Награда свыше

Матосян Ерануи
Лариса сидела и молча смотрела на мужа, который не торопясь собирал свои вещи в чемодан.
– Олег, может, ещё раз подумаешь хорошо, – спокойным голосом сказала Лариса, – всё-таки мы с тобой вместе прожили пятнадцать лет, и жили хорошо. Ну, ладно, Бог с этим. А дети? Что я им скажу?
– Прекрати, Лариса, – с сухостью в голосе ответил Олег, – ты меня детьми не удержишь. Я уже всё сказал. Пойми, я люблю другую женщину и имею право на собственное счастье!
– Отнимая моё?
– Лариса, сердцу не прикажешь.
– Я понимаю, но нельзя дарить радость одной, отнимая счастье у другой.
– Ты хорошая жена и великолепная женщина. Я благодарен тебе за все годы, что мы прожили вместе, но ничего не могу поделать с собой. Я люблю Надежду и ни дня уже не хочу и не могу жить без неё.
– Прошу тебя об одном, не травмируй душу мальчиков, ведь они ни в чём не виноваты. – Живи с нами и спокойно продолжай встречаться с ней, – предложила ему Лариса. – Я тебе обещаю, ни словом не буду напоминать о ней и никогда не буду прикасаться к тебе, пока ты сам не захочешь. Пожалуйста, Олег, подумай о детях, ведь им нужен отец.
– Я обожаю своих детей и никогда их в обиду не дам, – сказал Олег, поднял голову и посмотрел на Ларису, – но по другому поступить не могу. Я стал ненавидеть себя за то, что всегда поздно прихожу домой, каждый раз обманываю тебя, будто задерживаюсь на работе. Все время придумываю отговорки: то машина сломалась, то надо кого-то срочно везти. Я устал от лжи.
– Но ведь я принимала всё, что ты говорил мне, и не вчера родилась. Я давно знала, что ты встречаешься с другой женщиной.
– А когда ты это поняла? – спросил жену Олег.
– Полгода назад, в конце мая.
– И ты столько времени молчала, ни разу даже не упрекнула меня? – сильно удивился Олег, так как жена назвала точный месяц, как только он начал встречаться с Надеждой.
– А зачем? – тихо, но очень уверенно ответила Лариса.
– Я не живу и не жила для себя одной, думая только о своем счастье. Моя жизнь для тебя и наших детей. Мне важно, чтобы вам было уютно и комфортно в этой жизни. Счастливы вы, значит, счастлива и я.
– Лариса, – опустил голову Олег, – как же я поступаю с тобой, это отвратительно. Ты не заслужила, чтобы тебя обманывали. И поэтому избавляю тебя от такой сволочи, как я.
– Тогда дай мне самой решить, что с этой сволочью делать. Я люблю его и он мне нужен.
– Нет, – твёрдо сказал Олег, – такой честной и любящей женщины, как ты, я не заслужил.
– Но этого хочу я, и ты вовсе не сволочь. Что делать, если ты влюбился? Страсть скоро погаснет, и ты опять будешь таким, каким и был.
– Нет, это не страсть, Лариса, а настоящая любовь. Я больше ни тебя, ни себя обманывать не могу. Я и так полгода занимался бичеванием собственной души.
Он закрыл чемодан.
– Прощай и прости!
– Хорошо, – сказала Лариса,– насильно мил не будешь.
    Она внимательно и с тоской посмотрела в глаза мужа, и сказала:
  – Если вдруг захочешь вернуться, знай, что эти двери всегда открыты для тебя и днем и ночью. Я всегда буду ждать домой своего мужа, а мои дети – своего отца!
  У Олега не осталось сил смотреть на жену. С болью в душе он быстро вышел из дома, сел в машину и уехал.
  Лариса родилась в семье простых крестьян. В семье было пятеро детей. Её родители работали день и ночь, вкладывая свои силы в их учёбу, и с детства приучали к дисциплине и порядку. Честностью и добротой родителей были награждены и дети, и выросли справедливыми и сильные духом. Лариса никогда никого не осуждала, всех понимала и принимала такими, какие есть. Всегда защищала тех, кого обижали. Лариса из честной девочки превратилась в мудрую
женщину, знающую своё место в жизни.И даже сама оказавшись в такой сложной ситуации, сохранила в себе трезвое мышление, с достоинством проходя сложный этап своей жизни. Слёзы стали давить горло. Она изо всех сил пыталась удержать их, подумав: «Нельзя плакать, пусть у него всё будет хорошо. Господи, дай ему счастья».
