Не ходи туда! - там перевал Дятлова

Станислав Афонский
       О таинственном  кошмаре «Перевала Дятлова» я впервые услышал в коротком походе летнего  выходного дня тёпленьким  вечером  возле весёлого  костра.  Бывалый турист по увлечению,  офицер милиции по профессии  и  Вениамин по имени  загадочным, почти потусторонним, голосом рассказал о происшедшем на Урале леденящем кровь случае.  Признаюсь, несмотря на уютное тепло костра в тепле вечера, «мороз заходил под тулупом». Ещё бы: девять туристов неведомо почему и как погибли во время ночёвки невероятно страшной смертью… Освещённые  призрачными отблесками костра ближние кусты сразу показались какими-то зловещими – а вдруг за ними скрывается нечто… А за кустами в лесу… Даже смотреть в ту сторону стало как-то невмочь… «Чёрный альпинист» померещился, призрак «Джантуганского мальчика» задрожал… Ствол ближайшего дуба похож на какое-то чудовище, вставшее на дыбы…
       Но уснул спокойно и спал без кошмаров – это всё-таки где-то там – далеко.  И с другими… С нами такого - ни вжисть. Но уже потом, в горах среди скал между заоблачных  хребтов Кавказа, где своих мистических  случаев хватает, нет-нет, да и вспоминалось… Но никогда при разборе несчастных случаев не говорилось ни о чём подобном. Даже у подножья горы Духов в Шхельдинском ущелье.  А там альпинисты спят в палатках, не закрывая полог, головой к входу с отриконенными ботинками под рюкзаком-«подушкой»: в случае чего чтобы перекувыркнуться через голову, ухватить рюкзак и обувь, и  бодренько драпать что есть силы куда глаза глядят. Но глядеть они должны только в безопасную сторону. «Случай чего» - это внезапная, невероятная  и дикая в этом месте лавина  или грязевой поток – сель. И никакой мистики. Ночёвки или штурмовые лагеря обычно ставят в местах безопасных, но горы бывают непредсказуемы – они всегда выше биваков и кто их знает, что там, на высоте, ночью происходит… Горы – обитель духов и кухня погоды, и это творческое содружество вполне способно превратить безопасное место в объект приключений. И не только для авантюристов.
      «Кухня погоды»… Так почти неофициально и называют  одну из горных вершин, господствующую над Армянским перевалом Западного Кавказа.  Если эта гора не  закрывается от людей плотной завесой туч или не надевает на себя тучку-юбочку, - погода на перевале будет ясной и дружелюбной. Если и тучи, и «юбочки» на месте – жди сюрпризов. Но туристы, мерно пыхтящие через тот перевал под своими любимыми рюкзаками, этого не знают. Знают инструктора, ведущие группы всесоюзного  горно-туристического маршрута, одной из деталей  которого этот перевал и являлся. Очень не сложный и не так чтоб и высокий перевальчик.  Довольно пологий подъём  по хоженой-перехоженой тропе. Ни скал высоких, ни пропастей глубоких. У подножья лес сосновый. В лесу турбаза уютная. От неё до вершины перевала всего ничего пешей пилёжки – часа полтора-два не спеша.  Утаптывают тропу каждый день  плановые, и не очень, жизнерадостные  группы туристов, по несколько десятков человек в каждой.
       В тот летний день 1976 года вершина «Кухни погоды» торчала над  серенькой плоской юбочкой, похожей на балетную  «пачку».  Два инструктора, пасшие группу туристов в двадцать семь человек, подозрительно  под эту юбочку  заглянули: что там интересного?..  Так себе юбчонка, ничего нового – обойдётся.  Не отменять же выход – всё движение по часам рассчитано. Небо почти чистое, тёплое, весёлое, доброе.   Пошли… Вот и до вершины перевала недчлече…
       Несколько слов о выкрутасах горного климата. Ладно есть такая гора, которая, не без погрешностей, но  способна предупредить об изменении погоды. Но чаще всего таких «барометров» нет.  Поэтому, собираясь даже на не очень продолжительную экскурсию на какую-нибудь экзотическую гору,  очень не лишне прихватить с собой сумку или рюкзачок со штормовкой или что там есть, её заменяющее. Вот случай на горе Муса Ачитара, это в Домбае. Ослепительный день. Солнце разулыбалось на весь Кавказ. По канатной дороге весело катится наша группа и я в ней. Девушки в легкомысленных платьицах, джинсиках и блузочках, в основном состоящих из декольте. Я с мрачноватым своим рюкзаком. В нём штормовка, свитер, плотная рубашка, что-то ещё из одежды. «Ты это зачем тащишь?» - слышу вопрос. «Да так… Тренируюсь»…  Ни с того и ни с сего, вдруг, внезапно и как там ещё описываются неожиданности, и солнце, и тепло, и небо синее пропали.  Вместо них задул пронзительный ветер под невесть откуда взявшейся угрюмой тучей и… повалил снег. Мигом развязываю рюкзак, достаю из него всё – девушкам.  Мужики переживут. На всех дам прикрыть декольте не хватило. Снимаю с себя рубашку – отдаю… Холодновато, но терпимо – не зря же и зимой под холодным душем стою и на лыжах полуголый (сверху) бегаю. Петушусь, выпятив торс.  Но пробирает… Продолжалась вся эта круговерть минут с десяток – не больше – и так же внезапно прекратилась. Тучи словно и не было. Солнце, как ни в чём ни бывало, вновь гостеприимно светится и снег, шипя, тает. Упихиваю вещи обратно в рюкзак.
