Рецензия на мюзикл Белка и Стрелка

Олег Татков
«Космический десант в ДК МИИТ»

У психологов есть  постулат. Поймёшь мотивацию действий – поймёшь человека...


Понять создателей мюзиклов в России, мне лично очень нелегко.


Предприятие это по определению одно из самых дорогих в постановке. Требуется огромное количество дорогих костюмов, декораций, свето-, цвето-, звуко- аппаратуры и группы инженерного сопровождения. Действие идёт вживую, поэтому актёры привыкшие на ТВ открывать рот под фонограмму и принимать картинные позы здесь не участвуют по слабости таланта…
Ведь проще всего, дешевле, быстрее и доходнее – современная российская антреприза. Берутся два стула, зеркало, искусственный фикус, аляповатая картина, два актёра мужского пола и одна актриса. Желательно – ну чтобы хотя бы один из участников спектакля снялся в паре-тройке сериалов.


Всё,  – тема, автор, фабула «спектакля» не имеют никакого значения. Любовный треугольник, подобие стриптиза на авансцене и незатейливый сюжет с двумя-тремя гэгами «на грани» через каждые 15-20 минут. И, – ну чесать по городкам и весям Черноморского  побережья Кавказа – от Адлера до Геленджика где-нибудь в августе-сентябре с двумя «спектаклями» в день. Отдыхающая публика и так счастлива,  - а по  географическому происхождению, -  и вовсе неприхотлива в театральных  своих пристрастиях, - поскольку не избалована ими по  «месту регистрации»..  К тому же,  -  находясь в перманентной «расслабухе»  от постоянного вдыхания запаха горелого мяса под названием «шашлык-машлык»   и  парами «Домашнего вина»,  сварганенного местными «виноделами» из «Юппи»  с любой алкоголь содержащей «химией»,  - курортные  «театралы»  готовы  воспринимать любое действо как реликт «высокого искусства в непосредственной близости от места санаторно-курортной реабилитации… Бывают, конечно,  исключения, но до них надо до центра Сочи «пилить в огнедышащей»  электричке или автобусом по серпантину «дороги смерти» Джубга - Адлер....


Ну да ладно, - я собрался рассказать о хорошем и качественном действии – мюзикле «Белка и Стрелка», премьера которого состоялась накануне дня космонавтики на сцене столичного ДК МИИТ.  Мюзикл поставлен по мотивам популярного мультфильма «Белка и Стрелка». 
Впечатление самое первое и самое сильное – мюзикл сделан с любовью в Родине, к её недавнему советскому прошлому.

Только ленивый не писал о том, что Россия (читай СССР – Авт.) – страна с непредсказуемым прошлым. И если у историков ещё есть возможность «прикоснуться к источнику» – историческим документам того времени, то люди искусства этой возможности либо лишены, либо игнорируют её в поисках одной им лишь ведомой «художественной» парадигмы.
С учетом того, что в искусство приходит поколение,  выросшее уже после распада СССР,  наметились две взаимоисключающие особенности. С одной стороны, - мы видим произведения о советских людях,  которые все поголовно жили в ГУЛАГах (фильм «Край», к примеру), а с другой стороны, - на экранах и сценах - сытая довольная жизнь людей,  всех поголовно живших на ВДНХ (фильм «Шпион», к примеру), сделанных визуально по принципу, -  «Лузер красит нежным  цветом стены древнего Кремля»….
Очевидно, что истина где-то между этими полярными изысками нынешней арт-молодёжи.
Мюзикл «Белка и Стрелка» очень удачно избежал политической полярности, что делает его идеальным для семейного просмотра, в котором взрослые поностальгируют о своей молодости, либо о молодости своих родителей, а дети узнают, что первыми в космосе были мы – нынешние россияне, потомки советских людей... Это очень актуально, потому что в Риме, к примеру, - в музее космонавтики, -  эпоха управляемых космических полётов в фильме, который там демонстрируют для посетителей, начинается с полётов американцев….
В мюзикле очень много нюансов, как музыкальных, так и визуальных. С одной стороны декорации,  напоминающие фильм «Цирк», с другой ультрасовременные 3D технологии. С одной стороны лирические мелодии, напоминающие песни Гелены Великановой,  Марка Бернеса, Булата Окуджавы, -  с другой стороны танцы в стиле рэп и хиты в стиле «Неприкасаемых» и Гарика Сукачёва. И что ещё очень подкупает – абсолютная самоотдача, с которой работают все без исключения актёры, занятые в постановке. Даже с последнего ряда видно как у них горят глаза, как они «пашут» вживую, и ещё видно, что это им доставляет удовольствие. Это настроение моментально передаётся зрителям, причём дети, которые по-определению фальшь не приемлют, - начинают танцевать в креслах и хлопать без подсказки взрослых…
После премьеры мне удалось поговорить с одним из главных создателей мюзикла «Белка и Стрелка» - Генеральным директором компании «КиноАтис» Вадимом Сотсковым, создателем  серии анимационных фильмов о Белке и Стрелке, нашедших свое воплощение теперь и на сцене.

