Слезы Анны Шмидт

Алексеевна Наталья
     Красив и славен старинный российский город Астрахань. Там что ни улица, то история, что ни дом, то памятник старины. Много легенд  и сказаний сложено об этом  уникальном городе, его горожанах. Бабушка моя, коренная астраханка, мастерица была рассказывать их. Вспомнилось мне предание об Анне Шмидт.

     Давным давно жил в городе богатый купец Иохим Шмидт. Лавки его ломились от товаров, дома от изобилия, а тугая мошна от денег. Но главным свои богатством, своим сокровищем считал Иохим свою молодую жену Анну. И правда, кто видел Анну, говорили - красавицы, кто слышал ее, говорили - умница. Бела как лебедь, грациозна, как лесная лань, красива, как яблоневый сад весной и цветочная поляна летом.Всегда весела, добра и рассудительна. Крепко любил ее Иохим.

     Но случилось так, что в одночасье Анна умерла. То ли по причине людской зависти, то ли от болезни, предание об этом умалчивает.

     Не утешен был Шмидт. НЕ стало ему жизни без лика любимой жены.
     И решил он поставить Анне необычный памятник. Заказал самому лучшему ваятелю изготовить из белого мрамора статую, где Анна была бы в полный рост.

     Через некоторое время заказ был исполнен. Когда с памятника сдернули покрывало - оторопел Иохим: перед ним стояла его красавица Анна. И только холодный блеск мрамора, да пустые глаза говорили, что это всего лишь камень.

     С этого времени не было ни дня, чтобы Шмидт не приходил  на могилу жены. Вскоре Иохим уже не мог понять, любит ли он ту, умершую Анну, или этот ее каменный образ.

     Прошло время. Жизнь взяла свое. Во второй раз женился Иохим Шмидт. Взял он в жены из своих, из купеческих - молодую вдову Катерину. И по всему было видно, что хорошо зажили молодожены в новом доме.

     Но в сердце Катерины с первых дней замужества поселилась тревога.Каждую минуту чувствовала она холод и отчуждение исходящие от мужа. И еще для нее было загадкой: куда супруг уходит каждый день  после обеда.
     Решила проследить за ним. Потихоньку, таясь дошла она за Иохимом до кладбища, там он пришел на могилу покойной жены. Катерина с замиранием сердца стала наблюдать. То что она увидела далее очень испугало и рассердило ее.

     Муж подошел к статуе, обнял ее. Потом стал целовать  каменные руки, гладить каменные  плечи, шею и лицо.При этом разговаривал с памятником, как с живым человеком.

     Не помня себя, побежала Катерина с кладбища и не заметила, как очутилась дома. Когда позднее пришел Иохим, ничего она ему не сказала, а обняла и поцеловала. А сама стала думать, как отвадить мужа от каменной бабы. Думала, думала и придумала.

     Рано утром взяла она смоляного вара и пошла на кладбище. Там она облила этим черным варом статую Анны.

     Как всегда Иохим спешил на свидание с белоснежной красавицей статуей. Но встретило его черное изваяние. Несколько дней Шмидт пытался очистить божественный лик, но так и не смог. Сегодня статуя чиста и бела, а назавтра ужасные черные пятна вновь проступали на мраморных лице, плечах и лице.

     И вскоре , некогда прекрасное, а теперь уже оскверненное изваяние, уже больше не напоминало Иохиму прекрасный лик его Анны. Все реже и реже стал бывать на могиле жены Иохим Шмидт, а потом и вовсе забыл туда дорогу.Поговаривали, правда, что он купил имение под Тверью и уехал. И заросла тропинка к могиле Анны Шмидт.

     Случилось так, что  один художник решил написать пейзаж со статуей. И выбрал он для натуры памятник Анны.

     Сегодня свои зарисовки начал он с утра.К концу дня порядком устал и собирался уже уходить. И друг заметил, что глазницы статуи наполняются влагой, а в следующее мгновение крапные капли, как следы покатились по каменным щекам. НА следующий день зарисовок  повторилось то же. И в последующие дни: как день на сходе - у статуи слезы.

     Весть о плачущей статуе облетела город. Многие приходили посмотреть на это чудо. "Анна плачет, и сегодня не дождалась она своего любимого мужа" - так говорили в народе.

     Прошло много лет. Мне посчастливилось побывать на могиле Анны Шмидт. Тогда я еще маленькая девочка, стояла перед обветшалой, но еще прекрасной статуей молодой женщины и ждала чуда. На исходе каждого дня слезы Анны Шмидт все катились и катились по испещренным временем каменным щекам.

    Наверное можно научно обьяснить этот феномен, уверена, что разгадка к этому явлению давно уже найдена. Но тогда, почти полвека назад, я смотрела на это очевидное, которое казалось невероятным.