бегство

Виктор Россинский
                БЕГСТВО
             Наша семья, в составе папы Пети, мамы Люси и шестилетнего Вити
автора этих воспоминаний, бежала из Днепропетровска на Урал, то ли спасаясь от голода, то ли от ВЧК;  отец в 1919- 21 годах служил в «гвардии Лейб»  (не путать с лейб- -гвардией его императорского величества) - личной охране Лейбе Троцкого.
        Вторая версия представляется мне более романтичной, но менее вероятной, т.к. на
 дальнейшей карьере отца это общение с лютым врагом Сталина никак не отразилось.
 Возможно, и  на старуху бывает проруха – я имею в виду не отца
         Подробности пробега Днепропетровск – Орск в памяти моей никак не отразились,
а вот приезд в маленькую, но уже испытавшую на себе все ужасы раскулачивания, деревеньку Сара (ударение на втором слоге) запомнился надолго. Большинство добротных домов, ранее принадлежащих «кулакам и подкулачникам», пустовали и были,
благодаря трудовому воодушевлению главной опоре советской власти – беднякам, на 50%  лентяям и пьяницам, полностью, вплоть до полов и крыш, ободраны и обобраны.
 В Сару из Орска добирались на одной из первых грузовых машин ГАЗ – АА, сошедших с первого же в СССР конвейера в этом же 1933 году.  Народная мудрость гласит, что первый блин комом, можно сказать, что и первый советский автомобиль был комком плохо обработанных и плохо подогнанных друг к другу деталей, издававших хором дикую какофонию труднопереносимых звуков. Сюда надо добавить дорогу, состоящую из колдобин, рытвин, ухабов и пыли. Поэтому не стоит удивляться, что шестилетний Витя запомнил эту дорогу на всю оставшуюся жизнь.
          Но…это были цветочки в сравнении с тем домом, в котором нас собирались поселить. Приехали мы глубокой безлунной ночью, каким-то чудом шофер нашел нужный дом и убежал искать самогон, даже я его понял. Несколько лет тому назад это был один из лучших домов деревни, краса и гордость Сары. Теперь…открыв непонятно как и зачем уцелевшую дверь, папа Петя захотел, согласно освященному веками церемониалу новоселья, внести маму Люсю в дом через порог. Мама Люся благоразумно
отказалась, тем самым спасая себя от серьезной травмы. Мама Люся не  была экстрасенсом, она обосновала свой отказ двумя причинами:
1) не было порога,
2) за дверью зияла черная пустота.    
  Папа Петя тоже не был экстрасенсом  и неблагоразумно шагнул через виртуальный порог  в реальную пустоту… раздался истошный вопль, в котором сквозь каскады ругательств на русском, украинском и на языке идиш можно было разобрать:
         - Я в каком-то … подполе! Ничего не вижу, выньте меня! Куда мы попали?! …
Сейчас, в начале ХХ1 века, я думаю, что в 30-х годах ХХ века очутиться в подполе было
значительно комфортнее, чем, даже, в виртуальном подполье.
        На очень редкий в то время и в тех краях звук визжавшего мотора и нередкий в тех краях мат начали собираться собаки и люди – немногочисленные жители Сары: саране или саранцы до сих пор не знаю, как правильно? Собак было значительно больше и они, так и не поняв, что случилось, громко лаяли. Саранцы, наконец уяснив ситуацию, не менее громко смеялись, но папу Петю из подпола благополучно вытащили.
- Ну, куда вы полезли? Разве не видели, что дом ободран! Вы что – не соображаете?
Теперь нужно сказать, что в Сару мы приехали не случайно: недалеко уже началось строительство медеплавильного комбината, образованные кадры были очень нужны,
и родители приехали туда по контракту (а, может, по призыву партии или комсомола,
точно не знаю). Как принято при социализме, завод начали строить значительно раньше
жилья для строителей, и приезжавшие специалисты селились в окрестных деревнях.
Таким образом, мы были не первые, поселившиеся в Саре и выбравшие этот дом: именно
поэтому смех саранян был таким громким, и громче всех смеялись приезжие, уже побывавшие в аналогичной ситуации.
-      -  А зачем сняли крышку от подпола? – попробовал возмутиться папа Петя.
-               -   Не одному же мне быть дураком! -  совершенно справедливо ответил один из приезжих.                Однако, все окончилось благополучно. Нас отвели в заранее приготовленную избу, накормили вареной картошкой (меня), ею же с самогоном (родителей), и уложили спать. Спали мы на полатях. Знает ли сейчас городская молодежь, что такое – полати? Это одно из величайших изобретений русского крестьянина, не менее важное, чем лучина и соха. Полати – это широкие нары, расположенные под потолком избы между огромной русской печью и противоположной ей стеной. На полатях было всегда тепло и сухо, там спали, сушили картошку и лук, грызли семечки, оплевывая шелухой тех, кто сидел на лавке под полатями. Я даже думаю, что более высокая рождаемость в деревнях по сравнению с городом объясняется наличием полатей в русских избах.