        Вернёмся на Армянский перевал… Там произошло то же самое. Из ничего явилась  густая туча.  Подул свирепый ледяной ветер.  Резко упала температура воздуха. Закружилась пурга… Группа встала, сбилась в кучу. Полезли в рюкзаки за тёплыми вещами – у кого они имелись. А имелись не у всех. Кто-то предложил выпить – согреться. Призыв поддержали…
        Ещё несколько слов о выпивке в горах… Однажды мы с другом, прибыв в Баксанское ущелье, направились не спеша в свой альплагерь… Мимо кафе в посёлке Эльбрус (ударение на первом слоге). Погода стояла необыкновенно жаркая и по этому поводу просто так мимо кафе с его холодным пивом  мы пройти не смогли, слабаки.  Выпили по невинной кружке. И… Вынуждены были часа два просидеть в тенёчке возле речки Адыл Су, пока не выветрится из наших легкомысленных голов коварное действие обычного пива – развезло капитально – сказалась высота, около двух тысяч метров над уровнем моря, и то, что наши организмы не акклиматизировались. Появляться же в альплагере в «поддатом» состоянии нельзя ни в коем случае – моментально вылетишь «вниз по Баксану», как там говорят: в альпинистских лагерях строгий сухой закон.  Потому строгий, что даже малейшее от действия алкоголя нарушение координации движений  может стоить жизни не только тебе, но и тем, кто с тобой в одной связке.
      Туристы на Армянском выпили. Сколько – не известно. Известен результат. В зловещий узел сложилось всё: и резкое изменение погоды, и обвал температуры воздуха, и пронизывающий ветер, и летящий густой снегопад, и нулевая акклиматизация,  и водка.  Люди потеряли ориентировку в пространстве, движения стали хаотичны и неадекватны,  началась жуткая паника, инструкторов никто не слушался, все бросились в разные стороны кто куда. Мужчины, обезумев, срывали с женщин тёплые вещи и напяливали их на себя, оставляя  дам полуголыми.  Одна из них нашла где сорваться со скалы там, где и скал-то нет, повисла на руках над обрывом, верный спутник её подбодрил: сказал, что пойдёт за помощью, ушёл и пропал навсегда… Девушка погибла. Погибло двадцать два (22) туриста. Женщины  и мужчины. Все – от переохлаждения – замёрзли. При температуре не ниже минус шести (!) градусов. Их тела искали несколько дней.  Нашли кого где. Уцелело пять человек – от них и стали известны подробности. А  до турбазы, из которой вышла группа,  было пятнадцать – двадцать минут ходьбы вниз по склону…(спуск гораздо быстрее подъёма).  Если бы вернулись.  Паника лишила разума. Паника… Запомним это понятие.
           Прочитал всё, что мог, о версиях причин гибели злосчастной группы Дятлова…В голове возникло некое подобие хаоса от разнообразия творческих потуг  авторов статей.  Пришлось сделать паузу – уложить и разложить по полочкам  факты, домыслы и вымыслы.  Предпочитаю всё-таки факты. И вопросы. Начну с простейшего: почему дятловцы разрезали палатку, чтобы выскочить из неё  как можно быстрее?  Ведь для этого необходимо иметь ножи под рукой, а если их там нет, то искать. И всё же именно ножами. А почему не через нормальный вход-выход?  А потому, что у палаток того времени не было на входах молний. Вместо них в пологах были специальные дырочки, к ним специальные же длинные петельки. Всё это нужно было взаимно переплести,  чтобы плотно закрыть и расплетать, чтобы открыть.  Довольно нудное и долгое занятие, а выскочить нужно было  жизненно  немедленно… Почему?...
