверен, что у нас будет ребёнок. С сегодняшнего дня я буду оберегать, и баловать вас…
– Ты и так это делаешь, – смеясь, ответила Наталья, – ты же исполняешь все мои прихоти.
– И буду, – ответил он и, подняв её на руки, стал кружить.
– Отпусти, отпусти меня, а то кружится голова! – приказала смеясь Наталья.
– Слушаюсь, принцесса,– тоже смеясь, ответил он и, посадив её в кресло, опустился перед ней на колени, – я всегда у твоих ног…
Проходил месяц за месяцем, Алексей каждый день целовал живот жены и тихо говорил: «Малыш, я тебя очень люблю, давай скорее в объятия папы. Я тебя очень жду».
Пришел долгожданный день, и у Натальи начались роды.
Она позвонила мужу:
-Дорогой, я в больнице. Скоро ты обнимешь свою красавицу.
– Милая, я скоро буду, держись! Я тебя очень люблю!
Но ни в этот и ни на следующий день муж так и не пришел. Когда Наталья смогла встать с постели, попросила у медсестры разрешения позвонить домой со стационарного телефона. Звонки шли, но никто не отвечал.
Она позвонила ему на работу. Трубку взял мужчина. Поздоровавшись, попросила к телефону Алексея.
– Простите, а вы кто? – спросил мужчина.
– Я его подруга, – сама не понимая почему, приврала она.
– Ой, а я подумал, его жена, уж и не знал, как сказать…
У Натальи кровь застыла в жилах. Собирая все свои силы, спросила:
– А что случилось?
– Два дня назад у него родила жена. Он бросил работу и поехал к ней, но, к сожалению, так и не доехал до больницы. Так получилось, что его вез мой брат, и по дороге они попали в страшную аварию. Несмотря на свое плохое состояние, он повторял одно: «Прошу вас, только жене ничего не говорите...». К
сожалению, его не смогли спасти, он умер в реанимации. Мы его жене потом…
Наталья больше ничего не помнит. Очнулась уже в реанимации, так как открылось кровотечение, и врачи с трудом отвоевали её жизнь.Вздрогнув от нахлынувших воспоминаний, она открыла глаза и посмотрела на часы. Прошло уже тридцать минут.«Возьми себя в руки и успокойся», – поддерживала она мысленно сама
себя.Воспоминания снова нарушали её покой.Наталья так и стала жить одна, воспитывая дочку. Как была она верна мужу при его жизни, так и осталась верна после его гибели. Все вокруг удивлялись, как такая красивая женщина и не интересуется мужчинами. Подруги часто задавали этот вопрос ей и всегда получали один и тот же ответ:
– В жизни я знала только одного мужчину и другого знать не хочу!
Годы шли. Ее дочка выросла и стала настоящей красавицей. Когда ей исполнилось пятнадцать лет, она влюбилась в парня из соседнего дома. Всё было хорошо, но в один прекрасный день Наталья заметила, что дочка как-то странно стала полнеть. Когда открылась правда, было поздно что-то решать. Лида была уже на четвертом месяце беременности. От дочери она узнала, что семья парня уехала за границу, и с ним уже три месяца нет связи. Наталья сначала жутко рассердилась, затем от беспомощности расплакалась. Проходил месяц за месяцем, от парня не было никаких вестей. Лида смирилась с тем, что его в её жизни больше не будет и стала ждать рождения ребёнка.У Натальи сильно заболело сердце. Она резко открыла глаза, рукой схватившись за грудь.
– Пожалуйста, дайте мне воды, – обратилась она к медсестре, сидящей за столом.
– Что с вами? Вам плохо? – подавая стакан воды, спроси-ла медсестра.
– Сердце что-то заболело.
– Давайте я у вас измерю давление, – сказала медсестра и, взяв аппарат, подошла к Наталье.
В этот миг открылась дверь операционной и оттуда вышел врач. Он был очень бледен.
– Ну как? – не узнавая свой голос, спросила Наталья, еле поднимаясь на ноги.
Врач опустил глаза.
– Что? – прокричав, спросила Наталья.
– У вас родилась здоровая внучка, – сказал он.
– А как дочка?
Врач молчал.
– Почему вы молчите? – настойчиво переспросила она, – я вас спрашиваю, как моя дочка?
– Простите, но мы не смогли её спасти…
– Что-о?
