Афёра

Олеопр
  Эх, лихие девяностые! Луч «Прожектора перестройки» высвечивает вопиющие безобразия, повальное воровство руководителей всех рангов, а с «властного амвона» провозглашается новый курс.
– И это хорошо, что в стране у граждан появляется возможность строить дворцы вместо хижин, – с телевизионных экранов убеждает народ Михаил Горбачёв, взирая на развалившийся колхозный коровник и новый двухэтажный особняк председателя колхоза.               
   Председателя, укравшего стройматериалы, предназначенные для ремонта коровника, ставят в пример как борца за новое, светлое будущее граждан России. Коровы и так вскоре передохнут от бескормицы, а председателю ещё жить да добра наворовывать. Всё! Шлагбаум поднят! Воровство возведено в ранг «национальных приоритетов».
   «Демократия» уже на пороге. Воруй, грабь, убивай, накапливай первоначальный капитал. Впереди «приватизация» всей России. «Всё, что не запрещено, – то разрешено». 
   Сухогруз «Волго-Балт» с грузом пиломатериала пришёл в Бремен. Моряки давно ждали захода в хороший порт, где можно неплохо отовариться на свои кровно заработанные, собранные за несколько месяцев, инвалютные рубли. Если повезёт, можно даже сторговать старую  ржавую автомашину, мечту каждого моряка. Потом на палубе судна ремонтировать её до прихода в свои воды, и уже подлатанную, подкрашенную, оформленную в таможне перепродать или оставить себе. Вначале такую свободу объявили, что можно было ввозить хоть два, хоть три «ржавых ведра», но когда начался бум, быстренько ограничили возможностью ввоза только одной машины в год. Ну хоть одна, а и то радость.
   Молодой капитан судна Серёга Андреев хоть и не собирался в этом рейсе брать машину – хотелось подкопить деньжат на приличный автомобиль – всё же за компанию с механиком поехал по автомастерским, где перекупщики сосредоточивали приобретённые у местного населения  автомобили для дальнейшей перепродажи.
   Уже объехали несколько площадок в поисках подходящего по цене и качеству автомобиля для старшего механика, как в одной из мастерской к ним подошли с неожиданным предложением двое литовцев. «Сарафанное радио» мгновенно оповещало всех участников этого бизнеса, кто, что и за какую цену хочет приобрести. Прибалтийские республики уже объявили себя независимыми, хотя строгостей в пересечении границ и визового режима ещё не вводили. 
– Капитан, мы знаем, что следующий рейс у тебя на Клайпеду. У нас к тебе коммерческое предложение, – с ходу в лоб объявили они.
– Во как! Я ещё  сам не знаю, куда пойдём после выгрузки, а здесь уже всё известно.
   Рейсового задания, подтверждённого телеграммой, пока ещё не было. Была только предварительная информация, полученная капитаном накануне в телефонном разговоре от приятеля-однокашника, работавшего старшим диспетчером пароходства. 
– Да будет распоряжение, наверняка уже пришло, пока вы тут гуляете.
   Осведомлённости перекупщиков приходилось только удивляться. Они действительно зачастую точно знали, когда судно заведут в порт, когда, где и сколько времени оно будет выгружаться, а также и дальнейшее назначение –  куда судно пойдёт под погрузку или выгрузку. И всё это порой узнавали раньше капитана. У кого больше информации, у того и бизнес успешнее.
– Может, и придёт распоряжение, но пока ничего не известно.
– Да ты позвони агенту или диспетчеру в пароходство, они тебе точно скажут.
– Вот приду на судно, тогда и позвоню.
– Зачем так долго ждать, от нас позвони, никаких проблем, – уговаривали капитана литовцы. – Дело-то срочное.
– А что за дело? Может, и звонить никуда не понадобится?
   Их настойчивость хоть слегка удивила капитана, но и у него стал просыпаться интерес к этим парням. Кое-что об их деятельности в портах ему уже доводилось слышать.
– Пойдём, сам увидишь. Дело вполне законное.
   Все вместе они прошли в дальний конец площадки, где особняком стояли автомобили разных марок.
– Вот посмотри, какой хороший «Мерседес»: дизельный мотор, прошёл всего сто семьдесят тысяч, один владелец. Салон, кузов – всё в отличном состоянии.
– Машина хорошая, и стоит, видимо, немало. Но я-то не собираюсь брать машину, а у стармеха на неё денег явно не хватит.
– Да мы её не продаём. Вот эти пятьдесят машин надо доставить в Клайпеду, а эта в подарок за работу. Вас сегодня выгрузят, завтра погрузка в Дании зерном, на Клайпеду.   
   При виде машины и от такого заманчивого предложения глаза у Серёги загорелись.
– А если порт выгрузки будет не Клайпеда? В последний раз наши суда и в Калининграде выгружались.