  Зазвенел будильник. Она посмотрела на часы и быстро пошла на кухню. Скоро из школы должны были вернуться сыновья.
  Дверь открылась, и мальчики, смеясь, зашли домой. Они поздоровались с матерью, поцеловали её и пошли мыть руки. Лариса посмотрела на их счастливые лица и подумала: «Я понимаю, что это нечестно по отношению к вам, но пока не готова сказать вам правду об отце».
Мальчики вернулись и дружно сели за стол.
– Мама, что-то случилось? – спросил четырнадцатилетней сын Павлик, внимательно посмотрев матери в глаза.
– Нет, сынок, ничего не случилось – ответила Лариса, – с чего ты взял?
– Твои глаза не умеют лгать.
– Мама, я уже есть хочу, – сказал девятилетний Слава.
Лариса быстро накрыла на стол.
– Мама, а когда папа вернется с работы, у меня с ним есть мужской разговор, – спросил Павлик.
– Павлуша, папа уехал в командировку, – ответила она.
– Надолго? – удивились они.
– Да так получилось в этот раз. Ну, ничего, будем терпеливо ждать возвращения отца. Главное, чтобы у папы всё было хорошо, – тихо сказала она.
– У моего папы всё будет классно, – сказал Слава.
Павел посмотрел на мать и промолчал. Он быстро, без особого аппетита поел, выпил чашку чая и встал из-за стола.
– Паша, что с тобой происходит, у тебя резко сменилось настроение? – спросила мать. – Когда раньше папа уезжал в командировку, ты никогда так не реагировал.
– Да, мама, я пока не знаю, что случилось, но надеюсь, что ты об этом мне расскажешь сама. Я немаленький ребёнок и не первый раз смотрю в твои глаза.
– Сынок, правда, всё нормально, – пыталась успокоить его она.
– Да,– ухмыльнулся Павел, – даже твой голос говорит об этом, – он дошёл до двери и, поворачиваясь, добавил: – Ладно, мама, я буду ждать. Когда будешь готова сама, тогда мне все и расскажешь. У меня есть свой секрет, которым я хотел с тобой поделиться, но сначала выслушаю тебя!
– А ну-ка, сынок, давай, скажи мне, что это за секрет, –спросила Лариса.
– Нет, – сначала ты.
Когда Павел вышел из кухни, Слава спросил:
– Какая муха его укусила?
– Ты ешь, ешь, – ушла от ответа Лариса.
Вскоре Слава закончил обед и ушёл в свою комнату.
Лариса осталась одна, растерянным взглядом посмотрела в окно. Она впервые осознала, что Павел вырос, и уже не ребёнок. Во взгляде своего сына мать увидела взрослого и серьезного человека. В ней стали бороться два разных чувства. С одной стороны, она понимала, что нужно рассказать сыну правду, а с другой – боялась причинить ему боль. «Нет, было бы несправедливо все ему рассказать, ведь он сильно любит и уважает своего папу. Я не смогу отнять его веру в отца», – думала она.Лариса встала, быстро всё убрала со стола, вымыла посуду и ушла в свою комнату. Долго лежала в постели, обнимая подушку мужа и осмысливая все, что происходит. «Если я сейчас сгоряча отдамся обиде, могу натворить кучу ошибок по отношению и к себе, и к Олегу, – подумала она. – Я его люблю, но это не даёт мне право заграждать ему путь к желанному счастью. Пусть он будет другом, но всегда рядом. Я считаю, что принимаю мудрое решение. Любовь – огромная награда для человека. Любить – великий дар, главное – уметь любить, и любить правильно. Пусть моя любовь докажет ему, что он потерял (временно) больше, чем нашел. Он сам должен прийти к решению, а пока я его отпускаю. Мне надо успокоиться, при этом направляя все свои мысли на собственное счастье. Я уверена, что когда-нибудь, мы будем вместе». Она закрыла глаза и тихо прошептала:
– Будь счастлив, Олег!
  Приняв для себя такое решение, она почувствовала внутри теплоту и гармонию. Глубоко вздохнув, прошептала:
– Постараюсь сохранить это чувство.
  Лариса стала тихо плакать. Скоро её веки отяжелели, и она уснула.
Она проснулась оттого, что Павел укрывал ее одеялом. Чтобы избежать разговора с сыном, дальше продолжала притворяться спящей. Он нежно прикрыл её и осторожно сел рядом. Она чувствовала пристальный взгляд сына.Павел протянул руку, поправил волосы на лбу матери и бесшумно вышел.
  Прошло три недели. Олег периодически звонил, но не приходил.