Наталья рухнула на пол без сознания.
Только через два часа её впустили в морг. Она подошла к дочке, упала на её хрупкое тело и стала неутешно рыдать.
– Солнышко, миленькая, родненькая ты моя, как я буду сейчас жить? Почему ты меня бросила. Милая, милая, открой глаза. Скажи маме что-нибудь, сердце моё. Прошу тебя, вернись, вернись ко мне…
Медработник подошел к ней, осторожно взял за руку и тихо сказал:
– Не ревите, не пугайте её. Умерло тело, но не душа. Её душа пока не понимает, что происходит. Она тут, рядом с вами. Вы должны ей помочь, чтобы она не испугалась своего необычного состояния. Я вижу, вы разумная женщина. Поверьте моему каждому слову. Вы сейчас ей нужны как никогда! Не упрекайте её в том, что она вас бросила одну. Так вы отнимаете покой её души. Дайте ей сейчас только любовь, скажите, что вы были с ней счастливы. Успокойте её тем, что вы будете заботиться о малыше. Не держите её душу во мраке и непонимании, а отпустите к свету, где всё станет ясно и понятно!
Наталья очень внимательно слушала мужчину, обдумывая каждое его слово, затем вытерла слёзы, обняла худые плечи дочери и тихо сказала:
– Да, этот человек говорит истину! Я самая счастливя мать, что родила и вырастила тебя! Обещаю тебе, милая моя, твоя дочка будет расти в мире и в любви. Всю любовь,
которая во мне есть, я буду дарить только ей. Не беспокойся, родная, будь спокойна и за неё и за меня! Спи с миром, дитя моё. Я люблю тебя.
Наталья подняла голову и посмотрела в лицо дочери.
Вдруг веки ее чуть заметно задрожали, и из глаз Лиды скатились две большие слезинки.
– Лида! – крикнула Наталья.
– Она мертва, – сказал мужчина – это ее душа через тело поблагодарила тебя за понимание и любовь.
Наталья посмотрела на него измученным взглядом. Мужчина подошёл и, не сказав больше ни слова, обнял ее. Наталья прижалась к нему и стала тихо плакать.
– Тише, тише, – стал успокаивать её он. Ему очень хотелось защитить ее от этих переживаний.
Когда Наталья чуточку успокоилась, он повел ее к выходу:
– Пойдём, тебе нужно успокоиться и отдохнуть. Где ты живёшь? Я отвезу.
У Натальи не было сил и желания возражать. Она назвала ему адрес и доверилась отвезти ее до дома. Он удивлялся сам себе, почему ему так хочется помочь этой незнакомой женщине? Как будто чувствовал ответственность за ее жизнь. Помогая выйти из машины, и у самого дома взяв её под руку, сказал:
– Прости меня за дерзость, но я не хочу оставлять тебя одну. Разреши хотя бы час побыть рядом с тобой, а потом я уйду.
– Хорошо, – прошептала Наталья, ощущая внутреннюю пустоту души. Его присутствие в самом деле было ей необходимо.
Они зашли домой. Наталья извинилась и ушла в свою комнату отдохнуть.
– Тебе сейчас не помешает чашка горячего чая, – сказал он, заходя в комнату и протягивая ей кружку.
Наталья от неожиданности сразу села и с удивлением посмотрела на него. Картины прошлой жизни стали возникать перед ее взором.«Боже мой! Он повторял всё в точности, как когда-то делал мой Алёша!»
– Спасибо, – дрожащим голосом ответила она и взяла с подноса чашку с чаем.
– Горячий чай придаст тебе сил. Если позволишь, я там посмотрю и что-нибудь приготовлю, тебе ещё надо укрепиться.
– Нет, спасибо, я есть не хочу, но если вы хотите, ради Бога.
– Да, я голодный, только что с суток.
– А как Ваше имя? – спросила Наташа.
– Алексей.
– Алёша, – тихо произнесла она его имя с такой любовью, что он смутился. – Так звали моего любимого супруга, – понимая, что мужчина в растерянности, пояснила она. – К большому сожалению, он погиб в день, когда я родила свою принцессу.
Она громко зарыдала. Алёша взял из её рук чашку, чтобы она не обожглась, и поставил на стол.
