А знаешь?.. а помнишь...

Ель Серебристая
               
                Маришка шла к остановке и тихонько шмыгала носом, стараясь не смотреть на встречных прохожих. Да она и не могла их видеть сквозь слёзы.  Машинально села в маршрутку,  так же машинально вышла на своей остановке, дошла до дома и, оказавшись  в квартире, разревелась в голос. Не плакала – голосила.  Заставила себя выпить валерьянки  и, немного успокоившись, достала с антресоли старые фотокарточки. Начала перебирать их, стараясь вспомнить как можно больше об одноклассниках. Но в памяти осталось слишком мало чётких картинок из тех счастливых школьных лет. А Славик… Она не могла припомнить почти ничего, связанного с ним, из своей насыщенной влюблённостями  юности.
               Много лет укатилось куда-то за горизонт после окончания школы. Много разных – счастливых и горьких дней и ночей – стёрло из памяти время.  После школы как-то сразу рассыпались одноклассники по своим путям-дорожкам.  Иногда встречались случайно в городе, узнавали друг о друге новости. Несколько парней поступили в военное училище. Среди них был и Славик.
                Маришка тоже  окончила университет, вышла замуж, родила сына. Все эти составляющие её жизни – вуз, муж, сын – складывались, как мозаика, из разноцветных  эмоциональных фрагментов, которые были интересны и важны только для неё, для Маринки. Потом  сын женился, муж умер, родился внук. Всё почти как у всех, или –  у многих. Только вот в сорок лет Маришка вдруг начала писать стихи.
                А одноклассники постепенно стали встречаться чаще. Класс у них и раньше был очень дружный, а теперь новая волна интереса друг к другу сталкивала их в городе, в котором раньше не встречались годами. К этому времени стихов у Маришки накопилось много. Читала она их только своим, только близким. И одноклассникам, конечно. А тут и человечек нужный для издания книжечки подвернулся.                –  Надо книжку издавать. Пора уже. Вы увидите, как сразу изменится Ваша жизнь,– давил он на психику. Маришка растерялась даже. А человечек  настаивал, цену вопроса снижал, обещал во всём угодить: и с иллюстрациями, и с обложкой, и со шрифтами. От Маришки требовалось всего-то – набрать тексты на компьютере и найти филолога, чтобы ошибки посмотрел. И всё равно цена проекта оказалась не детской. Правда в проект ещё входила организация презентации, профессиональный фотопортрет автора и фото-сопровождение самой презентации. Зацепил-таки Маришку, обольстил, что называется, человечек. Но денег-то не было!
                Вот здесь и проявилась школьная дружба волшебной палочкой-выручалочкой.
  –  А  давайте, девчонки, соберём эту сумму нашей Маришке, – предложила близкая подруга Танечка. И понеслось!  Набрали-таки денег столько, сколько надо было. Но тут другая проблема возникла – компьютера-то у новоиспечённой поэтессы не было. И вот он – Славик. Седой, подтянутый, сдержанный.
 –  Маришка, потерпи немного.  Я тебе на время свой ноутбук принесу после работы,  – говорит Славик. Через два дня он  принёс ей ноутбук с работы. Оказалось, что он работает совсем рядом с её домом. Маришка ликовала. А одноклассники стали чаще собираться у неё в квартире, ощущая себя причастными к этому проекту. Маришку  вознесли чуть ли не до классиков – гордились ею. При встречах в дверях –  поцелуи в щёчку. При расставании – тоже. Собираясь вместе, они обсуждали и цвет обложки, и количество экземпляров, и свои личные проблемы. Иногда откровенничали, становясь почти родными. Близость места  работы Славика к Маришкиному дому позволяла  ему  забегать к  ней чаще других. Например, в обеденный перерыв.
 –  Кофе у тебя есть? – спросил он, как-то забежав, в обед.
   –  Нет, Славик, кофе я не пью, - смутилась Маришка, – Хочешь чаю? Чай у меня очень хороший.
  –  Нет, Мариш. Я без кофе не могу. Эта привычка осталась со службы. Ты пока печатай дальше, а я выйду минут на пять,  –  сказал он и быстро исчез в дверях. А  вернулся  с молотым кофе, туркой и двумя очаровательными кофейными чашечками, изящно упакованными, как новогодний подарок. Научил Маришку варить кофе, добавляя соль, и убежал на работу.
            Дни куда-то спешили всё время, но подготовка к печати не уступала им в скорости. Подружка – филолог Ветка – старательно и бережно проверяла грамотность в текстах, набранных Маришкой.  День, когда должна была появиться на свет первая партия тиража, уже стоял на пороге. Готовилась презентация.  Человечек, который соблазнил Маришу и её друзей, ничего не понимающих  в издательском бизнесе, раскрутил их на большие деньги. Тираж был явно великоват.  Но праздник состоялся! И неизвестно кто  был больше счастлив:  Маришка или её друзья.
