Хоть и далеко, но душой всегда с вами

Матосян Ерануи
– Здравствуйте, – поздоровалась с пожилой женщиной Нуне.
– Здравствуйте, – улыбаясь, ответила женщина.
– Куда путь держите?
– До Тюмени, а Вы?
– Я еду в Киров.
– Давайте познакомимся, меня зовут Елена Васильевна, можете звать просто Лена.
– А меня звать Нуне…
– Очень красивое имя. Вы армянка?
– Да.
– О-о-о, – с теплотой в голосе сказала Елена Васильевна, – армянский народ мне как родной.
Слова Лены вызвали симпатию в душе Нуне.
Проводница принесла белье. Нуне постелила постель, и, раздевшись, легла.
– Вы откуда родом, Нуне? – спросила Елена.
– Из Эчмиадзинского района, села Айгек, – ответила она, – но уже 15 лет живу в Кирове.
Тетя Лена резко села. Ее улыбка исчезла. На лице появилась печаль и в море ее глаз проснулась тоска.Нуне заметила сильное волнение попутчицы, у нее, как у маленькой девочки, затряслись губы так, как будто скоро появятся слезы.
– Тетя Лена, что с Вами?
– Дай приду в себя и все расскажу, – ответила она.
Нуне внимательно посмотрела на нее. Тете Лене было 50-52 года, ее возраст выдавали складки на шее. Лицо было красивое и почти без морщин, красивые голубые глаза. Нуне, изучая ее взглядом, подумала: «Наверное, она в молодости была первая красавица в своем окружении». Тетя Лена открыла сумку, достала успокоительную таблетку, налила в свою чашку воды и не торопясь выпила… Нуне молчала, но с большим интересом следила за каждым ее движением. Она уже догадывалась, что рассказ женщины будет очень интересным. Елена Васильевна закашлялась, выпила ещё одну чашку воды и, удобнее расположившись на подушке, стала рассказывать…
– Это было в 1986 году. К нам в Тюмень из Армении приехала строительная бригада. Строительство здания велось недалеко от общежития, в котором поселились рабочие, совсем рядом с нашим домом. Среди всех я сразу заметила одного парня, ему было тогда приблизительно двадцать семь лет. Он был высокий, с чёрными, как ночь, глазами, шикарной шевелюрой волос, стройной, подтянутой фигурой, – она замолчала и закрыла глаза, вспоминая прошлое в деталях. На её лице появилась нежная улыбка. – Одним словом, просто красавчик. Я тогда работала в продуктовом магазине рядом со стройкой. На следующий день получила товар и занялась расфасовкой. Вдруг в магазин зашёл он.
– Здравствуйте, – поздоровался он со мной.
– Здравствуйте, – ответила я и почувствовала, что от волнения покраснела.
– Будьте добры, мне нужны чай, сахар и сигареты.
– Поразительно, – не смогла скрыть своего удивления я, – вы чисто говорите по-русски.
– Да у меня бабушка русская,– ответил он, улыбаясь.
– А, вот оно что, – сказала я, и не торопясь стала всё укладывать в пакет, подсчитывая сумму покупки.
– И будьте любезны, мне ещё коробку конфет, – и сразу добавил, – самых хороших.
Он взял покупку и направился к выходу.
– Ой, вы забыли конфеты, – громко сказала я, обнаружив, что они лежали возле кассы.
Он обернулся и, улыбаясь, сказал:
– Я не забыл. Это Вам, самой красивой девушке, за знакомство, – ответил он.
Не успела ему возразить, как он быстро вышел из магазина. Мое сердце ушло в пятки, а руки стали сильно дрожать. Моя душа готова была выпрыгнуть из моего тела и бежать за ним. Сама себя в этот миг не узнавала. Никогда никто не затрагивал мою душу так, как этот армянин. Он заворожил меня с первого взгляда. Мое дыхание стало учащенным, сердце сильно забилось. Я хотела просто летать, прыгать, бегать. Впервые с работы пошла домой неусталая. Я радостно держала в руках волшебную коробку с конфетами и чувствовала себя самой счастливой. Всю ночь не могла уснуть. Как только закрывала глаза, видела его восхитительную улыбку и глубокие чёрные глаза, которые меня просто околдовали. Я с нетерпением ждала следующего дня в надежде снова его увидеть. Наконец наступило утро. Я на работу бежала. Открывая магазин, просила Бога только об одном, чтобы сегодня пришёл мой красавчик. В обед я стала выкладывать новый товар. Дверь магазина открылась, и я словно почувствовала, что это зашел он.
– Привет, красавица, – за своей спиной услышала его приятный голос.
