По тропинке к пониманию. Шаг второй

Борис Полосухин
  Наш второй шаг будет направлен к имени немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788-1860), а точнее – к его произведению «Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа». Смело могу ручаться, что если о Шопенгауэре еще кто-то, что-то слышал, то об этой его работе – вряд ли. В советское время имя этого философа не популяризировалось – ещё бы, идеалист, к тому же, пессимист. А уж такое его произведение, пожалуй, совсем тогда не упоминалось, хотя бы потому, что в названии – такое неприятное слово. Между тем в современную эпоху именно Шопенгауэру принадлежит прорыв (не побоюсь этого слова) в понимании отношения человека к сущности собственной смерти. Только подавляющее большинство населения земли не догадывается об этом прорыве, не понимает его. Сейчас по запросу в поисковике можно скачать это произведение в любом формате или почитать online.


  Я бы сравнил прорыв, совершенный Шопенгауэром, с тем, что в свое время сделали Коперник и Галилей: «остановили» Солнце вместе с небесной сферой, и «заставили» вращаться Землю. Никто тогда не понимал их, а сейчас мало кто – Шопенгауэра. Да, точка зрения, предложенная им, трудна для восприятия и тем более – для  понимания. Свою теорию философ назвал составным греческим словом палингенезия, по-русски – снова рождение. Правда, на мой взгляд, в основу своей теории А.Шопенгауэр положил философски приемлемое, но не подходящее с точки зрения научной строгости понятие, как «воля к жизни». Но об этом потом, на следующих шагах нашего движения по тропинке понимания.


  Я хитрый, особенно не рекомендую читателю взяться за чтение этой работы философа, не искушаю его волю. Философские сочинения читать трудно – тем более на такую тему. А прийти к пониманию – архитрудно. Вот, например, прочитал я в интернете по запросу на это название реферат одной русской читательницы из Эстонии. Написала вроде бы грамотно, даже отважилась разместить свой реферат в сети. Но не поняла сия дама, совсем не поняла, что же хотел поведать миру этот странный немецкий философ.


  Впрочем, кончаю свой монолог, предоставим слово непонятому философу. «Даже трудно представить себе, чтобы люди стали философствовать и в том случае, если бы не было смерти. Поэтому будет совершенно в порядке вещей, если мы дадим место специальному исследованию этого вопроса здесь, в последней главе самой серьезной и самой важной из наших книг». Поясню, речь идет о книге «Мир как воля и представление», в которую «Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа» Шопенгауэр включил в качестве последней главы.


  Однако, послушаем философа еще немного: «И все-таки для не подчиненного воле познания нет вопроса более естественного, чем этот: бесконечное время протекло до моего рождения; чем же я был все это время? В метафизическом аспекте на это можно, пожалуй, ответить: «Я был всегда Я; все, кто все это время говорили Я, и были моим Я. Однако, откажемся пока, оставаясь на нашей эмпирической точке зрения, от этого метафизического взгляда и будем считать, что меня тогда вообще не было». О! В этой фразе под очевидным слоем скрыт еще один, потаенный, а под ними еще один… Прошу отдельно обратить внимание на словосочетание – «на нашей эмпирической точке зрения». А все говорят, что Шопенгауэр мистик и идеалист…

 
  Ладно, пока, до скорой встречи, на нашем третьем шаге!