Однажды на работе у Ларисы сильно разболелась голова. Медсестра смерила ей давление и до следующего дня дала освобождение от работы.Лариса отправилась домой. Она насторожилась, когда обнаружила, что входная дверь квартиры оказалась не закрыта. Набравшись смелости, зашла домой и быстро прошлась по всем комнатам. Всё было в порядке. «Значит, я забыла закрыть дверь», – успокоила она себя и пошла в коридор. Проходя мимо ванны, услышала оттуда какой-то звук. Подкралась к двери и прислушалась. Из ванной доносился тихий плач. Лариса быстро открыла дверь.
Павел в верхней одежде и в сапогах сидел на краю ванны и плакал.
– Сынок, что случилось? – спросила Лариса.
Павел даже не поднял головы. Она обняла его и стала успокаивать:
– Успокойся, родненький, лучше расскажи, что случилось. Посмотри на меня.
Неожиданно Павел встал. Очень грубо освободился из объятий матери и убежал в свою комнату.
  Лариса сначала растерялась, но понимая, что сейчас не время сердиться на сына, последовала за ним. Он лежал, лицом уткнувшись в подушку, но уже не плакал.
– Павел, скажи, пожалуйста, что случилось? – умоляющим голосом спросила Лариса.
– Мама, – не отрываясь от подушки, спросил Павел, – скажи, где папа?
От железного голоса сына ей стало не по себе.
– В командировке, – неуверенным голосом промямлила она.
– А ты уверена?
  Лариса опустила голову, не в силах больше обманывать сына. Павел резко сел. Он выглядел очень бледным, но его глаза сверкали от злости.
– Мама, ты должна была сразу сказать мне правду, чтобы сегодня.., – он замолчал и снова, как маленький, заплакал.
– Чтобы сегодня что? – спросила она его, сама уже понимая, что разговор будет касаться мужа.
Павел молча плакал. Сердце ныло в груди при виде рыдающего сына, но она стала терпеливо ждать, пока сын успокоится.
– Мама, помнишь, я тебе сказал, что у меня есть свой секрет?
– Да, помню.
– Только ты не расстраивайся и выслушай меня до конца.
– Хорошо, сынок.
– Я из 7 «А» перешёл в 7 «В» класс.
– Почему? – спросила удивленная Лариса.
– У меня там учится любимая девушка, вот и захотелось быть ближе к ней, – покраснев, ответил Павел.
– Ясно, но мы об этом поговорим позже.
– В прошлую субботу моя одноклассница Вика во время уроков вела себя просто отвратительно. Её выгнали с урока и потребовали, чтобы она в понедельник, то есть сегодня, пришла в школу с родителями.
– Ии-ии? – спросила Лариса.
– Сегодня на первом уроке дверь класса открывается, за-ходит Вика и говорит учителю, что пришла с отцом.
– Пригласи его в класс, – сказал учитель.
Павел замолчал и через несколько секунд сквозь слезы произнес:
– Мама, представляешь, это был мой отец! Я сначала даже не поверил своим глазам.
– Павлуша, сынок, прости меня, родной, прости! – сказала мать. Она взяла его руки в свои ладони и стала целовать. Павел, освободив руки, обнял мать и сильно прижал к своей груди.
– Его стали отчитывать за поведение дочери. Ты можешь представить, что было со мной? Я почувствовал к нему презрение и вдруг понял, что ненавижу его! Ненавижу!
– Нет, сынок, нет, – закричала Лариса, – не говори так, он хороший отец!
– Был, мама, он был хорошим отцом, когда жил с нами. А сейчас он плохой отец, раз у него появилась такая дерзкая дочь, – со злостью так заорал Павел, что у нее все задрожало внутри.
– Он не сразу меня заметил, – продолжал Паша, – учительница сказала отцу: «Пусть берет пример с парней. Вот у нас в классе есть Сенников Павел Олегович. Мальчик хорошо учится, всегда вежлив со всеми и лиш-
него слова не скажет». Ты представляешь, услышав имя родного сына, он сильно побледнел. Его волнение выдавали трясущиеся руки. Я больше не мог смотреть на него, схватил сумку и выбежал из класса. Мама, милая, почему ты сразу не сказала мне правду? Зачем ты позволила мне пройти через этот ужас? В чём я виноват перед вами?
  Павел стал громко рыдать. Ларисе показалось, что сейчас весь мир против неё.
– Сынок, родной, пожалуйста, пойми меня правильно. Я не хотела расстраивать вас, и сама не знаю, что с ним происходит. Сын, ты уже взрослый, и думаю, поймёшь, о чём я говорю. Отец переживает сложный период в своей жизни. У него появилась новая любовь. Надеюсь, скоро его страсть утихнет, и папа снова вернется домой.