У меня по всему телу прошла какая-то волна, и я чуть не уронила пачку с рафинадом.
– Привет, – сдерживая волнение, ответила я.
– Всё в точности как и вчера, – сказал он.
– Только без конфет, – сама от себя не ожидая, сказала я, поворачиваясь к нему.
– Хорошо, – спокойно, но с хитрой улыбкой ответил он.
Как только я назвала сумму покупки, он добавил:
-Тогда дайте еще килограмм яблок.
Он за всё рассчитался, протянул мне яблоки и сказал:
- А это тебе! – и направился к выходу.
Я стояла, не зная, радоваться или сердиться на него, но поняла одно, что перестала сама себя понимать!
Вечером я закрыла магазин, повернулась, чтобы уходить, но от неожиданности встала как вкопанная. Передо мной стоял он.
– Добрый вечер, – поздоровался он со мной.
– Добрый вечер, – ответила я.
– Может, наконец-то познакомимся поближе? Моё имя Самвел.
– А я Лена.
Он протянул руку, и я автоматически подала свою. У него были такие теплые руки, что тепло сразу проникло в мою ладонь. По всему телу пробежали мурашки, сердце стучало
так, что было слышно в ушах.
– Лена, я хочу пригласить тебя в кино. Надеюсь, не откажешься составить мне компанию.
– Не могу, – ответила я, не понимая, что говорю, но быстро поправила себя, – согласна!
Самвел взял меня под руку, и мы не торопясь направились в кинотеатр.
С большим удовольствием смотрели индийский новый фильм «Родной ребёнок», но что происходило на экране, я смутно понимала, в голове было одно – ОН рядом со мной.
После фильма он меня проводил до дома.
– Ну что, до завтра?!
– До завтра, Самвел, – ответила я и добавила, – спасибо за великолепный вечер.
– Это тебе спасибо, – он наклонил голову и неожиданно меня поцеловал.
– Самвел, может, зайдёшь на чашку чая, – не ожидая такого от себя, предложила я.
«Дура!», – внутри слышала голос разума.
– Ты сильно хочешь меня угостить?! – спросил он.
– Да, хочу! – подтвердила я.
«Круглая дура!» – опять раздался голос разума.
Мы зашли домой, и я стала быстро накрывать на стол. Пили молча, изучая друг -друга. После чаепития пошли смотреть телевизор. Он сел на диван, а я расположилась рядом с ним. Мы оба молчали, не переставая смотреть друг на друга. Вдруг он резко обнял меня и прижал к себе. Я хотела ему что-то сказать, но его губы быстро нашли мои и не разрешили произнести ни слова. Он стал меня нежно целовать, и я растворилась в его дыхании, как будто исчезнув из настоящего мира…
Утром я открыла глаза. У меня было чувство, что счастливее меня в мире нет никого. Моя голова лежала на его огромном мускулистом плече. Он, обняв меня, сладко спал. Я смотрела на него и слышала, как он ровно дышит. Потихоньку, чтобы не разбудить его, потянулась и поцеловала его красивые губы. Он тут же открыл глаза, улыбнулся, крепко прижал к своей груди и стал меня нежно целовать.
– Я влюбилась в тебя, Самвел, – шепотом призналась я.
С этого дня мы стали жить вместе. Нас окружали только любовь, мир и понимание. Он оказался очень нежным и заботливым и умел из каждого простого дня сделать настоящий праздник. В нашем окружении все знакомые девочки и молодые женщины завидовали мне. Я замечала, что многие из них строили ему глазки. Как сильно я любила его, так и сильно верила ему, и была уверена, что кроме меня, ему никто не нужен.
Полгода мы жили душа в душу. Бригада закончила стройку, и они собрались ехать домой. Я думала, Самвел останется, даже была уверена в этом.Вечером он пришёл домой. На нём не было лица.
– Что случилось? – спросила я.
– Лена, любимая, я вынужден уехать домой.
– А я? – сквозь слёзы спросила я.
– Я вернусь обязательно, но мне сейчас надо ехать.
– Тогда забери меня с собой, – со слезами на глазах настаивала я.
– Не могу, – ответил он, опустив голову.
– Почему не можешь?
– Понимаешь, там меня ждёт невеста, я с ней обручён.
Земля ушла из-под моих ног. Он еле успел поймать меня, чтобы я не упала.
– Как? Как так? – истина никак не доходила до меня. Вернее, доходила, но я не хотела ее понять и принять.
– Да, сердце моё, это правда. Понимаешь, я не знал, что влюблюсь! Не знал! Бог свидетель! Я приехал сюда заработать денег, чтобы купить машину. Год назад нас обручили по нашим законам, и родители настаивают на свадьбе. Клянусь моей мамой, что только сегодня я вспомнил про неё и то после разговора с отцом.
