Ранее в очерке «Барды и перестройка» я затронул тему воздействия авторской песни на умы обывателей в доперестроечные времена. Считал и считаю это влияние определяющим в формировании менталитета свободного человека, свободного, прежде всего, от догм коммунистической морали. Именно раскрепощенное мышление гражданина семидесятых - восьмидесятых и привело к необратимым переменам в обществе. Кто же пришел на смену А. Галичу и В. Высоцкому в наше, не менее неоднозначное время?
Мне нравится творчество современных мэтров авторской песни: А.Розенбаума и О.Митяева, но, увы, ни тот ни другой не выходят за установленные ими самими рамки: лирика, юмор, бытовая сатира. Нельзя назвать социальными, а тем более острыми, и произведения, относимые к так называемому (кстати, неверно) шансону. Эти, уголовно – сентиментальные по содержанию, песенки, мышление наше не затрагивают вообще. А, согласитесь, проблем – то немало, и есть о чем задуматься и обывателю, и интеллигенту.
Итак, кто же подхватил знамя? По моему мнению, на Российском постсоветском пространстве к таковым смело можно отнести только одного автора–исполнителя: Тимура Шаова.
Некоторое время назад мой далекий друг из ближнего зарубежья прислал мне по «мылу» письмо с одним лишь словом - «Послушай». А дальше следовала ссылка на, размещенный в You Tube, «Патриотический марш» Тимура Шаова. Каюсь, до этого момента я ни песен популярного (как оказалось) барда не слышал, ни о нем самом ничего не знал. О чем и жалею.
А буквально через несколько дней после получения письма (вот такое интересное совпадение) состоялась и личная встреча с автором и исполнителем. Уже знакомая мне фамилия мелькнула на неброской афише: Тимур Шаов выступит с одним единственным концертом в ресторане «У Пушкина».
Концерт был назначен на вечернее время, но о билете я позаботился уже с утра и, как оказалось, не напрасно. Зал был заполнен задолго до начала концерта. Шаову помогали еще двое музыкантов, а он подыгрывал себе на гитаре. Репертуар соответственно обстановке – ресторанный, хотя от парочки острых песенок певец все – таки не удержался. Бард пел и декламировал, зал вслушивался в текст и шумно аплодировал.
А после концерта музыкант щедро раздавал автографы и отвечал на, порой каверзные, вопросы. Скажите, Тимур:
- Патриотический марш» вам исполнить не разрешили?
- Мне никто ничего не запрещает. Я сам подбираю репертуар - последовал ответ.
- Ну, хоть в этом - то плане, свобода.
Тимур Шаов, как и положено быть настоящему талантливому автору, весьма плодовит. Только в моей фонотеке – больше сотни его песен. Тематика – самая разнообразная: по названию одного из дисков – «От Бодлера до борделя». И в этом ничего зазорного для барда нет. Вспомните, как начинал всенародно любимый Высоцкий: с уличных полу - (а то и полностью) блатных песенок. Откровенного «блатняка» и «шансона» у Шаова нет, но в отдельных, особенно ранних, песенках элементы хулиганства есть. Хотя и это скорее нарочитое, чем настоящее.
Однако песни «Иные времена», «К вопросу об оптимизме», «О судьбе интеллигенции», «Выбери меня», «Боремся с депрессией» и т.п. совсем другие.
И вершиной песни социальной является, на мой взгляд, «Патриотический марш». Собственно, в качестве доказательства к вышесказанному можно цитировать, практически, каждую строчку «Марша», но ограничусь - несколькими.
«Человек у нас проходит как хозяин, если «бабки» есть, конечно, у него» - интерпретирует Шаов строки известного и весьма популярного в Сталинские времена песенного хита. «Вперед, умытая Россия, страна невиданных щедрот. С нами силы неземные, Бог и вышки нефтяные. Вперед, вперед, покуда прет!». В одной строчке уместилась, пожалуй, целая речь, произнесенная каким – нибудь оратором на митинге. «Хорошо у нас и летом и зимою, и в провинции и в центре хорошо» - горько иронизирует Шаов далее.
«И какая меня муза укусила?» - спрашивает бард сам себя. Зададимся этим вопросом и мы. Чем плохо живется не самому, полагаю, бедному в России артисту? Позволю себе вольность – заменю музу созвучной ей, в данном контексте, мухой. А какая муха, простите, кусала благополучного сценариста фильмов: «Вас вызывает Таймыр», «Дайте жалобную книгу», «Бегущая по волнам» и др. А.Галича? Какая муха жужжала над ухом песенного лирика Б. Окуджавы, и не давала почивать на лаврах артисту и поэту В. Высоцкому?
Имя этой «мухи» - гражданская совесть. Ну не может молчать «в тряпочку» настоящий гражданин великой страны. А если этот гражданин еще и талантлив, то он и не вправе молчать. Народ должен знать своих «героев». Да, да, тех самых, у кого - « Вот там как раз нехорошо, не хорошо там, там отлично…».
И Шаов не молчит, Шаов поет. Поет один, с гитарой в руках, поет вместе со своим небольшим ансамблем, в концертных залах и в … ресторанах, в России и за рубежом. Бард поет: то серьезно и горько, то смеясь и ерничая. Песни о разном, и стиль исполнения разный, все правильно!