Литературно-музыкальный салон

Марина Беляева
Деловая игра. Литературно-музыкальный салон.
Общешкольное мероприятие в рамках недели русской словесности ( Для коррекционных школ 8 вида).

1. Команды: 4 разновозрастные команды по 5 человек ( 5—9 классы) + 1 запасной игрок.
2. Посадка по столам. 4 стола, составленные из 2-х учебных столов ( квадратом) – посередине класса.
3. Зрители-болельщики. Ряды стульев по периметру класса.
4. Жюри – за воспитательским столом.
5. Ведущий – за учительским столом у окна.
6. ТСО: 1. Проигрыватель DVD, для просмотра слайдов.
          2. Электорпианино – для аккопанемента.

Перед мероприятием ведущий проходит по классам и объявляет, кто из учащихся класса выбран в команду.

Перед началом игры все участники собираются у кабинета.

Сначала рассаживаются команды.

Затем входят зрители.
               
                Ход мероприятия.

1. Вход в класс по списку, рассаживание по местам.
Ведущий называет фамилии по списку, по классам: 5… 6.. 7… 8… 9.

Кто с кем играет, участники  узнают, только рассевшись за столы.

2. Представление жюри.

3. Вступительное слово ведущего.

Сегодня мы пригласили вас в литературно-музыкальный салон. Что это такое?
Такие салоны были популярны в 19 веке. Образованные люди, любители русской словесности и музыки собирались в каком- либо доме, обсуждали новинки литературы и музыки, пели, читали стихи и прозу, придумывали различные конкурсы, которые назывались фанты или шарады. Проводили время с пользой и удовольствием. Сегодня мы попытаемся провести такой салон в нашей школе. А чтобы все получили и удовольствие и ползу, старайтесь принимать активное участие.

К зрителям и болельщикам такая просьба: если команды не могут ответить на вопрос, поднимайте руку, правильный ответ можете подарить очко любимой команде.
Как подводим итоги: 1 правильный ответ -  1 очко команде.
Итак, начинаем.

4. Игра.

4.1. У нас продолжается неделя русской словесности, как её ещё называют «Книжкина неделя», давайте и мы начнём этот салон с песни о книгах.

Звучит песня «Страницы книг любимых»…


1.Страницы книг любимых перелистай неспешно,
Они твоя отрада который год подряд.
Они подарят веру, любовь или надежду,
О самом сокровенном с тобой поговорят.

Припев.

Читайте, читайте любимые книжки.
Они вас научат любить и мечтать.
Дерзайте, девчонки, дерзайте, мальчишки.
Вам книги помогут счастливыми стать.

2.Страницы книг любимых, любимые герои
Ответ найти помогут, укажут верный путь.
На жизненной дороге они всегда с тобою,
Ты в трудную минуту о них не позабудь.

4.2. Конкурс -1.  Угадай писателя.

На доске 12 портретов писателей. Имена закрыты. Каждая команда по указке ведущего должна назвать по 3 фамилии писателей.

4.3. Конкурс -2.  Поэтический конкурс.

Продолжить четверостишие изученного стихотворения. Ведущий читает – команды по очереди продолжают стихотворение. 

Закончи четверостишие, вспомни фамилию автора.

1.
Я Вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она Вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить Вас ничем…     ( 8 кл.   Пушкин)


2.
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда ни взглянешь,
Всё кругом светло…   ( 5 кл. И.Суриков.)


3.
Всё в тающей дымке –
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И  звуки не резки.  ( 7 кл.  Рыленков)


4.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной…  ( 6 кл. И. Бунин.)


5.
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадёт ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье…                ( 8 кл.  Пушкин)


6.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее…   ( 5 кл. Бальмонт)

7.
Осторожно ветер
Из калитки вышел
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше…   ( 7 кл.  Исаковский)


8.
Люблю берёзку русскую,
то светлую, то грустную,
в белёном сарафанчике,
с платочками в карманчиках,
с красивыми застёжками,
с зелёными серёжками…   ( 5 кл. Прокофьев)


9.
На севере диком стоит одиноко
На горной вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она…   ( 8 кл.  Лермонтов)

10.
Поутру вчера дождь
В окна стёкол стучал;
Над землёю туман
Облаками вставал…  ( 6 кл. И.Никитин)

11.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали  листья.
Я родилась.  ( 9 кл.   М. Цветаева)


12.
Мой первый друг, мой друг бесценный,
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединённый,
Печальным снегом занесённый,
Твой колокольчик огласил…  ( 8 кл.   Пушкин)


13.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною,
Мчитесь вы будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную…   ( 9 кл.  Лермонтов)

14.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов:
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…   ( 6 кл. А.С.Пушкин)

15.
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса…    ( 5 кл.   И.Бунин).