– Откажись от неё! Откажись, любимый, – требовала я, обнимая его, – я тебя никому не отдам. Ты никуда не поедешь. Ты мой и только мой!
Только через час он смог успокоить меня. От слёз и боли в душе у меня не осталось сил дальше уговаривать его.
– Лена, – тихо сказал он, – я обещаю придумать что-нибудь и быстрее вернуться к тебе. Пойми, мне надо ехать, чтобы поставить жирную точку под всеми вопросами. Пожалуйста, постарайся понять.
Он стал мне объяснять все в подробностях, и я поняла, что ему просто необходимо уехать.
Я вытерла слёзы и молча стала собирать его вещи. Он часто подходил ко мне и обнимал, с каждым разом сильнее и сильнее прижимая к своей груди.
Наступило утро. За ним приехала машина.
Расставание было невыносимым испытанием. Мы, как две сироты, на прощание обнялись и даже не могли говорить, только сквозь слезы целовали друг друга. В чувство нас привёл долгий сигнал машины.
С трудом отрываясь от него, я сказала:
– С Богом, родненький!
– Я тебя люблю, Лена, – ответил он, и, взяв чемодан, быстро вышел.За ним закрылась дверь, и за дверью остался мой свет. Я побежала в спальню и стала неутешно рыдать. Боль в душе терзала меня, почти лишая рассудка. Наверное, от нервного потрясения меня стало сильно тошнить, и я еле успела добежать до туалета. От приступа рвоты вовсе ослабла. С трудом дойдя до кровати, не раздеваясь, легла отдохнуть. Я вымоталась и через минуту погрузилась в забытье.
Утром проснулась опять от тошноты. Ничего не могла понять, что со мной? Вроде ничего такого не ела, чтобы получить отравление. Всё тело болело, голова сильно кружилась. Позвонила подруге, она пришла, и мы с ней отправились в больницу. Прошла все обследование, которое назначил невролог, и стала ждать. Из кабинета вышла медсестра и с улыбкой на лице обратилась ко мне.
– Елена Васильевна, вы должны проконсультироваться у гинеколога.
– Почему? – удивилась я.
– Как почему? – засмеялась медсестра, – у вас с нервами всё в порядке. Вам надо подумать о малыше. Всё ли в порядке с ним?
– О каком малыше вы говорите? – спросила я, от удивления заикаясь.
– О малыше, которого вы ждете, – смеясь, она сунула результаты анализов мне в руки и ушла.
– Поздравляю тебя, Леночка, ты станешь матерью, – с трудом доходили слова подруги до моего сознания.
Я была в таком шоковом состоянии, что не знала, смеяться или реветь. Меня наполняли разные чувства. За и против стали бороться между собой разум и душа.
Я хорошо понимала только одно, что от моего Самвела у меня будет ребенок.
В тяжелом ожидании прошел месяц. Наконец-то я получила от него письмо.
«Здравствуй, любимая. Как ты? Как твои дела? Радость моя, я рассказал невесте всю правду, надеясь вызвать её гнев и ненависть ко мне. Сказал, что сильно влюбился и хочу вернуться к тебе. Она расплакалась и сказала: «Самвел, я понимаю и уважаю твои
чувства и могу прямо сейчас вернуть тебе обручальное кольцо. Но ты знаешь лучше меня, что это для нас позор. Мое честное имя будет под страшным ударом. Больше никто не захочет жениться на мне, потому что все будут сомневаться в моей честности и верности. Чтобы не сломать тебе жизнь и остаться незапятнанной, у меня остается только одно – наложить на себя руки».Любимая, я люблю тебя, но не могу подставить под удар имя честной девушки. Ей всего семнадцать лет. Милая, сердце моё, мне очень больно. Но я не могу поступить по-другому. Ты на всю жизнь останешься в моем сердце. Пойми меня, и если сможешь, прости.
Прощай! Твой Самвел».
Прочитала письмо до конца, у меня появилось такое чувство, что весь мой мир ушёл в траур. «Успокойся, успокойся, – повторяла я себе, – ты не имеешь права тревожить покой малыша». Я двумя руками обняла свой живот и стала медленно покачиваться из стороны в сторону, чтобы успокоить себя и ребёнка.Вот, Нуне джан, ровно через восемь месяцев я родила сына Самвела и в честь отца нарекла его таким же именем. Сейчас он уже взрослый. Он женат и у него растёт сын.
– А он знает про отца? – спросила Нуне.
– Знает. Гов орит, что рано или поздно найдёт его. Ведь он его точная копия.