– Что-оо-о? Домой? В тот день, когда он войдёт в эти двери, – Павел пальцем указал на дверь, – у тебя останется только один сын. Запомни раз и навсегда: Я ПРЕДАТЕЛЕЙ НЕ ПРОЩАЮ, – по слогам выговорил он.
– Паша, сынок, – пыталась успокоить его мать.
– Я сказал: НЕТ! – утвердил Павел.
В этот момент раздался звонок. Лариса пошла открывать дверь.
– Нее-еет, – через пару минут услышал Павел крик матери. Он выбежал из комнаты и увидел, как два милиционера пытались поднять с пола бесчувственное тело Ларисы. Помогая отнести мать на диван и привести ее в чувство, спросил: «Что случилось?» От услышанного ответа Павел просто замер.
– Мама, быстро одевайся, едем в больницу!
  Лариса быстро собралась. Ехала, с трудом управляя машиной, не замечая знаков светофоров и машин. Каждая клеточка ее тела была напряжена до предела.
Они зашли в больницу и побежали на четвёртый этаж.
– Вы куда? – спросила медсестра.
– Где сейчас мужчина, которого привезли к вам недавно? Он после аварии, – сказал Павел, – его зовут Олег .
– Он в операционной, вам туда нельзя.
– Как он?
– Его состояние очень тяжелое, – сказала медсестра. – В результате аварии он получил многочисленные травмы и потерял много крови. Вам остается только молиться, чтобы он остался в живых.
  У Ларисы от перенапряжения подкосились ноги, и если бы не поддержка Павла, она бы упала.
– Прошу не шуметь, – попросила медсестра, – пока посидите в коридоре.
Мать и сын напряженно ждали, пока врачи боролись за жизнь дорогого им человека.
  Только через пять часов к ним вышел хирург.
– Операция прошла благополучно, – обратился он к ним, – но заранее вас хочу предупредить, что из-за травмы позвоночника некоторое время он не сможет ходить. Сейчас ему особенно необходима ваша поддержка и помощь.
– Спасибо, доктор, – поблагодарила Лариса.
– Сейчас ступайте домой и отдыхайте. Завтра утром приходите, я разрешу его посетить.
  Дома их уже ждал Слава.
  Лариса сразу ушла в свою комнату.
– Павел, где вы были? – спросил брат.
  Павел обнял его и сказал:
– Папа попал в аварию. Он сейчас в больнице, мы только что оттуда.
– Что с папой? – стал громко плакать Слава.
– Не плачь, братишка, с нашим папой все будет хорошо. Завтра мы его посетим, и ты увидишься с ним.
  На следующий день Лариса с сыновьями пошла в больницу. Когда они втроем зашли в палату, Олег широко раскрыл объятия для сыновей. Обнимая их, он сказал:
– Сын, прости меня, – прошептал Павлу Олег.
– Папа, не надо, забудь обо всём. Я давно все забыл.
– Я тебя люблю, сынок, – сказал Олег.
– И я тебя люблю, папа!
  Олег перевёл взгляд на Ларису, которая стояла чуть в сторонке и тихо плакала. Она смотрела на своих мужчин и не понимала, почему плачет… то ли от радости в сердце, то ли от боли в душе.
  Олег с болью смотрел на неё и думал: «Какой я был слепой. Влюбился в ту, которая не дорожила мною. Достаточно Надежде было узнать о случившемся, тут же отказалась от меня. Больно это сознавать, но я благодарен ей за то, что она помогла мне по-настоящему узнать свою жену».
  Лариса каждое утро и каждый вечер посещала мужа. Её нежность и преданность поражали Олега. За все годы, прожитые вместе, он только сейчас начал по настоящему ценить Ларису.
  Прошло чуть больше месяца.
  За столом сидела счастливая семья и обсуждала, какую машину купить Ларисе.
– В этот раз будем покупать маме большую машину.
– Ты прав, папа, – поддержали отца сыновья.
Лариса подошла, обняла мужа и сказала:
– Мне не нужна новая машина. – Сев рядом с мужем продолжила: – Я хочу всегда быть с тобой. Деньги, которые ты хочешь тратить на машину, мы потратим на твое лечение. Я мечтаю об одном: держа тебя за руки, каждый день до конца нашей жизни везде ходить пешком. Так мне будет спокойнее.
Олег только сейчас осознал, что такое счастье. Его совесть пока его не простила, но зато он получил награду свыше – ему вернули семью.


© Copyright: Ерануи Матосян, 2012
Свидетельство о публикации №112092806996