16.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубо!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он  в краю родном?  ( 8 кл. Лермонтов)

17.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит.
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит…                ( 7 кл. Пушкин)


18.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня…           ( 8 кл. Пушкин)


19.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер вдаль.
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль…  ( 8 кл. Есенин)

20.
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни – в трудах;
Только труженикам –слава,
Только им – венок в веках!   ( 5 кл. Брюсов)


21.
У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…   (7 кл.  Пушкин)

22.
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!   ( 7 кл.  Лермонтов)

23.
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.     ( 5 кл. Толстой А.)

24.
Чародейкою Зимою
Очарован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит… ( 5 кл. Тютчев)
  м

4.4. Ведущий:
 Наверное, и у взрослых, и у детей любимыми произведениями литературы являются сказки. Следующие конкурсы и задания покажут нам, как  хорошо вы знаете сказки. Чтобы нам было легче ориентироваться в сказках давайте вспомним некоторые из них в песне «Добрые сказки».

Перед конкурсом исполнение песни  «Добрые сказки».

1.
В детстве нам мамы сказки читали,
И уносились мы в дальние дали,
В царстве волшебном, в стране тридесятой
В детстве мы все побывали когда-то…

Припев.

Вновь о детстве помечтай,
На ночь сказку почитай,
И увидишь из окна
Господина Андерсена.
И к тебе войдут за ним
Шарль Перро и братья Гримм,
Вместе с ними посидим,
По душам поговорим.

2.
Будет Русалка счастлива с Принцем,
Но почему бы мечтам их не сбыться,
Ганс вместе с Гретель дорогу отыщут,
И проживут они вместе лет тысячу…

3.
Время любви и надежды настанет,
Гадкий утёнок вновь лебедем станет,
Старые сказки любить нас научат,
Вы их читайте – и станете лучше.

4.5. Конкурс – 3.  Узнай сказку по опорным словам.

Мы прочитали множество сказок Ганса-Христиана Андерсена, сейчас я буду называть опорные слова из сказок Андерсена, а вы должны угадать название сказки. Но будьте, внимательны: в сказки Андерсена вторглись произведения других авторов. Постарайтесь их узнать и назвать. Может быть, вспомните и фамилии их авторов.

1.Санки, зеркало, роза, мальчик и девочка, северный олень.  («Снежная королева»).

2.Горошина, ливень, тюфяк, принцесса. ( «Принцесса на горошине»)

3. Голубая шляпа, жёлтый галстук, пакля – рвакля, Цветочный город. ( «Приключения Незнайки и его друзей»)
 
4. Крапива, жаба, кладбище, епископ, рубашка, лебедь, немая девушка по имени Элиза. («Дикие лебеди»).

5.Лебедь, утка, яйцо, курица и кот,  птичий двор.  ( «Гадкий утёнок»)

6. Наливное яблоко, волшебное зеркальце, терем в лесу,  хрустальный гроб.
( «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

7. Тюльпан, скорлупа грецкого ореха, крот, полевая мышь, эльф. («Дюймовочка»)
8. Бумажный кораблик,  оловянная ложка, танцовщица, чёрт,  пожар, рыба. («Стойкий оловянный солдатик»).

9. Бочка, хрустальный дом под елью, дядька Черномор, Царевна-Лебедь, ткачиха и повариха.
( «Сказка о царе Салтане»).

10.Дупло, принцесса, ведьма, собака, трубка. («Огниво»)

11.  Море, принц, найдёныш, колдовской напиток, нож,  морская пена ведьма. («Русалочка»)

12. Храбрый зверёк, похожий на кошку или ласку, огромная чёрная кобра, мальчик Тедди, птица Дарзи.

( «Рикки-Тикки-Тави.»)

13. Уточка с прокушенным крылом, охотник Акинтич, лиса,  замерзающая полынья, трусливый заяц.
( «Серая Шейка».)

14.Мешок с песком, змея Скарапея, кошка Маха, собачка Жужа, хрустальный мост «анжанерной» работы», царь подземного царства.
(«Волшебное кольцо».)

4.6. Конкурс -4.     Собери паззл и угадай сказку.

Каждая команда получает коробочку с паззлом и самостоятельно собирает картинку. Цель:  кто быстрее и правильнее соберёт картинку и угадает название сказки.

4.7. Конкурс – 5.   Сказки Пушкина –  этот конкурс состоит из 3-х этапов.

А) Вспомним героев Пушкина в песне «Сказки Пушкина» - исполнение песни детьми под аккомпанемент учителя.

Сказки  Пушкина.               

