Петля Гименея

Герцева Алла
                ПЕТЛЯ ГИМЕНЕЯ.
                Рассказ.
В основе реальные факты.

Начало апреля. Раннее  утро. У стены здания вокзала,   на выкрашенной в голубой цвет, скамейке, сидела женщина. Серый плащ, модная стрижка каштановых волос, ухоженное лицо, с правильными чертами, почти без следов косметики. Ее можно было бы назвать красивой, если бы не потухший взгляд  темно карих глаз.

Мимо, суетясь, пробегали люди. Увлеченные  хлопотами, они, не обращали на нее внимания.

А ей, не хотелось возвращаться домой. Вспоминались дни, когда  жила одна, приходила в пустую квартиру, и была счастлива и спокойна в гордом одиночестве. До сих пор не могла понять, как, в общем, не глупая, с высшим образованием, могла совершить такую ошибку, и выйти замуж. С детства, насмотревшись на отца с матерью,  не допускала даже мыслей о замужестве, а после развода родителей решила, оставаться до конца назначенных судьбой, дней, одинокой. Но время и природа разрушили ее клятвы и решения. И она сделала первый шаг навстречу счастью.   Но каждый день, после работы, он являлся с  бутылкой водки. Хорошо, не успели расписаться, и через два месяца расстались.

 Болезнь матери, вытеснила мечты о личной жизни. Бессонные ночи, уколы, таблетки. После смерти мамы, из всех привычных, многолетних хлопот и забот, осталась одна. Забота о себе.  И вот, снова, попалась на удочку.  То ли уговоры отца  и подруг, то ли усталость от одиночества, то ли вечное женское стремление к домашнему уюту и детскому смеху.
Как хорошо все начиналось. Молодой бизнесмен, свой мебельный цех.  Цветы, влюбленные взгляды. Красивый, внимательный, обходительный, готовый и на моральную и  материальную поддержку. Радость отца. У дочери появился друг, и он может умереть спокойно.

Отец умер через год. Чинил в подвале дома газовый котел, отравился от утечки газа.  В наследство достался недостроенный дом. А законный муж, вдруг оказался обычным обманщиком. Без специальности, и постоянного места работы. И цветы, и гостинцы, покупались в долг, на средства товарищей.  Расплачиваться за подачки пришлось ей.
При запасливом характере отца,  на участке, стройматериалов было в избытке. ДСП, большие листы фанеры, окна, рамы.
— Можно  достроить дом. Если будут дети, двухкомнатной квартиры мало. — радовалась Зоя.
— Надо отдать долг. — каждый день не давал покоя Игорь.
— Устройся на работу,  и отдавай.
— Только весной начнутся ремонты квартир.   Меня убьют за долги.
И пошли в ход  запасы с участка. Игорь тянул на базар все, и часто без согласия Зои.

— Что ты делаешь? — встречали соседи. — Отец приобретал, а ты продаешь, разбазариваешь нажитое. Смотри, как бы,  при таком муже не остаться с голым задом, А то и по миру  пойти с протянутой рукой.
   
Она спрятала ключи,  и начались скандалы.
— Почему ты мне не доверяешь? — кричал он, брызгая слюной.  — Я твой муж!

Избегая ссор, Зоя молчала, сжав зубы. Он бил посуду, ломал стулья, рвал на себе одежду. Размахивал кулаками у нее перед лицом. Она выставила руку вперед. Он больно повернул  пальцы. В поликлинике врач долго допытывалась, где получила повреждение.
— Вы не сможете играть на пианино.
— А пианино давно нет.  — вздохнула Зоя. Мама продала, и швейную машинку, и мебель, пока  отрабатывала после окончания института.

Настроение Игоря  настораживало. Вставал и ложился угрюмый. Плохая погода, нелады с трудоустройством, заболел, подавился, в кино не такие герои, как ему хотелось, и даже, в том, что живут только раз,  виновата  Зоя. Он придирался по каждому пустяку. По известной только ему шкале, она все делала не правильно. И ни в коем случае, нельзя было обижаться. Тем более, плакать. Слезы приводили его в бешенство. Скандал поднимался на более высокую ступень агрессивности. Зоя старалась воспринимать   «мелочи» жизни, как притирку характеров.

