Социальное неравенство

Сергей Малыгин
Считается, что социальное неравенство возникло только после появления частной собственности, классов и государства. Но так ли это?

Рассмотрим стадо человекообразных обезьян, от которых, согласно воззрениям современной науки, и появился Хомо Сапиенс.

Во главе стада находится вожак – наиболее сильный, опытный самец. Ниже его рангом стоят несколько наиболее сильных, активных самцов. Основную часть мужского поголовья стада составляют менее сильные, менее  развитые самцы; кроме того, имеется один-два изгоя – слабые самцы, не пользующиеся авторитетом.

Кстати, в женской части первобытного стада существует такая же иерархия.  Эти две линии не пересекаются, и никогда господствующий самец не помыкает самкой низкого ранга, и самка высокого ранга не проявляет власть над самцом.

При возникновении опасности первыми на защиту стада выступают наиболее сильные и активные самцы. В «мирное время» они же захватывают себе наилучшие участки пастбища, рыком и угрожающими жестами сгоняя с них более слабых особей (или отгоняя их от участка).

Вожак покрывает до 60% и более самок, не подпуская к ним других самцов. Остальные самцы, в соответствии с занимаемым рангом, делят оставшихся самок. Наименее авторитетные самцы всю свою жизнь остаются холостяками.

Наглядной иллюстрацией к сказанному является японский фильм «Легенда о Нараяме».  В глухой деревушке, в небольшом коллективе примитивных земледельцев присутствовал один «чудик», которому предложили секс со старухой – более молодые женщины его игнорировали…

Казалось бы, слабые, не авторитетные самцы, не оставив потомства, должны вымереть, выродиться,  и в следующих поколениях будут рождаться исключительно развитые, сильные особи. Но нет: из поколения в поколение, на протяжении многих сотен  тысяч лет в первобытных стадах наблюдалась и ныне наблюдается  та же самая картина.

Так что, трудно говорить о каком-то социальном равенстве и социальной справедливости в первобытном стаде. 

Тем не менее, даже самая слабая особь чувствует себя в стаде намного более защищённой, чем если бы она существовала в одиночку. За гарантию защиты отдельные особи вынуждены жертвовать своими личными правами.

***

Рассмотрим устройство родовой общины, состоящей из более близких к нам предков – кроманьонцев.

В основе семейной общины лежат родственные отношения, объединяюшие, как правило, несколько поколений: родителей, молодых мужчин и женщин, детей.

В этом обществе существует строго фиксированная система половозрастного разделения труда, распределения пищи, брачносемейных отношений.

Такая организация имеет властные институты - власть предводителя, совета старейшин. Причём существует выборность, сменяемость вождей, предводителей, совета старейшин.

Власть предводителя семейной общины базировалась не только на его авторитете, но и на возможности жёсткого принуждения. Нарушитель сложившихся правил поведения мог быть строго наказан – понижен в статусе, лишён жизни, изгнан из общины.

Эти жёсткие предписания были продиктованы необычайно трудными условиями существования человека, которому противостояли суровые силы природы, а также необходимость обороняться от враждебных племен.

В первобытнообщинном обществе рядовой его член имел минимум прав и свобод. Ни один рядовой член рода не имел никаких преимуществ перед другим, существовало «первобытное равенство».

Человек не существовал и не позиционировал себя в качестве отдельной, независимой личности, а исключительно – в качестве члена общины.

Таким образом, и при родовом строе не существовало ни прав человека, ни социального равенства в сегодняшнем понимании этого слова.

Далее, как мы знаем, первобытнообщинный строй сменился рабовладельческим, затем – феодальным, на смену которому пришёл капитализм.

Можно сделать вывод: социальное неравенство не было кем-то изобретено и насильственно внедрено в человеческое общество; социальное неравенство является органическим, неотъемлемым свойством (признаком) всякого коллектива людей.

Если провести эксперимент и забросить на необитаемый остров некоторую группу людей, то она очень быстро самоорганизуется и выдвинет из своей среды вождя и нескольких наиболее сильных и активных особей, которые возьмут на себя руководство остальной (основной) частью общества.

***

В своё время большевики попытались построить бесклассовое общество всеобщего равенства в условиях крайне низкой материальной обеспеченности, что изначально входит в противоречие с эгоистической сущностью отдельного индивидуума.

Уже во времена Павки Корчагина существовало немало приспособленцев, желающих получить как можно больше материальных благ, используя для этого своё должностное положение.

В 20 – 50-е годы это (вполне естественное, кстати) стремление человека к личному благополучию сдерживалось угрозой сурового наказания, но с приходом к власти Хрущёва и, тем более, Брежнева, многие ограничители были отменены, и на руководящих должностях оказалось огромное число карьеристов и приспособленцев, желающих отменить для себя все ограничения в части личного обогащения.

Именно эти люди (а вовсе не Горбачёв и не Ельцин) в немалой степени поспособствовали отходу Советского Союза от идей социализма, распаду страны на 15 государств и переходу ряда из них к самому дикому, разбойничьему капитализму, при котором были отменены какие бы то ни было преграды к необузданному личному обогащению отдельных членов общества.

А мы теперь строим невинные глаза и удивляемся, отчего это рухнула великая держава…

Когда-нибудь, возможно, когда человек избавится от первоочередных забот материального плана (где жить, что есть и во что одеться), на Земле и будет построено социалистическое общество. Но оно будет иметь очень мало общего с так называемым «советским социализмом».


Неужели всё так печально, спросит читатель?

Отнюдь не так уж это и печально. Одним из самых замечательных достижений прогресса является то, что, по мере развития производительных сил,  даже самые слабые члены общества получают всё больше материальных благ и личных свобод.

Сегодня среднестатический россиянин имеет условия жизни несравненно более лучшие, чем довольно обеспеченный человек, проживающий, скажем, 200 или 300 назад, а именно – благоустроенную квартиру со всеми благами цивилизации, разнообразное, полноценное питание, доступные образование и лечение и т. д.

И, пожалуй, главное, - он обладает всеми гражданскими правами.