          Они очень торопились. Потом  устроили большое кострище… Чем устроили?  Дрова нужно было нарубить – значит имелся топор… Он же потом понадобился, говорят, для устройства настила. Откуда взялись топоры? Прихватили с собой при  чрезвычайно торопливом бегстве, когда даже обуться не успели, но топоры всё-таки взяли?  Знали, что понадобятся?   Или не взяли.  Но потом вернулись в палатку чтобы взять?.. Почему же тогда не взяли тёплые вещи?   Значит не возвращались – откуда топоры?..  Если топоров не было – каким образом нарубили дров?  Да ведь ещё и спички нужны – их тоже прихватили перед бегством?  Экие предусмотрительные.  Или в карманах завалялись?
        Называют дятловцев опытными альпинистами… Но отправились в зимний поход без спальных мешков.  При минус 30 градусах и в спальнике даже в тёплой одежде холодно, а у «опытных альпинистов» только одеяла. Не смогли «достать» спальников?  Зачем тогда вышли на маршрут?  Уже только это свидетельствует о неоправданном риске… Или логично предположить, что расчет был ночевать не в палатке, а в домах. Там спальники не нужны.  Но пришлось в палатке.  Почему?  Ответ найдётся, надо полагать, достаточно простой – ушли далеко от домов.   Но почему же без спальных мешков?   Или туристов не пустили в дом?   Опять вопрос: а почему?..
        Впрочем, извините: я опытных альпинистов – так о них написали, назвал туристами. Но не могу отделаться от впечатления, что всё же  не очень опытных туристов возвели в высокий ранг альпинистов, да ещё и опытных.  При том, что не опытных альпинистов не бывает – не опытные в горах долго не живут. Там и опытных неожиданности подстерегают даже в мирных, казалось бы, местах. Вот после восхождения на пик Кавказ, его же и называют горой Духов,  оступился на почти ровном месте и погиб в Шхельдинском ущелье опытнейросший горовосходитель, поднявшийся на все семитысячники  Советского Союза «Снежный барс» Рощин.  Причины весьма прозаические: снял каску и отцепился от связки прежде времени. Виском об острый угол камня – под ногой вывернулся булыжник.   
         Обратите внимание: я не называю альпинистов «покорителями вершин». Альпинисты не любят пафоса в свой адрес.  И знают: гору покорить нельзя – на неё можно взойти, если она милостиво позволит. Здесь имеются ввиду горы «настоящие» - представляющие для альпинистов интерес – выше четырёх тысяч метров над уровнем моря. Да и то не каждая. Значение имеет сложность маршрута по категориям трудности: крутизна, снежный и ледяной покров, высота…. Чем выше категория – тем больше чести её преодолеть.
         Посмотрим на гору Хопатчахль, под боком которой находится перевал, названный  потом именем  Дятлова.  Кто-то сказал, что группа Дятлова стремилась во что бы то ни стало доблестно водрузить на вершине сей горы гордое знамя СССР. Но с позиций альпинизма Хопатчахль и не гора вовсе, а пупырь с очень пологими склонами. Даже меньше. Пупырями называют горки даже в три тысячи метров, а здесь 1 096, 7 метра всего навсего. (Особенно умиляет это семь десятых…)  Воткнуть в пупырышек  такого мизера флаг страны – унизить его и сделать посмешищем себя.  То же относится и к тамошнему перевалу –  пройдёшь – не заметишь. Но у туристов есть традиция – отмечать свои подвиги по преодолению перевалов. Однажды в ущелье Узункол со стороны «цирка» Кичкинекол («цирк» - это плоское дно ущелья, со всех сторон окружённое горными хребтами) ночью взлетела красная ракета. Сигнал бедствия. По законам гор альпинисты должны идти на выручку. Но все на восхождениях. Да и не известно, что там случилось. Свободной оказалась наша группа – только что вернулись с пика Шоколадный.  «Наелись» его предостаточно.  Приустали.  Но надо.  Фонари на  лбы и в путь. От лагеря Узункол до того «цирка» часа два пешего хода. Дошли – пришли… Костерок. Парни  и девчата человек десять пьют водку, прыгают папуасьи вокруг огня – празднуют переход через перевал Доломит… Красную ракету они пустили  просто так от избытка чувств… В сильной задумчивости присели к костерку и мы… Нам водку в кружки, от души. Отказываемся. Поднимаемся и в обратный путь.  Отдыхать.  Очень сильное желание было отшлёпать весельчаков по энным местам. Но мы их поняли и свои эмоции выпустили, бормоча себе под нос кое-что, для туристов весьма не лестное и даже неприличное…
        Так что, не исключено: дятловцы вполне в духе туристов могли отметить переход через перевал. Да и «для сугреву» повод был вполне оправданный. То, что ёмкость со спиртом нашли потом не тронутой, не доказывает того, что не было других  посудин с алкоголем и, скорее всего, это было не сухое винцо… (Однако то, что они перепились и передрались между собой «из-за баб», как кое-кто предполагает, - абсолютная чушь. Если группа состояла из альпинистов, то  отношение к женщинам у них почти родственные, как братья и сёстры.  Люди с иным устройством мозгов в альпинизм не идут – они в него не вписываются. Впрочем, в горный туризм тоже. Даже при том, что альпинизм и туризм  - «две большие разницы»  принципиально. Цель альпинистов – подняться на вершину горы по максимально сложному маршруту и спуститься с неё, желательно уже другим маршрутом.  Цель туристов – пройти перевал между вершинами. Высшая категория сложности горного туризма для альпинизма не имеет никакого значения).