          Собираться вместе теперь стали реже  -  только на некоторые праздники. Славик тоже стал забегать реже, но Маришка всегда радовалась ему и старалась чем-нибудь угостить, понимая, что тот тратит обеденный перерыв на встречу с ней. Пять-семь минут общения, и  каждый по своей траектории дальше.  С  ним было легко и интересно.  Если его заинтересовывала какая-либо книга, он обязательно приносил Маришке почитать её. Кофе он варил сам. Так прошёл почти год. В одну из  февральских суббот в школе был вечер встреч выпускников. Маришка взвалила на себя организацию встречи одноклассников: написала сценарий, продумала сюрпризы и подарки. На самом шоу оказалось, что без помощника ей не обойтись, но никому не хотелось работать на вечере. Все хотели отдыхать.  Помогал ей Славик. Она потом долго не могла понять, как ему удалось чувствовать, когда что нужно делать и говорить.  Вечер, что называется, удался.
           А в мае в квартире Маришки прозвучал этот страшный телефонный звонок.      
– Мариш, ты меня слышишь? –  Танечка плакала,  – Мариш… Славик… Он сегодня умер…Сердце…вышел утром на кухню, сварил кофе…и упал. Похороны послезавтра.
Что говорят в таких случаях – «земля ушла из-под ног», «гром средь ясного неба»…Что ещё? Два дня жизнь в неверии, что это правда. Потом , словно тягостный мрачный сон – серые лица постаревших одноклассников, траур в доме Славика…люди…люди… плач, шёпот. Это  Таня  шепчет ей на ухо:
  –  Мариш… это мама Славика.
Маришка совсем не помнит эту женщину. А та  почему-то узнала Маришку, обняла. «Откуда она меня знает?» –  попыталась удивиться Маришка. А дальше мысли слиплись в какой-то непонятный клубок, и всё вокруг  погрузилось в серость. Воздуха не хватало. С трудом простилась со Славиком. Взяла на память его фото, сделанное два месяца назад на свадьбе его сына. Подумала: « Какой он красивый…».
                Через полгода  ей позвонила  бывшая одноклассница Оля.
 – Мариш, ты как? Я тут тебе звоню по просьбе Ольги Васильевны. Она просит, чтобы ты ей позвонила. Сама не звонит, говорит, что неудобно. Запишешь номер телефона?
Маришка записала номер, а про себя подумала «Зачем?». Она и школьницей-то никогда не была в доме Славика. Это другие девочки забегали к его маме, других девочек она учила шить, вышивать, печь пироги. Просто так. По доброте душевной.
Два дня Маришка собиралась с духом. Трудно звонить женщине, похоронившей единственного сына, которого она любила больше всего на свете.
               Ольга Васильевна попросила Маришку приехать к ней. Отказываться от встречи было, конечно, невозможно. Раз просит, значит ей это очень надо. Маришка выбрала время, купила гостинцы и вот она уже перед дверью Ольги Васильевны. Та  открывает дверь, обнимает Маришку:
 –  Здравствуй, доченька. Ты прости, что я тебя беспокою. Я так долго тебя ждала… Сейчас будем чай пить.
В квартире сказочно  пахнет свежей выпечкой.
 –  А, может, ты хочешь кушать? Я пельмешков налепила... Славик очень любил…
Маришка не ожидала такого приёма. Смущённо отказалась от пельмешков, но от пирога отказаться не решилась.
 – Спасибо, что пришла, девочка. Ты, доченька, наверное, думаешь, что я от одиночества позвала тебя. Только  я не одинока. Меня навещают внуки, невестка не забывает. Они у меня славные, заботливые. Внук живёт и работает недалеко  от меня после того, как женился. Забегает, как и Славик раньше, на перерыв. Славик…он же всегда на обед ко мне приезжал. А потом перестал. Я поняла – это он тебя навещает. Я ведь знаю, как вы книжку твою всем классом готовили. Радовалась за тебя…и за Славика. Ты, Мариша, мне не чужая. Я очень давно люблю тебя как родную. Только ты не думай, что это бред  выжившей из ума старухи, свихнувшейся от горя. Я просто должна  рассказать тебе всё. Потерпи немного – этот  рассказ не может быть быстрым…
 –  Вот , посмотри, что я храню уже почти сорок лет.
Ольга Васильевна открывает шкатулочку и достаёт оттуда какие-то листочки, исписанные детским почерком.