1.  Сказки в детстве все читают,
Увлекает их сюжет.
Сказка часто помогает
На вопрос найти ответ.
Если умным хочешь стать,
Стоит сказку прочитать,
Сказки Пушкина найди
И скорей прочти.

Припев.

Сказки Пушкина читаем  на уроках чтения.
Сказка – это не забава, это точка зрения.
Помни пушкинский урок:
Сказка – ложь, да в ней намёк. (2 раза).

2.На виду у всей столицы
Пел чудесный петушок.
Сидя на высокой спице,
Видел запад и восток.
Не теряли время зря
Тридцать три богатыря.
И покой родной земли
Свято берегли.


3.Правду в зеркальце хрустальном
Может каждый разглядеть.
Елисей в дороге дальней
Победил любовью смерть.
А Балда смышлёным был.
Даже чёрта победил.
В сказках Пушкина всегда
Горе – не беда.

Викторина – коллективная разминка.   Игра ДА—НЕТ!
Задача команд отобрать героев только означенной сказки, убрав лишних.
Коллективная работа. Ответ: да-нет.
 «Сказка о царе Салтане…»
• мачеха
• царевна Лебедь
• Салтан
• три девицы
• дядька Черномор
• шамаханская царица
• семь богатырей
• белка
• зеркальце
• сватья
• бесёнок
• гонец
• попадья
• коршун
 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
• мачеха
• царевна
• Царевич Елисей
• Чернавка
• дядька Черномор
• шамаханская царица
• семь богатырей
• Солнце
• зеркальце
• Соколко
• бесёнок
• Ветер
• Месяц
• коршун
 «Сказка о попе и работнике его Балде»
• мачеха
• Балда
• зайка
• три девицы
• поп
• шамаханская царица
• семь богатырей
• конь
• зеркальце
• старый бес
• бесёнок
• гонец
• попадья
• коршун

Б) Угадай сказку Пушкина по картинке – слайду. ( Иллюстрации Пушкина на экране телевизора).

В) Узнай героя пушкинской сказки по цитате.
1.За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает…
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…
2.
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.

3.
Высока стройна бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

4.
Белолица, черноброва
Нраву кроткого такого…
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей…
 
5.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
А под старость захотел отдохнуть от ратных дел…
 6.
Девица…   Вся, сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи.

     7.
      Все красавцы молодые,
           Великаны удалые,
           Все равны, как на подбор,
           С ними дядька Черномор…

            8.
      …Затейница какая!
…Песенки поёт,
Да орешки всё грызёт,
А орешки непростые –
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд…


Г) Вспомни, кому из героев Пушкина принадлежат изображённые на картинках предметы.
Каждая команда отгадывает 3 предмета – по горизонтали.

Корыто
  Зеркало
  Невод
 
Веревка
  Месяц и звезда
  Орехи
 
Петушок
  Жемчуга и золотые перстни
  Лук со стрелами
 
Подзорная труба
  Шатёр
  Яблоко
 


4.8. Конкурс -6.     Что ты знаешь о А.С.Пушкине?

Ведущий:
Ученики каждого класса каждый учебный год прикасаются к творчеству нашего великого поэта и писателя Пушкина. Мы привыкли, что «Пушкин – это наше всё», что Пушкин –  «Солнце русской поэзии». А что каждый из вас знает о самом поэте, о его произведениях?

Вам предлагается тестовое задание. К каждому вопросу дано четыре ответа на выбор. Ваша задача – подчеркнуть правильный ответ.


Учащиеся работают над тестом командой.

Ведущий:

все мы читаем произведения Пушкина в школе, но всё равно у каждого из нас Пушкин – свой. Но нет такого человека, который бы не смог найти в наследии Пушкина что-то для себя.

Давайте посвятим нашу последнюю на сегодня песню нашему великому соотечественнику.

Звучит песня «Пушкинская песня».

1. На белом свете много вечных истин
И синих звёзд на небе много есть.
Порой мы в дальних странах счастье ищем,
Забыв о том, что наше место здесь.

Но снова бьётся Черномор с Русланом,
Пока Людмила спит волшебным сном.
И снова грезит Ларина Татьяна
Под вечер об Онегине своём.

Припев.

За окошком вечер в синей дымке тает,
И когда устанем мы от всякой чепухи,
Просто старый томик с полки мы достанем,
Просто почитаем Пушкина стихи.

2. И будет жить прекрасная царевна
В хоромах у семи богатырей,
И, обойдя леса, поля, деревни,
Её найдёт царевич Елисей.

Пусть наша жизнь на сказку не похожа,
И много в ней ненастных серых дней.
Нам беды Пушкин пережить поможет
            Надеждой, верой, мудростью своей.    

5. Подведение итогов игры.
Выступление членов жюри.