Евровидение 2013 эффект бабочки

Доминика Дрозд
Евровидение 2013 – эффект бабочки.

Каждый год, в мае, когда цветёт сакура и грохочут первые бодрые майские грозы, Европа вспоминает старый завет ещё середины прошлого века – музыка нас объединяет! Можно долго толковать о том, почему именно конкурс Евровидения стал таким популярным, и есть ли в этом хоть какой-то толк уму и сердцу, но факт остаётся фактом – на ежегодный смотр песенной самодеятельности съезжаются тысячи людей, а ещё больше припадают к телевизионному экрану.
Нынешнее Евровидение прошло в Швеции, в маленьком, милом городке Мальмё, стоически отвоевавшем право на это у пафосного Стокгольма. Евровидение в Швецию привезла шведка марокканского происхождения Лорин с мощным голосом и нестандартной пластикой. Её песня не отличалась каким-то особенным шиком и стилем, но на добротный хит потянула. По крайней мере, в финских супермаркетах её гоняли весь год.
Согласно попугайно-обезьянней традиции добрая половина представленных на конкурс песен чем-то хоть немного напоминала песню-победительницу. Сильнее всего отличилась практически ветеран танцевальной музыки немецкая Каскада с её Glorious. Её воющие интонации, верхние ноты и некоторые мелодические ходы в песне оставляли стойкий привкус прошлогодней Эйфории.
Электроникой заколдовала норвежская Снежная Королева, - её стильная, ледяная, как упавшая за шиворот снежинка, песня и отстранённый антураж впечатлили аудиторию до такой степени, что в результате данный шедевр электронной попсы занял четвёртое место.
Ударом в самое сердце нежному полу стала азербайджанская баллада, спетая горячим парнем со знойными арабскими глазами – вах, вот вам и второе место! Украинке Злате Огневич, которую так долго и настырно продвигали в качестве возможной победительницы, не хватило до него порядком. И великан американо-украинского происхождения, выносивший куколку-Злату на сцену, не очень помог, ибо сама песня была несколько вялой и не хватало в ней энергетики предыдущей победительницы.
Всяк выпендривался, как мог, и Евровидение опять выставило на стол слушателю несколько разных блюд. Кто-то пищал от радости, слушая невнятное бормотание венгерского хиппи, кто-то прикладывал руки к сердцу от звуков мощного контртенора из Румынии, а кому-то спать не давала стандартная рок-песня от Армении. Выбирайте, господа, и не надо потом жаловаться, что Евровидение – это попсовый конкурс!
Рядышком в итоговой таблице встали и полураздетая белоруска, поющая что-то в почти латиноамериканских ритмах, и задумчивый исландец, похожий на Курта Кобейна, поведавший на чарующе-мистическом исландском балладу о жизни.
Эстонка вышла на сцену беременной, трогательно прикрыв будущее дитя свободным покроем платья, но её невнятное бормотание на родном наречии не понравилось даже финнам, у которых к эстонцам давняя приязнь из-за сходства темпераментов и языка. Что касается самих финнов, то они, как и всегда, долго отмеряли и один раз отрезали, да, как оказалось, криво. Молодая певица Криста в розовых подвязочках и свадебном платье долго прыгала по сцене под невыразительную песенку а-ля молодёжная американская группа, призывая жениться на ней, а в конце поцеловала бэк-вокалистку. Об этом пассаже только ленивый не говорил, все захлёбывались кто от восхищения, кто от отвращения, страшно подумать, сколько валидола выпил питерский депутат Милонов, но эпатаж не выстрелил, и Финляндия заняла третье место от конца, не получив ничего ни от любимых эстонцев, ни от заклятых друзей шведов.
Что касается самих шведов, то они наворотили чего-то такое, в чём сами потом с трудом разобрались. Конкурс отбора песни на Евровидение в Швеции, а именно – Мелодифестивален, - это священнодейство, сравнимое с чемпионатом мира по футболу. Шведы скрупулезно отбирают песню за песней, пока не отсеют из горы гальки жемчужину. Но жемчужина в виде молодого певчика Робина, стандартизированного попсового мальчика, вроде тех, что скачут на сценах по всему миру, оказалась тусклой. Швеция заняла четырнадцатое место из-за электронной, вроде модной, но какой-то невыразительной песни.
Великая пятёрка стран и вовсе выглядела жалко. Франция с её экстравагантной песней «Ад и я» смотрелась так, словно на конкурс попрыгушек поехала певица кабаре, повторив неуспех великой Каас. Испания вызвала искренние слёзы жалости, выйдя под шотландские волынки и заведя что-то вроде романтическое, но одновременно такое заунывное, что редкий слушатель не заснул к концу трёх минут. Результат Франции и Испании – последняя десятка.