Ощутив, первые признаки беременности,  обрадовалась. Придирки, упреки, недосолила, пересолила, не уважительно посмотрела, все стало второстепенным. Зоя даже пела по утрам,  приготавливая завтрак.

— Как ты  поставила тарелку? — глаза Игоря налились кровью. Он ударил ее ногой в живот. Она отлетела к телевизору.  Поднялась, и, согнувшись от боли, вытащила чемодан.
— Уходи, сейчас же!  —  ее трясло от гнева.
—  Дура! Будешь, как тварь,  и  педе…….ка, жить одна. —  он несколько раз ударил по двери ногами, оставив  вмятины на досках.

Проживу одна. Много женщин растят детей без мужа. Ушла на базар, а когда вернулась, он   сидел на стуле.  Взял со стола нож,   встал на колени.
— Не простишь, резану себя по горлу. Жить без тебя не могу.

  Она простила.  Ради ребенка. Но через два дня, после обеда, начались схватки. И не успела вызвать врача, как все было кончено.
— Больше детей не сможете иметь! —  вынесла приговор врач.— Это был подарок, ведь, вам за сорок.

Жизнь продолжалась. Работать Игорь не умел. Месяц, два, и увольнялся. Не так посмотрели, не так сказали. Все его обижали. И он выяснял отношения при помощи кулаков.  Прыгал с места на место.   Иногда,   клал с товарищем из кирпича балконы. Но  скандалил при дележке заработка.  Друг упрекал.
— Больше отдыхаешь, чем работаешь.

Сосед предложил Игорю работу на автостоянке,  сначала сторожем, а потом помощником.
Зоя радовалась. На участке,  вспахала грядки, посеяла овощи. Половину дома, где жил отец, продали. Купили цветной телевизор. Строили планы по достройке участка. Но, однажды, вернувшись с работы,  увидела рабочих, копавших под балконом яму.
— Ремонт будем делать. Начнем с подвала.
—  У меня отпуск только в следующем месяце. За рабочими  надо следить, обед готовить.
—  Сам буду за ними смотреть, я ушел с работы.
Зоя опустилась на стул, расстегнула воротник кофты.

Деньги стали таять со скоростью света. Он покупал стройматериалы,  обедал в столовой и кафе, ел самые лучшие и дорогие блюда. Контроль за таковой «деятельностью» был  практически невозможен.  После  окончания ремонта  уехал домой в Ургенч. Неожиданно заболел его отец.  После возвращения, три раза менял по сто долларов для ремонта фундамента на участке.  И пропадал на неделю вместе с деньгами.

— Участок можно сдать в аренду. — пробовала научить  мужа, Зоя.
— Я открою лепешечный цех. —  уверял жену, Игорь.

Время шло, но мечта о  цехе оставалась несбыточной.  А Игорь находился в постоянном поиске работы.  Опять остались у разбитого корыта.  Она подняла на ноги всех знакомых. Нашла людей взявших участок в аренду.  Теперь  ей было безразлично, работал Игорь, или нет. У нее появился стабильный ежемесячный доход, прибавка к зарплате.

— Тебе надо научиться ладить с людьми.  — пыталась   вразумить Игоря.
Но он критики не признавал.
— Не твое дело! Меня никто не понимает. — кричал он, а потом неожиданно, начинал рыдать, размазывая слезы по щекам.
— Ведьма, замучила придирками. — Игорь схватил стул, и бросил на пол. Обломки разлетелись по комнате. Зоя  надела куртку, и выскочила на улицу. Другая бы жена пилила с утра до вечера. Не работает, требует вкусной пищи. Денег на сигареты,  на оплату мобильника.  А я молчу. Но нельзя  постоянно молчать. Мужчина должен работать.

Такие прогулки становились все чаще. Зоя уходила на улицу, чтобы Игорь успокоился. Но, часто и после возвращения, он снова начинал скандалить.  Двигал кровать, порвал  новый линолеум. Стоило делать ремонт. Сетовала Зоя и молчала.