       Почему же, из-за чего погибла группа Дятлова?.. Свыше шестидесяти вариантов версий. Убавить не получится, прибавить невозможно… Попробовать прибавить, впрочем, можно попытаться, но уж выдумать что-нибудь совершенно сказочное вроде Змея Горыныча или Бабы Яги. Или присоединиться к одной из версий, объяснить почему и, может быть, добавить что-то от себя.  А причины, скорее всего, были вполне по-человечески просты и сложны. Без мистики, потусторонних сил, инопланетян и прочей экзотики, высосанной из указующего перста.
       К слову, была  версия  правдоподобная – шаровая молния. Но тоже отпадает. И вот почему. Было  это в ущелье Мырды (болото), отроге ущелья Узункол.  Во время грозы в закрытую палатку альпинистов интригующе вплыл сияющий шарик шаровой молнии. В палатке лежали, пережидая дождь,  три альпиниста.  Тихо так лежали, никого не трогали… Шарик медленно подлетел к одному из лежащих и ткнулся в него!  Прожёг штормовку и нанёс сильный точечный ожёг.   Затем проделал то же самое и с двумя другими альпинистами, да по несколько раз!  После чего, с явным видом честно выполненного долга медленно выплыл наружу через какую-то дырочку, не повредив палатки… «Разумное» поведение молнии. Но я это пишу для того, чтобы показать: никакой паники у альпинистов в этом случае не началось. Все трое перенесли экзекуцию внешне спокойно, после чего сознательно  дали увезти себя в больницу. Паника для альпиниста невероятна.  В этот спорт идут люди уравновешенные, с хорошими нервами, решительные, расчётливые и выдержанные.  Нехватку этих качеств восполняют и воспитывают в альплагерях. Если не получается – даётся соответствующая характеристика: «Занятие альпинизмом не рекомендуется».  С такой формулировкой можно идти только в новички или не идти совсем.
       Давайте вспомним обстоятельства гибели туристов на Армянском перевале. Ведь есть что-то общее и в бегстве в разные стороны, и полуголые женщины, и переохлаждение… Это «что-то» - паника.  Безумная паника. Она выключила на время разум.  Причины паники на Армянском известны:  приступы страха за свою жизнь,  перепад погоды и водка, безопасная на равнине и коварная на высоте при экстремальном нападении погоды.  Причины паники дятловцев доподлинно не известны.  Но одной из первых версий была, на мой взгляд, самая верная – местное население.  Не всё, разумеется, но главным образом один из него – шаман. Он был, по традициям и обычаям, самым уважаемым существом в селении. И самым могущественным по влиянию на окружающих его людей. Люди эти  верили и в мистику, и в богов своих,  и в заклятия шамана. По каким-то причинам на то место, куда направлялись туристы, шаманом-жрецом было наложено табу – запрет: «Не ходи туда»!  Табу подтверждалось таинственной гибелью определённого количества тех, кто так или иначе пытался в запретное место войти.  И вот появляется группа молодёжи.  Ей непременно надо пройти именно через запретную зону. Шаман отговаривает, предупреждает, угрожает – всё напрасно. А «вдруг» пройдут и ничего с ними не случится?  Да это же мощный удар по авторитету шамана! Его заклятия и запреты ничего не значат – как и он сам. Такого коварного поворота дела шаману допустить было ни к чему.  Как не допустить?  Уничтожить группу  пришельцев. Их как раз получилось девять – случая упускать нельзя. У шамана наверняка была какая никакая группа поддержки, как сегодня сказали бы,  из особо верных почитателей.  Поставить перед ними определённую задачу особой проблемы, надо полагать, не составляло – святыню  рушат.  У нас за пляски в святая святых Храме Христа Спасителя тоже по головке не погладили.