1. Зачем люди так заморачиваются и ставят такие сложные постановки, как мюзикл? Почему не шоу ростовых кукол или детский утренник?

-  Вадим Сотсков
Мюзикл, как жанр, заранее предполагает высокий уровень постановки, а мы стараемся выпускать только качественные продукты. «КиноАтис» – студия анимационных фильмов, на которой работают профессионалы высочайшего класса в своей области. Серия анимационных фильмов, объединенных названием «Белка и Стрелка», выходящих в сотрудничестве с ВГТРК и при поддержке Министерства культуры РФ - один из главных больших проектов студии в настоящее время. Все проекты выполнены на высоком уровне, который не раз отмечали как эксперты отрасли, так и зрители. Анимационный фильм «Белка и Стрелка. Звездные собаки» был первым российским полнометражным фильмом, который вышел в формате 3D, получил множество наград российских и международных кинофестивалей и самый престижный российский приз – «Золотой орел» как лучший анимационный фильм 2010 г. Сериал «Белка и Стрелка. Озорная семейка» бьет рекорды популярности на российском ТВ. Поэтому и к созданию театрализованного шоу для детей мы подошли серьезно, чтобы адекватно представит на сцене известное и любимое многими кино. Шоу ростовых кукол, кстати, мы тоже планируем, в первую очередь для тех небольших городов России, где просто нет подходящей сцены для показа мюзикла. Но надеемся, что и оно будет интересным.
К тому же, мы сами являемся родителями, и интересы детей, и не только  собственных, но и всех наших юных зрителей, их потребности для нас совсем не пустой звук, мы их знаем, изучаем, на них ориентируемся. Хотелось сделать для всех детей настоящую качественную постановку. Собственно, к идее создания спектакля нас и подтолкнула заявка детей.

2. И как это произошло?

Вадим Сотсков
-  Ну не совсем детей, а владельцев региональных театрально-концертных залов, которые жалуются на дефицит детского театрального репертуара в регионах. Около года назад один из владельцев такого зала позвонил в нашу компанию и спросил, есть ли у нас спектакль «Белка и Стрелка»? Не моргнув глазом, мы ответили, что уже ставим. Так и началась история мюзикла, пришлось выполнять обещание.

3. А почему  именно мюзикл?


Вадим Сотсков
-  Дети – веселый народ, а какое веселье без музыки и танцев? И только когда работа закипела, мы осознали, в какое серьезное дело мы ввязались. Ведь мюзикл - самое сложное и рискованное «предприятие» из всего, что можно поставить в театре. На какой-то момент стало даже немного страшно. Но когда послушали первые варианты песен и музыки, написанной композитором Андреем Косинским – чувство неуверенности пропало, стало ясно, что основа спектакля уже есть, и результат будет очень хороший.

4. Вы не поверите, но этот Новый год я встречал в кампании своего друга – космонавта Юрия Лончакова и мы смотрели 1 января мультик «Белка и Стрелка», который ему подарил сын Кирилл. Реакция Юрия Валентиновича на мультфильм - это отдельный рассказ, - но чувствуется, что Вы знакомы и с профессиональными особенностями жизни обитателей Звёздного городка, и даже с их сленгом.
 
