Образ В. Маяковского в творчестве художников

Ирина Юлина
    Поэт сказал: "Ведь если звезды/зажигаются значит -/ это кому-нибудь/ нужно".    Звезда В. В.  Маяковского зажглась и продолжает гореть,  так как, по-прежнему,  творчество и жизнь   поэта  интересна молодежи   сегодня.  Именно это и побудило меня посмотреть, как образ поэта, после его гибели,  был  отражен в творчестве художников.
 
    Эту галерею портретов открыл  Давид Бурлюк  (1882-1967) -  "отец русского утуризма". В 1930 году, получив  трагическое известие о смерти своего друга-поэта                В.  Маяковского,   Давид   Давидович  посвящает   ему   выпуск   журнала   "Цвет и рифма", издаваемого Д. Бурлюком  в Нью-Йорке,  и  рисует  тушью  на бумаге свою версию гибели поэта -  Смерть Маяковского.   Мне   этот   лаконичный    образ  напоминает  космический аппарат, запущенный  в  будущее,  но  не  исключено, что  Давид Давидович имел в виду что-то другое.
 
     Интерес   вызвал  у  меня  "Портрет   Маяковского", написанный   в   2010 г.   Константином  Лорис-Меликовым   (р. 1967),   создателем     стиля - лавизм.   Стиль   мне   несколько    напомнил пуантилизм.    Картина   выполнена    в   ядовито   ярких   тонах,   на   которой   узнаваемый,    почти скульптурный портрет  поэта-футуриста с папиросой в уголке рта.

     А между 1930 и  2010 годом выдающимися художниками  были выполнены следующие  работы:
    Александр  Дейнека (1899-1969)  - советский живописец,  как и В. Маяковский, работавший в "Окнах РОСТА", только  в Курске,    создает в  1941 году живописное  полотно            " Маяковский в РОСТА",    холст, масло.  Дейнека   пишет образ  поэта-глашатая во весь  рост в теплой куртке и шапке в простывшей комнате, работающим  над недописанным  плакатом.  Художник  изображает некоторые  детали быта того времени. Потухшая  буржуйка, лампочка без абажура, ведро с краской   и недопитый стакан чаю  делают это полотно  реалистичным.
 
     Несколько раз в своем творчестве возвращается к образу В.В.Маяковского              Н.А. Соколов (1903-2000) - живописец,  график, член группы Кукрыниксы. Например,         работы "В. Маяковский" и "В. Маяковский и  В. Мейерхольд".   Последняя  работа мне   показалась  мало интересной.   Мы видим  на красном фоне спокойное лицо В. Маяковского  и профиль   В. Мейерхольда, с  импульсивно поднятыми  в жестикуляции руками.   Обе фигуры, изображены не связанными друг с другом,  в то время как  этих  людей объединяла плодотворная творческая  работа над пьесами   В. Маяковского.  На всех работах       Н.А. Соколова  фотографически точные портреты  поэта  знакомые нам по книгам.

  На обороте медали "В.В. Маяковский" (Н. Соколов)   слова В. Маяковского из стихотворения "На западе все спокойно", написанного  в  1929 г. к международному антивоенному дню 1 августа: "Мы требуем мира./ Но если/ тронете, /мы в роты сожмемся,/ сжавши рот./Зачинщики бойни/увидят на фронте/один восставший рабочий фронт".

    Уместно  сказать, что имя  Маяковского  воевало  с фашизмом  во время Великой Отечественной  войны, его имя носили самолет,  подводная лодка Балтийского  флота, три танка, один из которых вошел в Берлин.
     Как тут не вспомнить слова Андрея  Вознесенского:  "Маяковский, Вы схожи с мостом. /Надо временем,  как гимнаст, /башмаками касаетесь РОСТА, / а ладонями  -/нас".

    На   прошедшей в 2012 году в Москве выставке  "За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше.  1945-1989 гг.",  впервые  увидела работу Ежи Новосельского  "Маяковский".    Один из ведущих художников Польши   Ежи Новосельский (1923-2011)  уже в 50-е годы оставляет светскую живопись и переключается на религиозную  роспись  в православных церквях (в Белостоке и в  Еленя-Гуре) и в  католическом храме Святого Креста в Варшаве.  Портрет  Маяковского, написанный  в  1950 г.,   выглядит у художника  иконописным, не имеет объема и перспективы, с  темной обводкой контуров  фигуры.

   Б.Г. Коржевский (1927-2004) в 1958 пишет  картину  "Маяковский за работой",  поэт в  клубах дыма, с  папиросой, за письменным столом, заваленным блокнотами и записными книжками.  Хочу привести   воспоминание о В. Маяковском  Николая Павловича  Смирнова-Сокольского,   народного артиста  РСФСР, коллекционера  и большого  знатока  старой книги:"... имел удовольствие убедиться, что его знаменитое "Ненавижу всяческую мертвечину" - к старой русской книге, к ее творцам и создателям,  никакого отношения не имеет. Он не только уважал и любил старую книгу, но, что гораздо важнее,  хорошо знал ее. Об имеющихся у меня альманахах и сборниках, об участвовавших в них поэтах и писателях он рассказывал мне больше, чем знали многие специалисты." (Н. Смирнов- Сокольский  "Рассказы о книгах"  М. 1960, С. 48).
 