Великобритания уже который год не знает, какой бы ещё велосипед изобрести, чтобы хоть немного подтянуться к тройке лидеров, вот и сейчас они взяли, да и бросили на амбразуры стойкого ветерана рока, звезду восьмидесятых Бонни Тайлер. Убивавшая наповал своими песнями ещё в начале девяностых, нестареющая блондинка выглядела бледно. Даже её фирменный голос с хрипотцой звучал как-то невнятно. Не думаю, что рок-ветерана расстроило девятнадцатое место, но англичане в который раз призадумались вечным вопросом – что же делать?
Всех переплюнула славная колыбель культуры Европы Ирландия. Эх, где же был сладкоголосый Джонни Логан, взявший в своё время первый приз аж два раза! Новенький электронный мальчик выжал только самое последнее место, впрочем, не сильно этому расстроившись.
Если заслуженное музыкальными потом и кровью имя Бонни Тайлер не выстрелило, то мощный голос раскрученной в своё время голландки Анук принёс девятое место с песней «Birds». Конечно, песней это сооружение из звуков назвать трудно. Оно более напоминает Неусыпаемую Псалтирь, и по какофоничности схоже со Скрябинскими попытками сотворить символизм в музыке. Тем не менее, равно, как и нечесаный мальчик из Венгрии, Анук кому-то приглянулась, что, вероятно, и стало для неё главной победой.
Итальянцы пробрались выше всего с песней, достойной какого-нибудь ностальгического вечера в стиле итальянской эстрады, ещё раз доказав, что Италия – это огромный, благоухающий сад мелодий и искренности, свойственной только этой нации. Греки в этом году воздержались от выставления напоказ своих трясущих бёдрами мачо в белых штанах и выставили разудалую группу, исполняющую что-то вроде фолка на тему бесплатного алкоголя. Фолк плюс алкоголь сработал, и греки выскочили на шестое место.
Искренне порадовал и светлый, домашний такой доктор-педиатр с Мальты с его оптимистичным зазыванием завтрашнего дня. Уверена, что Европа голосовала только за его оптимизм и бьющую через край душевную чистоту, подарив доброму поющему доктору красивое седьмое место.
В полуфиналах было немало песен, заслуживающих финала побольше. Например, хорватский коллектив в стиле «Il divo», швейцарские «спасатели» с девяностопятилетним дедушкой и бодрой песней мажорного плана, сладкоголосая израильтянка, могущая затмить саму Офру Хазу, и девушка а-ля Лара Фабиан из Сан-Марино.
Но что же сказать о песне Дины Гариповой и победительницы – Эмили де Форест?
Обе песни достойны. Обе выполнены качественно и душевно, несмотря на то, что и ту, и другу обвиняли в некой вторичности. У Дины – богатая баллада, у Эмили – среднего ритма рассуждения о несправедливости жизненной, когда между любимыми – только слёзы. Может быть, именно этот интимный порыв и мягкий образ девушки-эльфа, босоногой и слегка смахивающей на вечного ребёнка Дрю Берримор, сыграл свою роль.
Дина была прекрасна. Она царила на сцене, как истинный Ангел Музыки, изливая голос прямо из души. В её песне было много добротного пафоса, который она, эта юная, чистая девочка, смягчала своей искренностью. Но и Эмили не в чем обвинить. Чистый голос, интересные мелодические ходы, народные мотивы – и без всяких заковык в сценической постановке номера.
Как и всегда, публика после окончания шоу развела нестерпимый базар на тему того – «Ну мы же лучше, просто этого никто не понимает». Лучше – хуже – вопрос относительный. Пятое место Дины – это потолок для песни подобного рода при таких конкурентах. По большому счёту, Дине нужно не Евровидение, а большая сцена, что у неё и так будет. А Эмили, возможно, через год никто и не вспомнит.
Пожалуй, именно в этом году голосование было не слишком политическим. По крайней мере, сложно обвинить Ирландию и Словению в географической близости к России за их десять баллов нам. Финны и эстонцы любезностями не обменивались, а Россия и вовсе засобачила гарной Украине единицу. Вот это дружба! Немцы внезапно расшаркались перед хиппующей Венгрией, и только Кипр вознаградил соседей греков высшим баллом.
Прошедший в стране-мекке популярной музыки – Швеции пятьдесят восьмой конкурс Евровидения взял за символ бабочку. Бабочка – творение мимолётное, как и большинство исполняемых на конкурсах подобного рода хитов. Но ей всегда можно успеть полюбоваться, когда она сядет тебе на рукав. Не стоит ругать Евровидение за безвкусицу – эффект бабочки недолог, но он оставляет приятное ощущение свежести и лёгкости в душе.