Комдив Леонид Викторович Коломейцев

Сергей Аксёненко
О комдиве времён Великой Отечественной войны Леониде Викторовиче Коломейцеве



Предисловие редактора
Сейчас мне приходится редактировать газету «Дарницкая Правда», выходящую в Киеве. Для номера посвящённому Дню Победы жена генерала Коломейцева, который командовал во время войны авиадивизией, принесла свои воспоминания о нём. В Интернете я обнаружил, что на многих даже специализированных сайтах нет информации о генерале Коломейцеве. Поэтому я решил разместить эту статью в Интернете. У газеты «Дарницкая Правда» сайта пока нет. Поэтому решил, разместить материал на своей веб-страничке. Обычно здесь я размещаю только свои авторские материалы, но здесь решил сделать исключение.

Сергей Аксёненко



Славный путь боевого лётчика
(воспоминания о генерале Л.В.Коломейцеве)


Леонид Викторович Коломейцев родом из Кубани. Родился он 15 марта 1909 года в бедной рабочей семье. Отец – Коломейцев Виктор Кирьянович  слесарь, мама домохозяйка, воспитала двух сыновей и дочь. Жили в Тихорецкой, затем в Новороссийске. Леонид Викторович, по окончании 8 классов школы, учился в ФЗУ, ходил на завод на практику, хорошо освоил слесарную работу и даже получил разряд. Работал на зарплате. В одно из воскресений, Леонид был с отцом на рыбалке и во время задушевного разговора рассказал о своём желании учиться дальше. Отцу идея понравилась. У одного из его друзей – Георгия Новикова брат работал преподавателем МАИ. Леонид Викторович во время отпуска поехал в Москву, брат друга отца помог ему поселиться в общежитии и готовиться к экзаменам. Так Л.В.Коломейцев стал студентом МАИ. Со второго курса его призвали и направили по спецнабору учиться в Севастополь в военную школу лётчиков. С мая 1931 по август 1932 он проходил учёбу. Показал хорошие результаты и был оставлен инструктором. А с августа 1933 по январь 1937 служил командиром корабля тяжелобомбардировочной эскадрильи. С января по февраль 1937 командиром отряда скоростной бомбардировочной эскадрильи. Потом был лётчиком-инструктором по технике пилотирования и теории полётов. С августа 1938 по сентябрь 1939 – командир эскадрильи. С сентября 1939 слушатель липецких военных курсов усовершенствования. С сентября 1940 Л.В.Коломейцев командовал 208-м скоростным бомбардировочным полком, охраняющим Москву, с которым вступил в войну в звании майора.
24 июня 1941 получил задание лететь по Двине к сосредоточению фашистских войск. Лётчики  разбомбили скопление врага, но самолёт командира был подбит. Увидев в лесу небольшую полянку, он сумел посадить горящую машину.  Во время жёсткой посадки у стрелка была разбита нога. Командир со штурманом только успели его вытащить, как самолёт взорвался. Перевязали стрелку рану и начали пробираться к своим с раненым на руках. К счастью, встретили повозку с белорусскими обжигателями  угля. В их лагере оставили раненого. Нога его опухла и кровоточила. Кость была разбита. Пришлось отрезать ногу пилой. С этим человеком мы встречались уже после войны в 1948 году. А тогда – в 1941 командир со штурманом 24 дня прошагали по занятой фашистами территории. Так началась для Л.В.Коломейцева Великая Отечественная война.
К концу года полк понёс большие потери. Погиб и штурман самолёта командира. В мае 1942  Л.В.Коломейцев принял командование 227-й авиадивизией. В августе того же года, получил приказ по 2-й воздушной армии на базе штаба 227-й штурмовой авиадивизии (ШАД) сформировать новую дивизию. Полки получить в Борисоглебске и вновь сформированной 267-й авиадивизии войти в состав 1-го смешанного корпуса 2-й воздушной армии, Юго-Западного фронта.
