Болото или карнавал?

Доминика Дрозд
Финское и российское телевидение: великое болото или карнавал?

Возможно, телевидение – это зеркало той страны, в которой оно функционирует. Этакие глаза души, посмотрев в которые, можно составить мнение о народе и его потребностях. Ведь спрос рождает предложение, и какие-то таинственные Гэллапы продолжают и продолжают навязывать сознанию обывателя карнавал, в котором есть место и скандальным ток-шоу, и криминальной чернухе, и другой мишуре для мозга.
Смотришь на всё это веселье и задаёшься вопросом: может, действительно нам весело? Может, действительно, нам хорошо? Может, это просто я такой странный, и не ощущаю состояния всероссийской вечеринки? А ещё хочется спросить себя вот о чём: есть ли места, где всё по-другому?
Далеко ходить не надо. Рядом лежит и тихонько процветает апатичная Финляндия. Для того, кто хоть раз сталкивался с её телевидением, сразу становится ясно: телевидение этой страны – отражение того, что там происходит. А происходит в Финляндии ровным счётом… ничего.
Официальный телевизионный кит финского телевидения, это несколько разделов канала YLE, плюс коммерческие составляющие вроде развлекательных Nelonen и Voice, аналог нашего Муз-Тв. Ну, музыкальный канал трогать бесполезно – этот цветок массовой культуры повсюду одинаков. Разве что подбор местной музыки полюбопытней и не так уж сермяжен по сравнению с российским.
С YLE всё куда сложней. Русские, живущие в Финляндии, иначе как «болото» данный канал не называют. Страна, в которой ничего особенного не происходит, просто не может предложить ничего подобного нашей «Сука-любовь». Или – нет. Может, да почему-то не делает.
Отчего-то в эфир скучного, по мнению некоторых, финского YLE идут как занудно выстроенные блоки новостей и однообразные передачи о ценных качествах съедобных грибов, так и серьёзные документальные фильмы о культуре Финляндии, её природе, истории, всевозможные обучающие программы для студентов, детей, качественное европейское кино, которое на наших каналах не появится отдублированным и через 300 лет, и ещё множество всего того, что никак не связано ни с криминалом, ни с эротикой, ни с подростковым ширпотребом. И всё это хоть и нудновато, в типично финском стиле, но на центральном канале! Как отражение государственной политики в области телевидения!
В таком случае, получается, что тот самый оголтелый карнавал, сыплющийся изо всех телевизионных щелей, как горох, тоже что-то вроде направления нашей политики в области телевидения? Пускай народ веселится, сопереживая похождениям бездельников из Дома-2. Забудем обо всём и посмотрим очередной криминальный романс и на заплатках слатанную мелодраму.
Финское болото хоть и покрыто безмолвием всего-то пятимиллионной страны (население одного только Петербурга), но и здесь есть свои попытки побалаганить. Например, скопировав европейское реалити-шоу «Большой Брат», финны долго носились с его победителем, представителем неопределённой ориентации красавчиком Саули. Но их «Большой Брат» прошёл как-то довольно быстро и безболезненно, в отличие от затянувшихся родовых схваток Дома-2.
На частном канале Nelonen существует некое странное образование, поименованное как «Шоу Криссе». Его ведущая, блондинка чуть за тридцать, Криссе Салминен, можно назвать частью культурного феномена, проявившегося в 2000-е годы в виде Ксюши Собчак и Пэрис Хилтон. Смазливая Криссе, чья главная фишка, это ироничный стёб напополам со сленгом, позиционирует себя как символ всех блондинок, и делает всё возможное, чтобы народ мыслящий убедился в том, что светловолосые женщины – люди неадекватные.
Подобно родимой Ксюше, Криссе сверкает на различных мероприятиях, показно обнимается с местными поп-звёздочками, озвучивает фильмы и приглашает в свою передачу знаменитостей, где, вроде как, вместе с ними прикалывается надо всем и вся. Глядя на каким-то образов выросшую в спокойной Финляндии Криссе, так похожую на порождение массовой культуры России Собчак, хочется спросить: в чём сила и секрет этого феномена?
Возможно, нет ни силы, ни секрета. Как не выпендривается блондинка в финском шоколаде Криссе, ей всё равно никогда не дотянуться до планки дочери говорливого сенатора от Бурятии, отнюдь не иронизирующей над собой блондинки Ксюши, устраивающей публичную порку разным радиожурналистам, матерящейся в эфире одного из сетевых каналов и затевающей пьяные оргии на звёздных междусобойчиках. По крайней мере, Криссе работает на канале, который вместе с её пустячковым шоу транслирует хитовые сериалы со всех стран мира, давно прошедшие проверку временем и народной любовью по всему миру, а не субъективным мнением чиновников от телевидения.
Как бы не скучно казалось с первого взгляда финское телевидение, всё время тянет сравнить его с нашим, и получить ответ на вопрос: что лучше, подобное болото, или разящий самогоном балаган вроде «Наша Раша». И если состояние телевидения напрямую зависит от состояния в обществе, то не стоит ли призадуматься о том, что подобное веселье больше напоминает болезненные репортажи из жёлтого дома, и скука по сравнению с ним выглядит куда как здоровей и естественней.
А уж о том, отчего у нас на телевидении так подозрительно «весело», можно спорить долго. И если кто-то пищит от восторга от «Комеди Клаб» и искренне сопереживает героям Дома-2, то, значит, это кому-то нужно. Или выгодно. Или же, что ближе к истине, мы сами смотрим в наше телевидение, как в мистическое зеркало российской души и пытаемся поверить в то, что живём лучше и бодрей, чем в болотистой Финляндии.