У него талант устраивать из каждого пустяка, скандал. Начинает первым, а потом, твердит, будто я  придираюсь. Рассказать, никто не поверит. В народе поверье, будто женщина,  провоцирует мужика.  А разве я провоцирую? Я даже не упрекаю, что он сидит на моем обеспечении. Она заложила руки в карманы куртки. Сделаю еще один круг вокруг дома, потом зайду.
— Холодно, а ты в легкой курточке гуляешь?
Зоя подняла глаза. Участковый  загородил  дорогу.  —  Обижает? Я с ним поговорю.
После разговора с участковым, Игорь взбесился.
— Никогда тебе не прощу! Нажаловалась!?
— Он сам догадался. Я ничего не говорила. — в ужасе, от предстоящего скандала, Зоя заперлась в туалетной. На улицу не успела выйти.
— Все равно, убью! — стучал ногами по двери, Игорь. — Ведьма, кто плюнул тебе в глаза, что ты меня изводишь? Я тебя ненавижу. Или убью, или уйду от тебя.
Кто плюнул мне в глаза, когда я связалась с тобой.
— Я тебя не держу. Уходи!
— Стерва, шалава! Педе…..а! Нашла хахаля, и хочешь меня из квартиры выжить? — снова летели стулья, сковородки, трещала по швам одежда.

— Давай разойдемся мирно! — предложила Зоя на следующий день после очередного скандала.
— Купи мне квартиру, или запищи на меня участок, Я  прописан, имею право на квартиру.
 
Квартиру разменивать она не хотела. Пришел на все готовое. За время совместной жизни принес тумбочку с помойки, да перепелку в клетке. У меня аллергия, я постоянно чихаю от птицы, а он говорит, птица ему дороже.

После приступов бешенства, муж  прикладывал ладонь к правому боку.
— Из-за тебя, умру скоро. Будешь одна куковать, тогда узнаешь! Ты меня сделала больным, ведьма.
Если бы я так кричала и бесилась, давно бы умерла. Подумала Зоя.

При обследовании,  у Игоря обнаружили камень в желчном пузыре. Патологию поджелудочной, хронический холецистит.
— Алкогольные изменения. Много пьете. — подвел итог осмотру врач, и назначил курс лечения.

Она разрывалась между работой и ухаживанием за больным мужем. Готовила диетические блюда, следила за приемом лекарств. Но Игорь постоянно нарушал режим.  То у него рыбалка, то свадьба у товарища, то день рождения. И возвращался пьяным.
Зоя  сначала переживала.
— Ты опять не выпил лекарство, Тебе пить нельзя, а ты пьешь.
— Не твое дело! Я все равно долго жить не буду. Из-за тебя получил болезнь.
— Из-за пьянки!
— Ты еще будешь спорить? —  он  ударил палкой по кровати, разбил спинку.

Зачем я беспокоюсь? Ему ужасно не хочется трудиться. Он в инвалидное кресло согласится сесть, лишь бы не работать.  Она понимала, теперь еще труднее развестись. Я слишком добра, часто по ночам думала Зоя. Но он не уходит, а я не могу уйти. У нее стало подниматься давление, болела голова, прыгало сердце. Так недолго до инфаркта, или инсульта. И Зоя, сжав зубы, молчала. Он не уйдет. Нашел лакомое место. Уходить мне? Из собственной квартиры? Но, чтобы уйти, нужны деньги, а у меня нет запасов. Ничего не удается скопить. И потом, ее удерживал компьютер. Можно отвести душу, сочиняя рассказы и повести. Окунуться в мир надуманных счастливых и даже несчастливых героев.  Тем более, ее хвалили, печатали в местном журнале. Это окрыляло. Живу не зря. Подбадривала себя, и ждала удобного момента. Верила,  он придет, и она избавится от мучителя. Время все расставит по своим местам. Надо подождать, решение придет. Она делала вид, что ничего не случилось. Варила обеды, убирала. А когда, при хорошем настроении, он пытался приласкать,  отвечала.
— Мой женский организм состарился. Мне теперь мужчина не нужен.

— Давай продадим участок? —  завел разговор Игорь воскресным утром. — Я куплю машину, купим десять квартир, поставим квартирантов. Надо жить в свое удовольствие.
В твое удовольствие. Поняла Зоя. Это с тебя мало.  Хочет жить, сложа руки, а чтобы деньги,  сыпались с неба.
— Пока найдем квартиры, половина денег убежит. Ведь ты опять не работаешь? А если устроишься, то ненадолго. Нельзя рубить сук, на котором сидишь. И потом, больших денег, за него никто не даст.
— Ты дура! Ничего не понимаешь.