– Тётя Лена, – напряженная от волнения, спросила Нуне, – а вы помните отчество и фамилию Самвела?
– Как не помню, – ответила Лена, – даже могу показать тебе своё богатство, которое храню многие годы.
Сказав это, Лена открыла сумку, вытащила из неё целлофановый мешочек, достала старый потрепанный конверт с вложенной фотографией и протянула Нуне.
Нуне вскрыла конверт и воскликнула от удивления так, что Лена перепугалась.
– Что, что с тобой? – испуганно спросила Елена Васильевна.
Из глаз Нуне потекли слёзы. С фотографии на нее смотрел ее покойный отец, который погиб, когда она была совсем маленькая.
– Тётя Лена, милая,– обняла Нуне женщину и громко заплакала.
– Не плачь, родная, – стала успокаивать ее Лена, – не реви, милая.– Я давно смирилась с этим. Я его очень любила и буду любить, пока дышу. А вот моя гордость так и не позволила написать ему ответ. Чтобы он не нашёл меня, я даже поменяла место жительства. А вот как поступит мой сын, это его личное дело!
– Тётя Лена, тётя Лена, Вы слышите меня? – еле слышно спросила Нуне.
– Да, родная, слышу, – ответила она, вытирая слёзы со щек Нуне.
– Твой Самвел – мой папа, а твой сын – мне родной брат по отцу.
– Что? – спросила Елена, отпуская Нуне.
Она схватилась за сердце, глотая ртом воздух.
– Тётя Лена, родная, выпей воды, прошу тебя, – и протянула ей чашку с водой.
Лена жадно выпила воду и внимательно посмотрела на Нуне. Только сейчас она разглядела родные черты на её лице.
– О! Боже! Боже! – обнимая её, шептала Елена, – прости, прости меня!
– За что, тётя Лена? За то, что ты мне подарила брата? – ответила Нуне.
– Наоборот, я хочу тебя поблагодарить. Ты не представляешь, как будет радоваться мой старый и больной дедушка, когда узнает, что не погас очаг в его доме. Ведь папа у него был единственным ребёнком.
– А почему был?
Нуне растерялась. Не знала, что и сказать. Как бы ни было тяжело, надо было говорить правду.
– Нуне? – у Лены задрожал голос.
– Папа погиб на войне в Нагорном Карабахе, – тихо ответила Нуне.
Женщины обнялись и тихо зарыдали.


  В 2010 году в аэропорту города Еревана встретились две семьи.Две взрослые женщины, познакомившись, несколько секунд изучали друг друга. Затем крепко обнялись, пытаясь взять друг от друга частичку воспоминаний тех счастливых времен, которые прожили рядом с Самвелом, и восполнить пустоту души от потери любимого человека.
Дедушка Сократ обнял своего внука и от радости разревелся.
– Бала джан, бала,– беспрерывно повторял он, что в переводе «дитя мое».
Он отпустил внука из объятий, отошёл от него ровно на один шаг и стал взглядом изучать. Перед стариком стояла точная копия его сына. Он опять подошёл к внуку, обнял его, как ребёнок, прижался к его груди и сказал:
– Аствац джан, паркед шат лини! Им балис оджахи цухе чи марел, - то есть- "Слава тебе, Господи! Не погас очаг моего сына!"
Через несколько минут две машины друг за другом неслись домой. В этот вечер на могиле Самвела задымил ладан, зажженный руками его сына. На памятнике были написаны строчки из его последнего письма, написанные с фронта:
«ХОТЬ И ДАЛЕКО, НО ДУШОЙ ВСЕГДА С ВАМИ!»
Самвел подошёл, поцеловал памятник отца, и сказал:
– Отец! Наконец-то я нашел тебя! Покойся с миром!
Голос сына Самвела эхом поднялся вверх, уходя далеко в небеса.
В эту ночь небо было чистым и спокойным. Спокойно спали все. Не спал только дедушка Сократ. Он, опускаясь на колени возле койки спящего внука, с великой тоской, но глубокой любовью и безмерной радостью смотрел на родное лицо, которое повторяло все черты лица его единственного сына.
– Балес, сиртс, – шептал он, аккуратно освобождая лоб Самвела от непослушных волос, – ду верадарцар ев нориц индз hет ес балес! -что значит: «Дитя моё, сердце моё, ты вернулся домой и снова со мной!»
Тут же все звуки мира замолкли и наступила глубокая тишина. Весь мир молча наслаждался с дедушкой Сократом, соединяясь с пульсом его сердца, которое давно не пульсировало так ровно, радостно и счастливо!


© Copyright: Ерануи Матосян, 2012
Свидетельство о публикации №112092806738