    Упускать такой шанс ему явно не хотелось. Многие суда были заняты на перевозках зерна, но не факт, что всё произойдёт так, как предполагается. Капитан лишь исполнитель распоряжений пароходства.
– Да нам без разницы, литовские порты или Калининград. Ну что, по рукам?
– Нет, надо сначала всё же уточнить назначение, – засомневался капитан. – Пойдём звонить агенту.   
– Окончание выгрузки планируется на 18 часов, а отход на двадцать два часа, распоряжение на следующий рейс доставлю перед отходом, подъеду с пограничниками и комиссией.
– Хорошо, а куда назначение?
– На Данию, погрузка зерном, подробности в телеграмме.

   «Кажется, удача сама идёт в руки. Грех отказываться от такого подарка, – подумал Серёга. – Но и риск весьма велик». Неприятности могли быть весьма большие, если бы что-то пошло не так.
«Хочешь насмешить Господа Бога, расскажи ему о своих планах», – вспомнилась Серёге народная мудрость. Он призадумался и позвонил диспетчеру в пароходство.
– Пока всё остаётся в силе, как и планировалось. Идёте в Данию грузиться зерном на Клайпеду. Телеграмму я направил вашему агенту, – подтвердил дежурный диспетчер.
    Наверное, так и змей искушал Еву в раю, уговаривая совершить греховный поступок, ведь желание порой заглушает голос разума.
– Дед! – обратился капитан к старшему механику. – Как думаешь, сможем трюма открыть, если крышки нагрузим машинами?
– Думаю, сможем. Если что, давление на насосах поднимем. Только уж пусть эти коммерсанты и мне подберут приличную машину.
– Ну что, в принципе вопрос решаемый. Надо бы обсудить детали да вот стармеху подобрать хорошую машину.
– Гедиминас, подбери человеку хорошую машину, а мы пока с капитаном потолкуем.
– Хорошо, Альгирдас, как скажешь.
   Не прошло и получаса, как ударили по рукам. Сделка состоялась.
– В шесть вечера все машины пригоним к борту, вам останется только закатить их на судно. После окончания выгрузки у вас будет часа два-три свободного времени на погрузку машин. Успеете управиться?
– Приспособление на судне есть, при малой воде палуба будет вровень с причалом, так что мигом закатим, только пусть ваши водители помогут загонять.
 – Это без проблем, помогут.
    Довольные  удачной сделкой капитан и стармех отправились на судно, даже не подозревая, в какую историю они влипли.
     Вначале всё шло по плану. К окончанию выгрузки машины стояли у проходной. Грузовые операции закончились, краны освободили борт судна, и тут же моряки начали устанавливать приспособления для заезда автомашин на палубу. Дело привычное, справились быстро, и вот уже первая машина стоит на крышке трюма. Дальше как по маслу одну за другой опытные водители загоняли автомобили на судно, а кто с меньшим опытом вождения, – расставляли их по местам. Не прошло и часа, как всё было закончено. Вскоре на судно прибыл агент и портовые власти для оформления отхода. Как обычно, отход на судне оформился быстрее, чем приход.
   Агент принёс распоряжение, от которого у капитана засосало под ложечкой: «Следовать на Копенгаген экономичным ходом». Это означало только одно: рейс могли изменить или вообще отменить. Предчувствие рисовало мрачные варианты развития событий. Могли не только задержать погрузку, но и изменить назначение. Могли дать другое задание с погрузкой в другом порту и использованием уже занятой палубы для какого-либо груза.
    Пока шли по Везеру с речным лоцманом, капитан находился на мостике, потом спустился в каюту, но уснуть никак не мог. Утром зашли в Кильский канал, а к полудню пришло распоряжение следовать в свои воды, то есть в Санкт-Петербург. Тут Серёга Андреев погрустнел не на шутку. Иметь на борту полста неоформленных автомашин и следовать в свои воды – это конец. Можно, в крайнем случае, просто скинуть их за борт, но «зелёные братья» точно не простят такого и в лучшем случае прибьют самого, а в худшем… Об этом лучше и не думать. Куда ни кинь – всюду клин. Он вызвал старшего механика.
– Михалыч, надо что-то делать. Как выйдем из канала, затевай какой-нибудь ремонт, чтобы идти на одной машине, а я попробую прояснить ситуацию. Может, ещё удастся получить рейс на Литву или Калининград.
– Да не вопрос, как выйдем, сообщи в пароходство, что потекла цилиндровая втулка. Часов двенадцать на ремонт потребуется, пойдём на одной машине.
    Весь день капитан звонил по всем доступным инстанциям, но после каждого звонка требование следовать в свои воды становилось только настойчивее. Он не мог объяснить свою просьбу утвердить предварительный рейс, а в пароходстве, без всяких объяснений, только подгоняли. «Следовать в свои воды с максимально возможной скоростью», – грозно звучала последняя телеграмма, после чего капитан заперся в каюте и запил.
    На следующее утро боцман, как обычно, к семи часам поднялся на мостик обсудить со старпомом предстоящие на день работы.