Больше не обманешь. Подумала она. Закончился разговор мирно. Однако,новые драмы были впереди. Игорь не остановился. Каждые три дня, заводил разговор о продаже участка. То  уговаривал ласково, то кричал, и ломал мебель. Она не уступала. Понимала,  потеря дохода от участка, будет невосполнимой. Снова придется ходить по базару, продавать платья,  а он топоры из подвала. Даже картошку и огурцы с баклажанами не посеешь.

Они давно спали в разных комнатах. Он не любил мыться, и часто ложился в кровать, даже не помыв ноги. Прислушиваясь к  храпу мужа, Зоя подолгу лежала, всматриваясь в темноту. Так жить невозможно. Вечные скандалы. Не бьет, и вроде нет проблем. И жаловаться не на что. Но постоянно угрожает, что убьет. Ждать трагедии? Потом уже никто не поможет. Говорит ненавидит, а не уходит. Пятнадцать лет длится эта каторга. Такой срок только за убийство дают. Петля Гименея. Надеялась на защиту, а получила удавку на шею. Не работает,  унижает, оскорбляет, на всех вещах в доме его «любовная» метка. Ничего не осталось нетронутым. Двери разбиты, стулья, кровати, полы порваны. Повреждены пальцы на обеих руках. К непогоде они страшно ноют.  Ни о чем нельзя разговаривать. Ко всему может придраться. Если похвалю артиста, заявляет, мне не интересна чужая жизнь.  Изменяет жена мужу в фильме,  начинает придираться, будто это я совершила. Перебирая в памяти, прожитые годы, Зоя искала свою ошибку в отношениях с мужем. Я сама виновата, что он так со мной обращается. Не сумела себя поставить, мало гордости. Позволяю себя оскорблять. Но если возражаю, он бесится еще больше. А я устала от скандалов. Лучше не связываться и молчать. В чем причина его недовольства?  Неудачник. Ничего не умеет, и вдобавок, лодырь. Мечтатель. Хочет ничего не делать, и жить богато, за чужой счет. Пусть, кто-то работает, а он будет собирать плоды. Не может меня ни в чем обойти, вот и ненавидит. Мужчина не прощает, когда женщина умнее его.  «Я здесь не хозяин!», часто кричит в бешенстве. А ведь знал,  куда шел. И квартира моя, и участок. Разве я виновата, что лучше устроена в жизни? Кто ему мешал? Условия для всех одинаковые. После армии,  предлагали направить на учебу в военное училище. Мог бы получить хорошую специальность. Деньги проматывал с друзьями. Зачем мне такое наказание? Закроешь дверь, и остаешься одна со своей бедой. И никто не придет на помощь. Милиция в бытовые дела не вмешивается, а если проведет беседу, то после  еще хуже.

Игорь уходил из дома, уезжал на рыбалку, Она не держала. Жила, только, когда его не было дома.  Хоть бы он себе бабу нашел. Почему никто его не отобьет? Потому, что  лодырь, и без дохода. Такие,  сейчас никому не нужны.

Все мужчины воспринимают ухаживание жены, как должное. Считают себя выше. Боги! А ведь  заслуга женщины, что они становятся писателями, композиторами,   артистами. Это она создает им условия для процветания карьеры. А ведь ей тоже дано природой множество талантов. Значит, природа, уготовила ей, не только роль жены и прислуги. Кому-то, это нужно. Но она поставлена перед выбором. Семья, или карьера? Это несправедливо.  И   то и другое. Только нужны соответствующие условия. А вот их как раз и нет. Потому что, мужчина боится потерять привычный комфорт. Ему всю жизнь нужна забота, внимание. Он достигает высот. А она остается на втором плане. И он считает себя правым, запрещая жене строить карьеру. Запрещают женам сниматься в кино, играть на сцене театров. И все уважаемые люди. На работе они  герои, знаменитости.  А дома, подлецы. Сколько еще должно пройти лет, чтобы изменилось понимание и отношение мужчины к женщине?   Она создана природой не ему в  прислуги, это уж точно. Но он, потеряв опору, уже ничего не сможет достичь. Он всем обязан женщине. Так, где достойное уважение? Она его рожает, и всю жизнь должна быть поводырем, оставаясь на втором плане. Надо с детства воспитывать мальчиков, что девочка такой же человек. И чтобы он не надеялся, что его всю жизнь будут охранять женские заботы. А он, мало того, что не хочет стать самостоятельным в быту, но и уважать за эту заботу не хочет. Зарабатывает деньги? Нынче, женщина тоже умеет делать деньги, часто намного больше, чем мужчина. Но не только мужчина, продолжает быть эксплуататором. Государство тоже не торопится сбросить кандалы с бытового существования "слабого", и прекрасного пола. Необходимо усовершенствовать быт, чтобы он не был обузой для людей. Разделение труда. Столовые, прачечные, и другие бытовые заведения, и все по доступной цене. В тридцатые годы уже намечался такой путь. Но это не выгодно мужчине. Он не прощает женщине ума, вот и не торопится вызволять ее из бытового рабства.
 