Вадим Сотсков:
-  Вот об этом и речь. Идея «Белки и Стрелки», я имею ввиду фильм, вообще изначально родилась после просмотра документальных кадров хроники. Когда мы с Сергеем Зерновым – генеральным продюсером всей серии фильмов «Белка и Стрелка», а также мюзикла, посмотрели несколько лет назад на ЦНФ документальный фильм о полете собак-космонавтов на орбиту Земли, стало ясно, что это – отличная тема для больших проектов – очень живая и героическая одновременно. В фильме мы старались учесть все реалии происходивших событий, вплоть до мелочей. Вплоть до того, что у Белки после полета родились щенки, которые и стали прообразом наших веселых щенков из сериала «Озорная семейка».

4. А в мюзикле эта историчность находит место?

Вадим Сотсков:
- Сцена диктует свои правила и ограничения, в спектакле невозможно воплотить все так же, как в фильме, есть еще и понятие образной выразительности персонажей на сцене, которое требует пренебречь некоторыми деталями. Вот приведу такой случай. Изначально костюм Казбека - одного из главных персонажей, тренера команды космонавтов выглядел немного странно -  в нем сочетались гимнастерка, отсылающая к суровым сталинским временам, "пиночетовская" фуражка с высоченной тульей, гигантские брежневские ордена, прикрепленные прямо на гимнастерку. Костюм, представляющий дикую смесь элементов военной одежды разных времен и народов, рисовал образ героя этаким злым и жестоким, туповатым военным, надсмотрщиком, винтиком в карательной тоталитарной махине. Между тем, все, что связано с космосом, а это рубеж 1950-60-х гг, принадлежит к другой эпохе – эпохе романтиков, энтузиастов, интеллектуалов, покорителей звездного пространства. Изменив полностью костюм героя, мы вступились и за историю, и за тех, кто строил нашу космическую отрасль, и сделали образ Казбека более благородным, «человечным», если можно так сказать о собаке.

5. Вопрос: А окупаются ли такие проекты, как мюзикл, каковы ваши оценки коммерческой составляющей?
 
Вадим Сотсков
- Для постановки мюзикла мы выбрали команду, которая много лет успешно существует на рынке детских развлечений, являясь одним из ее лидеров – компанию «Триумф». Ее мюзиклы – «Бременские музыканты», «Лукоморье», «Малыш и Карлсон», «Остров сокровищ» являются очень качественными шоу, которые идут  на московских сценах с аншлагами уже в течение нескольких лет, окупившись и принося прибыль. Немаловажно, что все эти спектакли сделаны полностью самостоятельно, и не являются адаптацией известных бродвейских мюзиклов к российской сцене. Так что положительный опыт наших коллег позволяет рассчитывать и на коммерческую отдачу мюзикла «Белка и Стрелка», несмотря на серьезный масштаб и техническую сложность, а значит и затратность постановки. К созданию спектакля генеральный директор ПЦ «Триумф» Алексей Пеганов привлек очень талантливую и профессиональную команду. К тому же  мюзикл поставлен на популярную сейчас у детей благодаря мультикам тему. Все вместе это позволяет рассчитывать и на коммерческий успех. По крайней мере, на первых представлениях залы были полными, значит интерес к постановке есть.

6. А что значит серьезный  масштаб постановки?
Вадим Сотсков:
В мюзикле задействовано более 25 актеров, одновременно выходящих на сцену, множество смен костюмов, 3D декорации, полеты над зрительным залом…

7. Полеты куда?


Вадим Сотсков:
-  В космос, конечно …

 

8. Вы сказали, мюзикл идет при полных залах. А билеты дорогие?

Вадим Сотсков
-  Билеты не самые дорогие для такого представления, их цена позволяет пойти на мюзикл всей семьей без особого ущерба для домашнего бюджета. В спектакле активно продвигается тема дружной семьи, взаимопонимания, уважения и взаимовыручки между детьми и родителями. А значит, и прийти на шоу  зрители должны всей семьей. К сожалению, есть такие дети, у которых нет семьи. Это отдельная, совсем невеселая тема. Но и они могут посмотреть спектакль, мы активно приглашаем на мюзикл воспитанников детских домов или детей из малообеспеченных семей, делая поход в театр доступным и для них. У нас уже побывали воспитанники благотворительного фонда Ксении Алферовой, Оксаны Федоровой и многие другие ребятишки.