– Смотрю, полным ходом бежим, торопимся куда? – после приветствия поинтересовался боцман.
– Распоряжение поступило следовать полным ходом в свои воды.
– А с машинами что будет? В Питере нас точно «повяжут» и машины конфискуют.
– Пожалуй что так. 
– И как Серёгу чёрт дёрнул связаться с этими машинами? В Бремене, когда все были в городе, на судно приходили торговцы машинами, так они рассказывали, что литовцы собрали большую партию машин, а вывезти не могут. Через Польшу и Калининград не прогнать, там всё российские и польские «коммерсанты» контролируют. В Бремене автомобильный бизнес давно у них под контролем. Они первыми скупают машины и цены диктуют. Литовцы, похоже, свой бизнес здесь только налаживали, да попали в цейтнот. На суда никто не рискует взять такую партию, да и никто на Прибалтику отсюда давно не грузился, а за автостоянку надо платить.
– Что же ты это мастеру в Бремене не рассказал?
– А меня никто об этом не спрашивал, да и о машинах этих я узнал только перед их погрузкой.
– Да, попал Серёга! То, что с визы под суд угодит, – самый благоприятный для него исход, но за потерю таких денег литовцы его и там достанут.
– Подожди, Андрей, а куда курс проложен, сразу на Финский залив или вдоль берега?
– Погода хорошая, пойдём напрямки.
– Да… напрямки… – задумался боцман. – А мастера-то надо выручать, иначе ему кранты.
– И что ты предлагаешь?
– Лет десять назад работал я на Чёрном море с одним капитаном. Занимались  мы лихтеровкой зерна с балкеров. Развозили по всем Черноморским портам, а вот в Ялту ни разу захода не давали, но нам очень хотелось погулять там. Места исторические, да и вообще красота. Мимо ходим, а в порт не зайти. Вот как-то мастер и сообразил: на подходе даёт аварийную радиограмму диспетчеру порта. Мол, в результате повреждения трубопровода солёная вода попала в танк пресной воды, и надо срочно менять воду. Судов в порту не было, причалы свободные, и диспетчер разрешил нам заход. Целый день мы танки промывали. Капитан тем временем со старшим диспетчером познакомился. К вечеру, когда все нагулялись, отправились дальше. Потом ещё несколько раз за лето заходили в Ялту воду менять.
– Ну, в Клайпеде-то у нас нет знакомого диспетчера.
– А что, у нас на борту не может быть аварийной ситуации или заболеть кто-нибудь? Иди прямиком на Клайпеду. Это ведь не возбраняется при плохих погодных условиях, а там пойдём вдоль берега. Дальше пусть Серёга сам соображает: жить хочет, так найдёт предлог для захода. Может, и прокатит авантюра, чем чёрт не шутит. По крайней мере, хоть какой-то шанс есть, а так полные кранты.
– Ну ты, боцман, голова! Пойду мастеру скажу, может и согласится. Впрочем, другого выхода у него нет.
   Уже работая на палубе, боцман обратил внимание, что солнышко светит прямо по курсу. «Значит, курс изменили и идём на Клайпеду», – догадался он.  К вечеру на горизонте показалась Куршская коса. В ответ на посланную ранее аварийную радиограмму диспетчер порта предложил выслать вертолёт для снятия больного.
– У нас палубный груз на борту, вертолёт принять не можем, – объяснял капитан сложившуюся ситуацию.
– Ложитесь в дрейф, по возможности будем высылать катер.
   Такой расклад капитана никак не устраивал.
– При нашей небольшой осадке и поднявшемся волнении опасаюсь, что катер принять не сможем.
– Хорошо, – после непродолжительного раздумья согласился диспетчер, – заходите в порт, лоцманский катер встретит вас в канале.
– Боцману на бак, швартовой команде приготовиться к швартовке, – разнеслось по судовой трансляции.
– Что и требовалось доказать, – усмехнулся боцман и отправился на бак готовить швартовы.
   Машина скорой помощи уже стояла на причале. К тому времени назначенный больной настолько вжился в роль, усвоив признаки острого аппендицита, что медицинские работники, поднявшиеся на борт, тут же предложили срочную госпитализацию, а возможно и операцию.
– Всем свободным от вахты отправляться в увольнение и не появляться на борту, пока не снимут груз, – распорядился повеселевший капитан.
   Через час в порту появились владельцы машин, и всё закончилось благополучно. Доставленный по назначению груз был снят. Быстро поправившийся больной, после промывания желудка и кишечника, доставлен на борт. Довольные посещением за капитанский счёт пивного бара члены экипажа вернулись на судно, а счастливый капитан благодарил портовые власти за экстренно оказанную медицинскую помощь.
    В этот раз Господь Бог лишь слегка пригрозил Серёге – не балуй! А уж сделал ли молодой капитан выводы на будущее или нет, то нам неведомо.