    И.М. Бройдо  (1933-2002)  в картине  1983 года  "В.В. Маяковский"    художник изобразил  поэта  в плаще,  одиноко идущим    по праздничной улице, блестящей от дождя. В одном из интервью прочитала, что  у Ильи Бройдо любимой строчкой из В. Маяковского была: "Я хочу быть понят моей страной,/а не буду понят -/что ж?!/По родной стране/пройду стороной,/как проходит/косой дождь".   Эта одинокая фигура на полотне  напомнила мне скульптуру поэта, выполненную    Г. Кордзахия, стоявшую в  середине 20 века на Таганке около  Библиотеки-музея  В. Маяковского.
               
   Отдельно надо   остановиться на рабатах  Савелия Мительмана  (1940-2004 ) -    художника-нонконформиста, концептуалиста, написавшего  такие пронзительные слова о  Владимире Маяковском:  «Лично мне фигура Маяковского видится в ряду величайших поэтов-бунтарей мира следом за Данте, Байроном, Ницше. Такие гиганты появляются в переломные эпохи и сами собой означают коренные сдвиги в мировой истории и культуре.  Если же рассматривать Маяковского в рамках  своей эпохи, то он представляется мне живой эмблемой русского авангарда с его мессианскими идеями, экстремизмом, устремленностью в будущее. Хотя значение его грандиознее, ибо творчество (не поэзия в традиционном смысле, которая оказалась «пресволочной штуковиной»), включающее в себя основные направления тогдашнего модернизма: футуризм, экспрессионизм, сюрреализм – творчество это гиперболично, безмерно, запредельно.  Но этого мало. Творец, создавший эпос своей эпохи, протянул свой «Бруклинский мост» и в наше время»
 
   Савелий Мительман создает  живописные комментарии к тетраптиху поэта  "Облако в штанах". Нет, это не иллюстрации к поэме, это сотворчество, пронизавшее живопись Савелия Мительмана   цитатами  и репликами из "Облака в штанах", поэмы, написанной двадцатидвухлетним   Владимиром Маяковским, обнаженными нервами и душой. Савелий Мительман своими  оголенными нервами  связал   трагическое видение В. Маяковского с нами зрителями и кажется, что картины его искрят от высокого  напряжения.  Небо на всех полотнах С. Мительмана, посвященных В. Маяковскому, в красных заревах, а у  поэта: "На небе, красный, как марсельеза,/ вздрагивал, околевая, закат".
 
   Картины Савелия  Мительмана невозможно описать, как невозможно описать словами музыку или стихию. Волна стихии захлестывает вас и невозможно дышать.   Попытаюсь, хотя бы   назвать основные полотна художника, посвященные  В. Маяковскому.

     "Тринадцатый апостол", 1983, холст, масло. Тринадцатый апостол  - именно так поэт предполагал назвать  свою поэму, но цензура не пропустила   название, и  мы узнали  "Облако в штанах".  У Маяковского в поэме: "Я, воспевающий машину и Англию,/может быть, просто,/ в самом обыкновенном Евангелии/тринадцатый апостол".               
На лице поэта в изображении художника гримаса ужаса.  "Людям страшно - у меня изо рта/ шевелит ногами непрожеванный крик"  - это в поэме.
               
   "Когда я абсолютно спокоен", 1983, холст, масло. С. Мительман изобразил поэта в желтой блузе.  У Маяковского в поэме: " Хорошо, когда в желтую кофту/ душа от осмотров укутана!" и дальше: "... но я не могу быть спокойней./ Смотрите -/ звезды опять обезглавили и небо окровавили бойней!"     И действительно страшно смотреть:  на портрете  этот остановившийся    взгляд,  как выстрел направленный на нас  - пугает.    "Господа!/Любители /святотатств,/ преступлений,/ боен,-/ а самое страшное/ видели -/лицо мое,/когда/ я/ абсолютно спокоен?/И  чувствую -/"я"/ для меня мало,/кто-то из меня вырывается упрямо".
   
   "Звезда Маяковского",1990, холст, масло. Путь поэта  это путь на голгофу. Обреченность   в фигуре и лицо,  на котором  "Скоро криком издерется рот".
 Кажется,  слышим голос  поэта: "Я,/ осмеянный у сегодняшнего племени,/как длинный/скабрёзный анекдот,/ вижу идущего через горы времени,/ которого не видит никто".  Глядя на это полотно невольно вспоминаешь строчки из поэмы: "Мама! / скажите сестрам, Люде и Оле,/ Ему уже некуда деться" и из прощального письма: "Мама, сестры и товарищи, простите, - это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет".
 
    "Портрет Владимира Маяковского", рисунок. Лицо мужественного человека   трагической судьбы.
    Поэт заканчивая поэму "Облако в штанах", воскликнул:
     "Эй, Вы!/Небо!/ Снимите шляпу!/ Я иду!".
  Таким он пришел к нам. Таким его увидели художники разных направлений - футурист и лавист, реалист и конформист.