Орёл-Хрустальный

Александр Сергунин
                Антонине Михайловне Тарабановой
                учительнице начальных классов
                посвящается.

Васёк влюбился, впервые, страстно и бесповоротно.
Вот уже час, как он не может ничего делать, не может думать ни о чём, кроме НЕЁ. Она – это Надя, ученица четвёртого класса, в котором учится и  Васёк. В их сельской школе и было-то  всего четыре класса, поэтому некоторые их одноклассники, чувствуя себя весьма взрослыми, уже пробовали целоваться в переменках за школьным сараем, в котором хранились дрова. Но, Васёк считал ниже своего достоинства бегать за девчонками, которые потом обязательно задавались и высокомерно в упор не замечали своих ухажёров. Не участвовал он и в хоровых дразнилках «Тили-тили тесто…».  Ему было некогда заниматься глупостями, слишком много дел в доме было на его плечах, да к тому же он любил читать. Но сегодня и «Мир приключений» был скучен и не интересен. Ведь сегодня ….
Хотя, впрочем, ни чего особенного вроде бы и не произошло. Просто он после школы пошёл не домой, а к хромому Никите, который должен был снять мерку, чтоб свалять Ваську к зиме новые валенки. Он уже подходил к дому «валялы»,  но, услышав сзади перепуганный визг, оглянулся и увидел, как гусь нападает на Надю, прикрывающую себя, как щитом, раскрытым портфелем. Васёк кинулся на помощь, грозя гусю подобранной у забора палкой. Тот нехотя развернулся, пошипел на своего нового врага и удалился, гордо гогоча. Надя смахнула слезу, подобрала выпавшие карандаши и ручку. Васёк снисходительно дёрнул её за косу. У неё была самая большая коса из всех девчонок села. Но Надя сказала, не как обычно, что он дурак, а мило улыбнувшись: «Какой ты сильный». Они немного прошли, молча, рядом, потом она ещё раз улыбнулась ему и свернула в переулок.
Пока Никита подбирал ему по ноге колодку, Васёк ещё ни чего не чувствовал. Но, вот когда он прошёл обратно мимо гуся-забияки, он осознал, что с ним происходит что-то не ладное. Вроде и не чихает и не кашляет, а что-то изнутри распирает его и заставляет идти не по земле, а легко и просто паря над тропой.
В этот вечер Васёк пока разбирался, что же с ним случилось, не успел выучить уроки.
Утром к школе Васёк пришёл чуть ли не за час раньше времени. Уборщица, тётя Нюра, ещё топила в классах и в учительской печки и не зажгла пока больших, подвешенных к потолку, керосиновых ламп.
Васёк, хоть и ждал, но пропустил момент, когда в класс вошла Надя. Она подошла к своей первой парте в среднем ряду, положила портфель, оглянулась и улыбнулась Ваську.
Первым уроком было естествознание. Антонина Михайловна открыла журнал и вызвала Васька к доске рассказать домашнее задание о производстве стекла.
Васёк вышел на середину класса, остановился, покраснел, увидел Надю, смотревшую на него как-то необыкновенно волнительно и доброжелательно. Опустив голову, Васёк начал говорить: «Антонина Михайловна, я, я, не …». Помолчал и продолжил: «Я не помню когда, но ещё до открытия железа, люди обнаружили в кострах стеклянные шарики…» И далее он начал рассказывать, всё, что он прочёл в художественных книгах о стекле, даже не расслышав, что учительница ему объявила пятёрку. Она ещё раз остановила его: «Хватит, хватит, садись» И обратилась к классу: «Кто хочет дополнить?». Поднялось несколько рук.  Антонина Михайловна выбрала Надю, отличницу, у которой за весь год не было ни одной четвёрки, все отметки - только пятёрки. Первую фразу Надя сказала буква в букву, как в учебнике, но потом спутала цифры населения СССР и  количество тонн ежегодно производимого стекла. А город Гусь-Хрустальный назвала Орлом-Хрустальным. Когда учительница сказала: «Хорошо, садись, четыре», Надя чуть не расплакалась; «Почему Ваське - пять? Ведь он же говорил не как в учебнике. Почему?» Антонина Михайловна пыталась что-то объяснить детям о самостоятельности и о педагогике, но мало кто её понял. Ваську это тоже не совсем было ясно.
После этого Надя перестала улыбаться Ваську. А он по-прежнему  два дня не мог ни о чём думать, кроме геройского спасения им Нади из разных бед и напастей. Но вскоре отец принёс щенка и вместе с Васьком соорудил конуру. И Васёк, усердно занявшись воспитанием пса, стал всё реже и реже вспоминать о Наде.