9. А мнение детей о спектакле вы изучаете? Какие отзывы?

Вадим Сотсков
-  Специального исследования пока не проводили, но отзывы  положительные. Оно и не удивительно, если учесть, сколько души вложили создатели в это шоу. Вообще все, кто делал постановку, отнеслись к ней не просто крайне серьезно и неформально, но с такой высочайшей долей участия, как будто пытались рассказать не о собачках, летавших в космос, а о себе, о своих мечтах, о своем детстве, о своих родителях. То же самое можно сказать и о работе актеров – они играют с таким упоением и энтузиазмом, что иногда самому хочется выйти с ними на сцену. Спектакль очень далек от того, что называется "плановая постановка", он очень теплый и живой. Не было на спектакле ни одного равнодушного человека, который "просто делал свою работу". Очень разные люди, с разными интересами и амбициями, действительно стали одной командой, объединившись темой Белки и Стрелки. Это говорит о том, что тема космоса, космических первопроходцев, очень глубоко сидит в каждом из нас с детства, где-то в подкорке, а Юрий Гагарин и Белка со Стрелкой - прямо как родные, как члены семьи для очень многих людей разного возраста, статуса и жизненного опыта, настоящие, а не придуманные, национальные герои. Надеюсь, что это настроение передастся и всем юным зрителям. Отличным показателем отношения детей к спектаклю и самым большим комплиментом создателям были вопросы от наших юных зрителей на площадке после просмотра мюзикла: «А будет ли продолжение? Так не терпится посмотреть!»

10. А, кстати, продолжение будет?

Вадим Сотсков
-   Будет обязательно! Только пока не на сцене, а в кино. Продолжение приключений Белки, Стрелки, Казбека, Вени и других героев совсем скоро, к будущему новому году, зрители увидят в новом полнометражном 3D анимационном фильме «Белка и Стрелка. Лунные приключения». Вы уже догадались, где будет происходить действие. А вот что там приключится, на другой, невидимой нам стороне Луны – узнаете посмотрев фильм. Обещаем захватывающий и неожиданный сюжет, динамичное действие, много юмора, спецэффекты и очень качественную анимацию.


ПОСЛЕСЛОВИЕ
Создатели мюзикла не упомянули еще об одной очень важной истории, к которой они тоже стали причастны. Постановки на тему освоения космоса помогают детям воплотить свою мечту, обрести уверенность в себе, найти общий язык с родителями,  и даже узнать что-то новое об истории своей страны. Но самое главное – космос помогает детям победить тяжелую болезнь и обрести вторую жизнь. В СМИ уже рассказывали о благотворительной акции отряда российских космонавтов «Мы хотим показать Вам Землю», начал которую Герой России Юрий Лончаков в своём крайнем (космонавты не употребляют слово последний- Авт.) полёте в космос. Так получилось, что  полёт совпал по времени с лечением в московском НИИ детской онкологии мальчика Саши Гаврилова, которому Юрий Валентинович посылал из космоса свои фото и даже звонил. Мальчишка выздоровел и они с Юрием Лончаковым встретились и подружились, а фотографии, которые космонавт высылал с орбиты Саше, легли в основу благотворительных фотовыставок «Мы хотим показать Вам Землю», которые отряд российских космонавтов показывает в различных городах России и затем дарит детским онкологическим центрам. Сейчас эта выставка планируется в холлах  ДК МИИТ, в котором идёт мюзикл, и после окончания показа будет передана больным детям вместе с другими подарками от создателей мюзикла «Белка и Стрелка» и сотрудников ИТАР-ТАСС – информационных спонсоров акции. В планах создателей мюзикла – специальный благотворительный показ спектакля детишкам, которые сейчас находятся на лечении в НИИ детской онкологии.


Публикации по теме - http://www.itar-tass.com/c30/702675.html