– Не надо, не реви, прошу тебя, – успокаивая, обнял он ее, – береги силы для малыша. Ведь ты сейчас не только мать, потерявшая свою единственную дочь, ты теперь бабушка, и должна поставить на ноги внучку.
– А как тебя зовут? – спросил он, осознавая, что до сих пор не знает ее имени.
– Наталья, – ответила она.
– Ты внешне напоминаешь мне мою жену, – вздохнул он. – Она умерла год назад от болезни сердца.
– А у тебя дети есть? – спросила Наталья.
– Нет. Мы любили друг друга и прожили счастливо 25 лет, но Бог не дал нам детей. В этом самом морге я попрощался с ней и очень хорошо знаю, что значит терять самого близкого человека.
– Прости, – тихо сказала Наталья.
– Всё нормально, – также тихо ответил он.
Они замолчали на несколько минут, вспоминая то, что уже не вернуть.Одновременно потянувшись к своим чашкам, стали молча пить чай, каждый душой разговаривая с душой своего близкого.
– Ну ладно, я пойду! – сказал Алёша.
«Боже мой! Как он напоминает моего мужа», – с удивлением подумала Наталья.
– Ты же хотел есть, – напомнила она.
– Только для того, чтобы накормить тебя, – слегка улыбнулся он.
– Подожди!
Наталья встала, собрала кружки и пошла на кухню.
– Наташа, если тебе трудно, то я пойду.
– Пока не покушаешь, я тебя никуда не отпущу, – не ожидая от себя, сказала Наталья и впервые за шестнадцать лет стала готовить для мужчины. Горе от потери дочери сковывало ее сердце, но на душе было удивительно спокойно.
Когда всё было готово, накрыла на стол и позвала Алексея. Она смотрела на него и удивлялась, сколько было сходства с ее Алешей. Он поднял голову и увидел, как Наталья с любовью смотрит на него. Наклонив голову и продолжая есть, подумал: «Может, мне это кажется?» Встав из-за стола, собрал посуду и молча стал мыть.Она внимательно следила за каждым его движением и обнаружила, что в этом человеке она видит своего Алёшу.– Спасибо тебе, но мне надо идти. Наталья, хочу попросить тебя, пожалуйста, разреши мне иногда быть рядом. Как только тебе станет лучше, исчезну из твоей жизни. Сейчас я смогу быть тебе полезным.
– Хорошо, Алёша, приходи, когда захочешь.
Он ушёл. Наталья почувствовала опустошенность. У неё появилось желание бежать за ним и вернуть его назад. Она сама удивилась этому чувству и стала преграждать путь
собственному желанию.
Прошли похороны Лиды, Алёша все это время был рядом с Натальей.Она каждый день ходила в больницу наведывать внучку и узнала, что Алёша тоже навещает ребенка и приносит подгузники. Для нее это было большим удивлением, потому что, приходя к ней достаточно часто, Алексей об этом даже не упоминал.
Вот и настал день забирать ребенка из больницы. Врач сказала Наталье, что она по два раза в день может приходить за грудным молоком для кормления. Поблагодарив всех, они поехали домой.
– Наталья, – сказал Алексей, – чтобы девочка росла счастливо надо, чтобы за порог дома она вошла на руках мужчины.
– И кого ждём? – спросила Наталья.
Он тут же забрал у неё малышку и вошёл в дом.
– Вот, милая моя принцесса, это твой дом, – радостно поприветствовал он ребёнка, – расти здоровая и счастливая!
– Привет, Лида! Вот ты и дома, дочка! – взяв девочку на руки, сказала Наталья и стала тихо плакать.
– Не нужны ребёнку твои слёзы, а ну-ка дай её сюда, – рассердился Алексей, забирая у неё ребёнка. – Ты забыла, что обещала? Пока не успокоишься, я тебе не позволю её держать на руках!
Ребёнок пошевелился. Они оба замолчали, боялись даже дышать, чтобы не разбудить малышку. Ребёнок успокоился и продолжал спать. Два взрослых человека так вздохнули, как будто тяжесть спала с их плеч. Алёша каждое утро и вечер ездил в больницу за молоком. Наталья постоянно находилась с ребёнком. Всё было хорошо.
Так прошел месяц.
Однажды малышка проснулась ночью и заплакала. Все старания Натальи не дали результатов, та не успокаивалась. Сама и не заметила, как набрала номер Алёши.
