Жертва зависти

Сестры Ивенс
Отзыв на публикацию Юлии Ли-Тутолминой  «Свет Божественного в каждом из нас»

В 2000-м году я была в Минской филармонии на концерте, посвященном  250-летию со дня рождения Сальери. Редкая возможность услышать произведения этого композитора в наше время. Но если бы в афише вместо Сальери написали Глюк или Моцарт, публика была бы от музыки в восторге. А так - наслаждения лишала фамилия Сальери.

Бедный Сальери! Он пал жертвой людской ЗАВИСТИ!

*«Давняя легенда связывает имя Сальери с именем Моцарта как предполагаемого его убийцы. В России, благодаря маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» (1831), положенной на музыку Римским-Корсаковым (1898), имя Сальери стало нарицательным для обозначения завистливой посредственности. Легенда о причастности Сальери к смерти Моцарта имеет хождение и в некоторых других странах, чему свидетельство — пьеса Питера Шеффера «Амадей» (1979) и основанный на ней одноимённый фильм Милоша Формана (1984).

Однако на родине композитора даже не подозревали о существовании этой легенды, пока в Италию на гастроли не приехал английский театр с пьесой Шеффера. Именно эта пьеса, вызвавшая негодование в Италии, побудила Миланскую консерваторию инициировать процесс над композитором — по обвинению в убийстве Моцарта. В мае 1997 года суд, заседавший в главном зале миланского Дворца юстиции, заслушав свидетелей обвинения и защиты (исследователей жизни и творчества Моцарта и Сальери, а также врачей), вынес оправдательный приговор: «НЕ УБИВАЛ».

Но многие из нас до сих пор остаются сторонниками лживого обвинения Сальери. Таким образом,  сами мы оказываемся жертвами  СПЛЕТЕН.

Объективно же ситуация такова:

*«Судьба слишком благоволила к Сальери: на протяжении многих лет он занимал в Вене высший музыкальный пост, обладал немалой властью, был едва ли не самым успешным композитором своего времени, при жизни Гайдна и Моцарта он был официально признан первым композитором Вены — всё это не могло не сделать его естественным объектом зависти не столь удачливых коллег.
 
Кроме того, он был чужаком (итальянцем по происхождению, но жил в Австрии) и уже по этой причине вызывал подозрения в покровительстве соотечественникам. Венский двор с давних пор привечал итальянцев, но «итальянское засилие» ещё до возвышения Сальери (до него придворным капельмейстером на протяжении 15 лет был итальянец Джузеппе Бонно) вызывало недовольство у австрийских композиторов. Как полагает П. Бускароли (исследователь биографии А.Сальери), в легенде о причастности Сальери к смерти Моцарта в символическом виде отразились «месть и реванш, который в конце концов взяли немецкие музыканты над итальянцами, что держали их в подчинении в течение двух столетий».

Один из многочисленных австрийских учеников Сальери, Йозеф Вайгль, написал на его могиле:

Упокойся с миром! Очищенному от праха
Пусть вечность воссияет тебе.
Упокойся с миром! В вечной гармонии
Твой дух ныне раскрепощен.
Он выразил себя в волшебных звуках
Теперь витает в вечной красоте.

Оставим дух Сальери в покое, не станем поддерживать лживые обвинения в адрес невиновного человека. Обратимся к себе, любимым. Откуда же в нас желание обвинять Сальери?  Откуда оно взялось? Где корни этого греха?

Что интересно: в Неделю 4-ю Великого поста Церковь совершает память преподобного Иоанна Лествичника (около 570-649 гг.), подвижника, проведшего всю жизнь в монашеских подвигах. Главный памятник его жизни – «Лествица» (лестница) – написанное им РУКОВОДСТВО для восхождения к духовному совершенству.

С надменностью потомка слушала я о «Лествице» в проповедях священников. Но Дух сказал: Прочти сама! Какую удивительную философскую глубину и простоту (!) открыла я для себя в этой книге! И приблизилась я к пониманию истины, что и вам советую сделать (книга доступна в Интернете).
 
Вот только некоторые выдержки из  главы 10 «О злословии и клевете»**

      1. Никто из богомудрствующих, как я думаю, не будет противоречить тому, что от НЕНАВИСТИ и ПАМЯТОЗЛОБИЯ рождается злословие. И так оно после своих родоначальников по порядку мною и предлагается.
      2. Злословие есть исчадие ненависти, тонкий недуг; большая сокровенная и таящаяся пиявица, которая высасывает и истребляет кровь любви; лицемерие любви; причина осквернения и отягощения сердца; истребление чистоты.
      10. Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому сею страстию недугуют, что не имеют совершенной и постоянной памяти и попечения о своих согрешениях. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящимся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакание и самого себя не достанет ему времени, хотя бы он и сто лет прожил, и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез.
      16. Как добрый виноградарь вкушает только зрелые ягоды, а кислые оставляет: так и благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие в ком-либо узрит; безумный же человек отыскивает пороки и недостатки. О нем-то сказано: испыташа беззакония, изчезоша испытающия испытания (Пс. 63, 7).
 
Русский перевод Пс. 63:
7  Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже во внутренней жизни человека и до глубины сердца.
8  Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены.
9  Языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них.

      17. Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, не осуждай; ибо часто и они обманываются.

Так как же быть: писать критические отзывы или воздержаться?

*- материалы из Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
** - Иоанн Лествичник, «ЛЕСТВИЦА ИЛИ СКРИЖАЛИ ДУХОВНЫЕ» преподобного отца нашего ИОАННА игумена Синайской горы.