Первое боевое крещение 267-я ШАД получила осенью 1942 года под Сталинградом. Во время Сталинградской битвы авиадивизия была переброшена к армии В.И.Чуйкова. Наш блиндаж с рацией был недалеко от командного пункта армии. Во время тех ожесточённых боёв Л.В.Коломейцев водил самолёты полк за полком, делая по 5-6 вылетов в день. Все кому довелось служить с ним отмечали наряду с мужеством, самоотверженностью, самообладанием, большой силой воли, профессионализмом, его замечательные человеческие качества – личную скромность, простоту и доступность в общении с подчинёнными, искреннюю заботу о них. Он очень любил своих лётчиков, они отвечали ему взаимностью. Так дружной семьёй они вылетали на боевые задания.
Трудно было в Сталинграде в ту суровую зиму. Замерзали руки, ноги и даже оборудование. Лётчикам приходилось часто перелетать с аэродрома на аэродром. Мы то наступали, то отступали, но находились не дальше, чем за 50 км от передовой, чтобы в течении часа после вылета можно было атаковать противника. Нам, радистам, часто приходилось менять дислокацию. Мы находились то в подвале разбитого дома, то в окопах вместе с пехотой.
За успешные боевые действия по  окружению и разгрому группировки войск противника под командованием генерал-фельдмаршала Паулюса 267-я штурмовая авиадивизия была удостоена звания «Гвардейская» и переименована на 5-ю гвардейскую ШАД. Дивизия во главе с Коломейцевым и полками – 93 (808), 94 (843), 95 (950) вошла в 3-й Украинский фронт.
В Сталинграде, где Ил-2 был без стрелка фашисты, заходя в хвост, сбивали наши самолёты. Наш командир и инженер Розенберг сделали отверстие сзади лётчика, посадили стрелка с пулемётом и потерь стало меньше. Об этом узнал создатель Ила С.В.Ильюшин. Разгорелся скандал. Но когда Ильюшин приехал к нам, командир свозил его на передовую, тот на практике смог оценить пользу нашего изобретения. И новые самолёты проектировались уже так, что было предусмотрено место для стрелка.
Освобождала дивизия Коломейцева и Запорожье, получив при этом задачи – не допустить взрыва ГЭС, разбить крупнокалиберную пушку «Фердинанд» и взорвать мост возле Хортицы, так как за мостом стояло 12 эшелонов с молодёжью для оправки в Германию.
Запомнился следующий эпизод. Идём с шифровальщиком Костей с аэродрома после получения документов с шифром. Впереди идёт девушка артиллерист. Летают осколочные снаряды. Один из осколков попадает девушке в висок, и она мёртвая падает на дорогу. Берём её с Костей, уносим в сторону от дороги и по документам узнаём, что она служила в 62-й армии В.И.Чуйкова. Значит командующий армией здесь – в Запорожье. Думаю – надо обязательно встретиться с ним. Слышу – кто-то меня зовёт. Открывается дверь машины – в ней оказался Василий Иванович Чуйков. Вместе с ним погружаем тело девушки в машину и отвозим в морг. По дороге беседуем о том, что смерть на войне ходит по пятам.
Когда пришла к себе, села за рацию, позвонила командиру – узнала, что первое задание вместе с водолазами Чуйкова выполнено, взрывное устройство ликвидировано и ГЭС не будет взорвана. Выполнено и второе задание – пушка «Фердинанд» разбита. Выполнить третье задание – взорвать мост пока не удалось, но командир и лётчик Усманов готовы к вылету. Первым полетел Усманов. Но так низко шёл на бреющем, что его самолёт перевернуло и он приземлился в тылу врага, где попал в плен. Взрыв самолёта помешал и командиру нормально сбросить бомбы. Мост был повреждён, но не взорван. Тогда Л.В.Коломейцев собрал совет лётчиков и спросил – что можно придумать, чтобы нам разбить мост? Тут берёт слово молодой лейтенант Миша Конин и предлагает при подлёте к цели сделать вид, что самолёт сбит. Сам Миша и полетел. Нагрузили самолёт двумя пятисоткилограммовыми бомбами замедленного действия, ПТАБы в кабине стрелка. При подлёте к мосту взорваны ПТАБы, самолёт Миши весь в дыму, резко снижается и сбрасывает бомбы. Следом за Мишей летел самолёт командира и тоже сбросил бомбы. Мост был взорван.