         Достаточно уверенно можно сказать: группа Дятлова, и он сам с ней,  выскочила из палатки в состоянии панического ужаса. Что могло  стать его причиной? Предполагается, например, что некие светящиеся шары… Ну, в этой полосе земного шара часты полярные сияния всевозможных  форм и что в них может быть ужасного до безумия? Кроме того, ужасающие летающие объекты надо прежде, чем впасть в истерику, увидеть – из закрытой наглухо палатки.  В ней, ведь, не было окон для обзора окружающей природы вообще, а если и были какие-то щёлочки – их наверняка закрыли для сохранения тепла: попробуйте как-нибудь при случае посидеть в минус 30 градусов в палаточке… Выходит, что напугать туристов мог только звук. При невидимом источнике его.  Что это был за «источник»?
         Прежде всего давайте представим себе психологическое состояние туристов. Известно, что  на всяком новом месте человек подсознательно чувствует в той или иной степени нервное напряжение, некий дискомфорт  душевный. А здесь: белое безмолвие, дикая глушь, зловещее место,  предупреждение шамана, число девять, крепкий мороз… Невольно и за  бутылочкой рука потянется… Возможно, они уже заснули и тут… Внезапно какой-то оглушительный дикий рёв, вой, визг – трудно себе представить что это были за звуки и из чего они вырывались.  Шаманы не только в бубен умели колотить да вокруг костра прыгать. Им от предков-шаманов передавались и их знания психологии людей, способы на неё воздействовать, реакция на разные раздражители. Бубен не некий музыкальный инструмент, но  средство влияния… Выскочив из палатки, ошарашенные люди могли увидеть какие-то существа-чудовища, призраки могли померещиться.  Окончательно  обезумев,  бросились бежать…
       «Существами» могли быть местные жители в масках и каких-нибудь фантастический нарядах, прыгающие и вопящие. Далее началось умерщвление. Возможно, ритуальное: и язык вырезали, и глаза выдрали – может быть в этом был какой-то символический смысл: чтоб не видеть и не говорить… Какими-то приёмами нанесли и странные увечья… Следов, говорите, не было, кроме дятловских?  А если бы присмотреться? Известно, что местные охотники передвигались по снегу на широких лыжах-снегоступах, подбитых мехом так, чтобы ворс препятствовал скольжению назад.  Такие лыжи следов практически не оставляют – разве что очень внимательно  искать эти следы. Костёр  мог быть, скорее всего, имитацией  местных жителей – у них и топоры имелись, и спички. И настил из жердей мог быть их работой.  Смысла в этом настиле для дятловцев, как в основе  сооружения для  обогрева,  не было – что на нём ставить, если палатка в клочьях?  Веток наложить? Не спасёт.   И почему не вернуться к палатке и не взять всё, что там находилось? Потому, что туристов уже не было в живых.  Иначе молодые здоровые парни и полуголые могли бы до неё добежать. Но не смогли…
         То, что  туристов убили местные, - первая и, я уверен,  верная версия. И арестовали нескольких манси, или как их там, тоже правильно – можно было бы допросить как следует и найти подлинную причину трагедии. Но помешал тот же шаман. Он, говорят, и до райкома партии дошёл, отстаивая невиновность своих соплеменников. Как ему  удалось? Да очень просто, по тем временам. Шаман, как человек умный, мог сыграть на идеологии. У нас же Советский Союз чем был – «дружбы народов надёжным оплотом», а обвинение в убийстве русских студентов  племенем манси сей надёжный оплот грозило подорвать. Вот и освободили арестованных изначально несправедливо  обвиняемых, и занялись более реальными, и правдоподобными, вещами: инопланетянами, НЛО, инфразвуком, «телепортацией», светящимися шарами, и прочая, прочая, прочая… 
       И ещё, под занавес тайны. Прочитал а перечне загадочных случаев.  Солдаты некоего воинского подразделения, находясь в полевых условиях, ночью тёмной и зловещей заметили над собой нечто святящееся и шарообразное. Вероятно, не зная, что при этом положено бросаться сломя голову невесть куда от страха, они поступили прямо наоборот – укрылись в палатке. И остались целы и невредимы…
      
                Станислав  Афонский.  Член СЖ России.
                Альпинист 2 разряда, горный турист.