– Алло? Наташа? Что случилось? – испуганно спросил он.
– Ребёнок ревёт, не могу её успокоить, не знаю, что и делать, – волновалась Наталья,– может, «скорую» вызвать?
– Я сейчас приеду, – услышала она в трубке.
Через десять минут он приехал. Взял ребенка на руки, перевернул на животик и стал умело массажировать спинку.
– Ты что делаешь? – испуганно спросила Наталья.
– Моя мама была детским врачом, и я многому от нее научился. Не бойся, я знаю, что делаю, – повернул ребёнка и стал трогать животик. – Всё ясненько, – промолвил он после осмотра.
– Что? – широко открывая глаза, спросила Наталья.
– У неё просто заболел животик. Я сейчас приду, только сбегаю в аптеку.
Лида стала хныкать ещё сильнее. Наталья не знала, как её успокоить. Она достала свою грудь и дала малышке. Та тут же схватила ее как соску и стала жадно сосать. Наталью сначала бросило в жар, потом в холод. По всему телу пошли мурашки, и она заревела, сквозь слёзы молясь:
– Господи, миленький, помоги мне, пожалуйста. Услышь мои молитвы. Верни мне радость, родненький.
Вдруг Наталья почувствовала непонятную боль в груди. Возникло чувство, что молочные железы набухли. Ещё мгновение, и грудь стала ныть так, как пятнадцать лет назад во время кормления дочери. Она с удивлением посмотрела на внучку и не поверила собственным глазам. Лида жадно сосала молоко, которого оказалось так много, что не успевала глотать, и оно текло мимо её рта.
– О, Всевышний, благодарю тебя за чудо!
Алёша вошёл, быстро подошёл к Наталье и просто окаменел, увидев у рта ребёнка молоко. Он посмотрел на Наталью и почти не узнал её. Морщины на лбу разглаживались, глаза сверкали, как солнце. Он молча сел рядом с ней и стал смотреть на ребёнка. Лида успокоилась. Алёша и Наталья смотрели друг на друга и радовались чуду.
– Это потому, что она сосет грудь. Когда сосёт, одновременно начинают работать мышцы желудка, и правильно начинает работать кишечник. Вот почему так важно для здоровья ребёнка именно кормить грудью.
Скоро она перестала есть, и уснула крепким сном. Алексей осторожно взял и положил ребенка в коляску, укрыв теплым одеялом. Потом подошел к Наталье, поцеловал её в
лоб и сказал:
– Знаешь, нет чуда, есть только Бог и вера, сотворенные во благо! Когда ты стала кормить её пустой грудью, в тебе проснулись материнские инстинкты..., и твой организм с благословения Господа стал функционировать как у молодой мамы. Ложись спать, родная, пока малышка спит, а я пошёл. Если что, звони, я буду оберегать и баловать вас.
Он повернулся и пошёл к выходу.
– Алёша! – услышал он сдавлённый крик Натальи.
– Да, дорогая, – сказал он, не поворачиваясь к ней.
– Не уходи! Не оставляй меня больше одну!
Алексей резко повернулся и посмотрел в её глаза. Он увидел в этих глазах глубокую тоску и безграничную любовь.
– Алёша, Лиде нужна не только мама, но и папа. Прошу тебя, верни мне семью!
Наталья стала громко рыдать, сама не ожидая, что сможет после Алёши кого-то полюбить. Но в другом Алёше она нашла столько схожего, что у неё больше не осталось сил отказываться от судьбы, вернувшей ей в лице другого Алёши своего собственного. Его последние фразы звучали с точностью, как когда-то из уст любимого.
Алёша подошел, нежно обнял её и тихо прошептал:
– Любимая, это ты вернула мне семью!
Наступило утро. Мирно и сладко спала семья. Алексей лежал на спине. Одной рукой он прижимал к себе спящую Наталью, а другой покачивал коляску…
Мои милые читатели, я благодарю Господа Бога за то, что мы имеем честь быть матерями. Благодарю Его за Веру и Любовь, которые мы несём под нашими сердцами. Благодарю Творца за тех мужчин, которые не боятся нести даже чужую ношу на своих плечах. Я благодарю тебя, Господи, за веру, за любовь и за преданность ЧЕЛОВЕКА!


© Copyright: Ерануи Матосян, 2012
Свидетельство о публикации №112092806716