 –  Это  седьмой класс…
Маришка берёт в руки листочки и читает на них  одну и ту же фразу, написанную как заклинание. Только даты разные на листочках и проставлены явно другой рукой. Фраза такая простая и такая живая – «Люблю Маришку Майорову». Маришка улыбается. Надо же! –  Славик был в неё влюблён. Так трогательно.
– А это восьмой класс… - говорит Ольга Васильевна,  – они, эти листочки были разбросаны у нас по всему дому. Я собирала их, а выбросить не поднималась рука. Сначала я просто умилялась тому, что сын влюбился. Потом переживала вместе с ним. У тебя ведь был мальчик, с которым вы дружили. Аркадий. Вот я и придумала собирать дома девочек из вашего класса как бы в клуб по интересам. Всё надеялась, что ты как-нибудь заглянешь к нам. Тут дальше …девятый класс, десятый… На некоторых листочках он пытался тебя рисовать.
Маришка перебирала эти листочки и не дышала. Никто никогда не подумал бы, что Славик мог так влюбиться. А рисунки удивляли своей схожестью с той девочкой Мариной из далёкого школьного детства.
 –  А, помнишь, как  ты на выпускном вечере сказала, что выйдешь замуж только за военного?... Помнишь?
Маринка не помнила. Ей очень хотелось вспомнить хоть что-то связанное со Славиком, чтобы ответить его маме «да»… Но… В памяти не задержались и эти весёлые минуты выпускного вечера, когда она, мечтая о будущем, заявила всем, что выйдет замуж только за военного.
 –  Тогда Славик ходил на подготовительные курсы в Строительный институт. Мы мечтали, что он станет, как отец, архитектором, но… он поступил в военное училище.
Маришке  стало нечем дышать. 
  – Но ведь, это детство ещё было…, - попыталась она хоть что-нибудь ответить.
  –  Да… детство. Только Славик  надеялся… Да ты, Мариш, не вини себя ни в чём. Я любила тебя вместе с сыном.  Люблю и теперь, - Ольга Васильевна достала фотокарточки. И дальше Маришка  с интересом  наблюдала как Славик из  почти незаметного мальчика  становился красивым мужчиной. Рассматривала лица людей, которые окружали его на старых фото.  Вот только глаза у одноклассника везде оставались грустными .
 –  А знаешь… когда он заканчивал училище, он написал мне чтобы я сходила к тебе …а что я могла? Я позвонила Оле и расспросила её про всех ваших одноклассников. Ты уже была замужем. Тогда Славик как-то стремительно женился и уехал служить за границу.  Брак был ужасен. Это не потому, что я свекровь и мне не угодить с невесткой. Вот Мариша, моя невестка…ты же знаешь, что мою невестку, вторую жену сына, зовут тоже Маришей? Так вот…на чём это я остановилась? Да, вернувшись на Родину, Славик сразу развёлся…. И мы с ним пошли к тебе домой.  Но соседи сказали, что ты переехала в другой город. Вот так… Несколько месяцев сын просто лежал на диване всё свободное время…
                Маришка вспомнила, что, действительно,  уезжала на три года из родного города со своей семьёй. Но вряд ли что-нибудь изменилось бы, если бы Славик застал её тогда в городе.
 –  Потом он как-то успокоился. Но мне не нравилось это спокойствие. Женился. Его жена – Мариша – умная добрая женщина. Она тоже, кстати, учителем работает, как и ты. Я надеялась, что он тебя забыл…
И, вдруг, он забегает на перерыв, и весь светится. Я спрашиваю его – Что? Что такое радостное случилось у нас? Он говорит – А ты отгадай! И, знаешь, девочка, я отгадала. Это он встретил тебя.  Знаю, что он даже не намекал тебе о своих чувствах. Но как он был счастлив видеть тебя иногда, разговаривать, иметь возможность что-то сделать для тебя.  Я тоже была счастлива за него. Вот так дальше и потекла жизнь, в которой только я одна знала чем живёт мой сын. Не плачь, Маришенька. Я рада, что ты всё-таки узнала всё, что ты  пришла ко мне. Знаю, что Славик ТАМ благодарен мне за эту встречу.
А ещё у меня есть книга твоих стихов, где в предисловии ты поимённо благодаришь всех людей, помогавших тебе в издании этой книги. Там есть и имя моего мальчика. И, может быть, ты напишешь когда-нибудь стихи, посвящённые моему сыну.

Дальше …дальше Маришка живёт дальше... Но у неё теперь есть маленькое личное чудо. Вернее, оно и раньше было, да только Маришка не знала о нём.