Надо как деформирующая человека детерминация

Елена Гусаренко
Сначала, мне думается, я восхищалась этим словом. Я родилась 6-тимесячнной, и только эта мантра спасла меня: надо!  надо, чтобы мама не отказалась от меня, когда ей предложили оценить перспективу "живого выкидыша"! - чтобы я , вопреки всем прогнозам, выкарабкалась. Надо - когда я, такая вот вся ущербная, в первом - нормальном - классе оказалась самой читающей. Надо - чтобы, несмотря на усмешки тренера, поплыла - ну и что, что даже на обычной дорожке я, весившая 15 килограммов в 7 лет,  встречала сопротивление воды)) Зато мой первый заплыв на значок "Умею плавать" запечатлело Первое узбекское телевидение, а те, кто видел этот рывок дистрофика и "лягушонка", как меня тогда стали называть товарищи по группе, поняли и приняли... Тогда это "надо" было для меня. Потом - пионерия (ох, как этим "надо" мы стимулировали друг друга, как это было честно и правильно), комитет комсомола ( неделя экологии в Чимгане, старшеклассники  впервые на природе напиваются, я не контролирую уже ситуацию - и, когда сходит сель и все спешно уезжают, я, гонимая этим "надо", потом возвращаюсь, как на место преступления, собираю наши спальные мешки и палатки  (собственность школы), чищу их на папиной изгороди у подъезда - кто,  если не я? Потом "надо" формулировала скорее я, нежели остальные - потому и поступление в ЛГУ (мечтала еще на Каспийском море в 1989 - на смех другим отдыхающим, вслух), и шарахание по коммуналкам, и подработка не по профилю (санитарка в Первом меде)- как "надо обременяющее" не воспринималось. Надо - и все. А потом что-то произошло...  Я "перетащила" сюда половину одноклассников -и мне было легко. Я перевезла из Ташкента родителей - и я была счастлива. Мне было "надо", и я это делала, как дышала. Когда же "надо" наступило мне на горло, как "быть или не быть"? Когда я стала делать то, что должно, без вдохновения, удовольствия, эйфории? Когда моя собственная воля "Лена, надо))", переросла в императив - "Лена! надо!"?  Постоянное долженствование уродует самого субъекта. Более того - оно лишает его силы, которая была у него, не осознавай он, насколько он должен. Радость участия  " я должен!" переходит в тягость "я должен..." И наступает апатия, усталость, рождается сопротивление - и на  шепот где-то за плечом "Надо!" ты вдруг задаешься вопросом - кому? И летит все в Тартарары... И единственное, что надо - это выбраться оттуда настоящим, не сломанным и не уставшим. Потому что в этой жизни есть еще столько, что "Надо!" нам самим..