Приходилось нам воевать и на Курской дуге и освобождать Киев. Мне пришлось лететь в бомболюке, так как командующий – Н.Ф.Ватутин попросил быть с ним на командном пункте. От разрывов лавина огня превратила небо в сплошной ад. Пеклом называли лётчики небо под Киевом…
В Умани мы встретились с командующим И.С.Коневым, когда Л.В.Коломейцев получил задание сопровождать его войска. Тогда мы потеряли несколько лётчиков стрелков и я (в то время –  Березина Анна Фёдоровна) стала летать за стрелка-радиста. Однажды на Троицу мы летели на аэродром «Зелёные Гуры», вдруг появился мессершмитт. А у нас горючее на исходе. Боролись с мессершмиттом, кружась возле костёла. Вдруг самолёт врага резко покачнуло, и он пошёл вниз. Командир сумел посадить свою машину практически без горючего. Всё обошлось благополучно, благодаря мастерству лётчика. Он поблагодарил меня за выдержку и храбрость, сказал, что я достойна быть стрелком, но попросил вернуться к своей рации.
Когда освобождали Польшу, стало немного легче. Давало знать о себе наше превосходство в авиации, хотя потери конечно были. Однажды с нами случилась большая неприятность. Немцы, отступая, глубоко перепахали поле, которое мы решили использовать в качестве аэродрома. Дело в том, что ударили морозы, выпал снег и мы могли временно пользоваться этим полем для ведения боевых действий. Мы рассчитывали, что морозы продержатся ещё пару дней, пока наши войска не захватят ближайшие аэродромы врага. Но случилось то, чего мы опасались в глубине души. Началась оттепель, снег растаял, в результате чего боевые истребители и штурмовики по брюхо увязли в грязи. Тыловые части далеко отстали. Техники нет. Тогда мы собрали совет, нашли польского офицера строителя Вацлава и обратились к населению. Более двух тысяч человек работали днём и ночью, взяв с собой носилки, телеги, тачки, даже детские коляски, засыпая поле шлаком. Благодаря этому самолёты смогли взлететь. Вскоре ударил мороз и превратил поле в сплошной монолит.
В конце войны мы сражались в небе Берлина, после взятия, которого получили приказ лететь в Прагу, где под руководством Компартии началось антифашистское восстание. Вскоре Чехословакия была освобождена и война закончилась.
Все командиры полков и ещё тридцать лётчиков дивизии, которой командовал Коломейцев стали героями Советского Союза. А грудь комдива украшали: Орден Ленина, четыре Ордена Красного Знамени, Ордена Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого, Красной Звезды, Великой Отечественной войны и 22 медали.
В июне 1945 Леонид Викторович Коломейцев получил звание генерал-майора. Несколько лет мы жили в Праге. Л.В.Коломейцев был советником при министре обороны Чехословакии. Он закончил Академию Генерального Штаба, командовал корпусом, был командующим ВВС Сибирского военного округа. Дослужился до звания генерал-лейтенанта. После увольнения из армии Леонид Викторович двадцать лет, до семидесяти трёх лет, трудился начальником гражданской обороны на Киевском радиозаводе.
Славный боевой и трудовой путь прошёл  Л.В.Коломейцев. Это были долгие (92 года) трудные и счастливые годы. Все кто окружал его, уважали Леонида Викторовича. Лётчики называли его Батя, а это надо заслужить.

Анна Фёдоровна Коломейцева, супруга Л.В.Коломейцева

(набор и редактирование воспоминаний выполнил С.И.Аксёненко)