Пожар в Северном море

Пётр Бутько
  В январе 1986-го года на МРТР-0022 вышли мы из Клайпеды. Путь не близкий, в Западную Сахару, занимает 18 суток, но в этот раз рассчитывали добраться побыстрее обычного. Шли в паре с СРТМК, а у него скорость в полтора раза выше, чем наша, поэтому взяли они нас на буксир и потащили, только кустики мелькали. Балтику проскочили по хорошей погоде, а уже в Каттегате начало задувать с левого борта.  Следовательно, повернув в Скагерраке, должны были получить по зубам.
 
   Сменившись в четыре утра и поужинав, я лёг спать. К этому времени судно уже ощутимо болтало, чувствовались рывки буксирного каната.
 
   Не удалось мне выспаться. Часов в девять  разбудил  старший механик тычком в бок:
   -Вставай, горим!
   -Давно? – глупо спросил я, спрыгивая с койки и нашаривая тапочки.
   Стармех махнул рукой и покинул каюту. По-быстрому одевшись, я побежал ко входу в машинное отделение.
   -Да не там! – донёсся  через кап-люк голос «деда». Выскочив на спардек и заглянув через его плечо в «сушилку», я увидел, что  глушитель дизель -генератора №2 - массивная бочка, обшитая асбестом, дымился, а на мостике из выхлопной трубы вырывался вверх столб пламени.
   -Масло горит, - сказал «дед». - С СРТМК сообщили – отцепляем буксир, выбирайте, а то порвётся в такую погоду. Я питание на лебёдку дал, и вишь что получилось… 
   Только сейчас я заметил, что мы уже не на буксире.
   -Остановить надо, - предложил я.
   -Нельзя, хуже будет.  Я на первый номер перешёл, нагрузку с этого снял, должно  выгореть  потихоньку само. Было такое уже…
  -Может, тревогу объявить? – спросил подошедший капитан.
  -Объяви, пожалуй, на всякий случай. Хрен его знает, сколько там этого масла.

   Капитан кивнул стоящему на крыле вахтенному штурману, тот  нырнул в рубку, сыграл общесудовую тревогу, сбавил ход  до малого. Команда выбралась на палубу, боцман с матросами стали разматывать пожарный шланг.

   Не обошлось, глушитель таки прогорел, струйка горящего масла, смешанного с расплавленным металлом  и хлопьями раскалённого асбеста,  полилась вниз, в машинное отделение, тут же занялось под котлом.
 
  -Туши давай! – скомандовал стармех боцману. Тот направил шланг на глушитель, крикнул штурману:  «Включай насос!», штурман в рубке даванул кнопку… а фигушки! Тишина.
  -Чёрт… - буркнул «дед». – На щите небось выключен…

   Я ломанулся в машинное отделение… а как проскочить через огненную лавину? Пришлось укрыться телогрейкой и прыгать через две ступеньки трапа, рискуя переломать ноги. Очутившись внизу, осмотрел себя, придавил пальцами тлеющий рукав. Машинное отделение заволокло дымом, ничего не видно, в горле запершило. Задержав дыхание, подбежал к ГРЩ  и наощупь нашарил автомат пожарного насоса. Так и есть, выключен. Щёлкнув им, я заорал: «Врубай!» Сквозь грохот дизелей услышал, как заработал насос и вслед затем мат стармеха:
   -Вентиль, вентиль открой! И дизель останови!
   Рванул пусковую рукоятку второго номера в положение «стоп», опять набросил на голову фуфайку, вскарабкался по трапу и открыл вентиль, ёжась от летящих сверху горячих брызг. Затем, откашливаясь,  опять побежал на спардек. Боцман тугой струёй поливал глушитель, но пламя не унималось.
   -Надо сверху в трубу лить, - решил стармех. – Иначе сгорим нафиг.
 
   Я залез на верхний мостик, мельком огляделся. Серое небо, тёмно-зелёные волны с шапками пены, срываемые ветром. «Баллов восемь», машинально отметил  про себя. На горизонте по левому борту узкая полоска берега. «И не доплывёшь по такой погоде». Но переживать было некогда, приняв от боцмана шланг,  я сунул его в трубу, отворачиваясь от огня. В рубке опять включили насос, и холодная вода океана встретилась с раскалённой магмой внутри глушителя. Столб пара рванулся вверх ядерным грибом, затем потихоньку рассеялся. Из дыры в глушителе потекла вода.

   Насос выключили, пламя в машине сбили  уже с помощью огнетушителя, сидим втроём в каюте – стармех, я и третий механик, молча  курим.

   Приходит капитан.
   - Васильич, я не понял, что произошло.  Масло в глушителе откуда? - спрашивает.
   -Кольца хреновые, вот и попадает в цилиндры, - хмуро пояснил стармех. - Нагрузки никакой, только на освещение да на рулевую машину, поэтому температура выхлопа низкая, оно не выгорает, закидывает его в глушитель, там собирается. А как буксир стали тянуть, температура поднялась, вот и вспыхнуло…
   -Ну и что делать будем? Дальше пойдём?
   -Да куда там идти? – говорю. – С одним дизель-генератором? Надо домой возвращаться.
   -Ага, - говорит стармех. – Минимум на год дипломы положим. Месяц только объяснительные писать будем.

   Помолчал, решился.
  -Вот что, Фомич, продолжим путь. Никому не сообщай, мы как-нибудь отремонтируем.
   Кэп пожал плечами, ушёл в рубку. Главный двигатель заработал на полных оборотах, в иллюминаторах было видно, что идём носом на волну.
 
   Стармех всё-таки придумал, как выйти из положения. Была у нас на судне двухсотлитровая металлическая бочка, мы срезали у неё донышко, крышку, саму разрезали вдоль на две половинки, обернули ими сгоревший глушитель, стянули проволокой, размочили в воде листовой асбест до тестообразного состояния, облепили всю эту конструкцию, обмотали асбесттканью  -  и проработали два рейса! Второй номер, конечно, работал громко, но тут уж приходилось мириться…