  Зоя понимала, что охвачена отчаянием. Воспринимает свой пол, как оскорбление. Наблюдая на экране телевизора любовные сцены, ощущала раздражение. Такие мысли ужасны. Я теряю радость жизни. Остается только разочарование и безразличие. Да еще, безысходность.  Закроешь дверь, и  словно в клетке. Не знаешь, что может с тобой произойти. Никто не успеет предотвратить трагедию.  Ударит он, или я не сдержу гнев. Результат непредсказуем. А я не хочу в тюрьму, на старости лет. Надо принимать решение. А я трусиха. Не могу решиться уйти. Если стану его прогонять,  учинит скандал. Ведь, он здесь прописан. Значит, у него  такое же право на квартиру, как и у меня.  Выход один. Уйти. Чтобы он меня не нашел. А потом развестись.
 
Устроившись у телевизора, Зоя наслаждалась одиночеством.  Нарушил  покой телефонный звонок. Звонила женщина.
— Игорь дома?
—На рыбалку уехал.
— Я его любовница!  — Зоя даже обрадовалась такому сообщению. Услышал Бог ее молитвы.
— Очень приятно!
— Он меня обманул.  У меня сын растет и маленькая дочь.
Мальчик родился еще до меня, поняла Зоя. А девочка,  когда он ездил к отцу.
— Я его не держу. Пусть едет.
— Он нехороший человек. Любит только себя. Живет для себя.  Он  сказал, что, вы скоро умрете, и он заберет нас в Ташкент. Гоните его. Он вам жизнь испортит. И не говорите, что я звонила.
— Не беспокойтесь, я не скажу.

Зоя не удивилась сообщению.  Она давно поняла, что живет с врагом. Вот почему он уговаривает   продать участок. Ему нужны деньги. Надеется обмануть  еще раз. Не получится. Уезжай, трудись, как положено мужику и расти детей.
 
Игорь устроился на работу сторожем в детский садик. Дежурил через ночь. Зоя радовалась, что можно реже общаться. Как всегда, говорила мало, ставила на стол обед, убирала посуду. Она  привыкла играть роль заботливой жены. Скандалы ей ни к чему. Надо беречь здоровье.  Но, сохранить мир,  удавалось  редко.
— Я теперь не буду ссориться с начальством. — говорил Игорь. Зоя кивала головой.

Но хватило его не надолго. Ему нравилось поучать, совать нос во все дела. А злость вымещал на жене. Возвращался после смены раздраженный.
— Кушать будешь? — встретила Зоя мужа.
— Что ты ко мне привязалась? Ведьма, что ты меня изводишь? И посыпались нецензурные ругательства.  Но этого показалось  мало, он толкнул ее. 
— Уйду, будешь, как последняя тварь  жить. — ребром ладони он ударил ее по голове.
Сжав зубы, Зоя молчала. Только не сорваться. Она вытолкала его из кухни, и закрыла дверь.  Дождаться, пока  заснет.  Взять документы и уехать. 
                * * *
Зоя встала, купила в кассе билет, вышла на платформу. Зашла в вагон, села на лавочку у окна. Поезд  вздрогнул, и, набирая скорость, застучал колесами. Она прислонилась к спинке, закрыла глаза. Я свободна, свободна. Я решилась сделать этот отчаянный шаг. Я молодец. Никогда больше не посмотрю на мужчину. Хватит с меня ласки и любви. На всю оставшуюся жизнь, насытилась и  налюбилась. Зоя слушала стук колес, как  музыку.  Она верила, придет день,  она подойдет к двери своей квартиры, повернет ключ, войдет, сядет на диван.  Одна. Какое счастье! Так и будет. Только немного придется подождать.