Шишовка... 10 -11гл

Елена Варнавинская
                -10-
01.12. Хочу, чтобы они думали, размышляли. Сегодня Оля Груздева на литературе порадовала. Все притихли, слушая девочку. А голос у неё дрожал, значит, чувствует то, о чем написана поэма.Хоть в одном человечке что-то затронула, осели мысли и слова.Оказывается, так радостно видеть результаты своего труда.Да, Миша Кудряшов испытывает моё терпение. Я мужественно держусь.Верю, что он - лучше! Спит сейчас, а завтра начнёт крутиться, вслух выкрикивать. А я вот и о нём думаю.Надо поговорить с ним после уроков. Решила организовать концерт для родителей в клубе. Сейчас по "Маяку" звучит песня "Разреши мне назвать тебя другом..."Как я соскучилась по тебе, мой любимый и единственный. А вдруг за годы разлуки мы стали другими. Жду встречи...А письма твои такие  нежные! Нет, никто не умеет так любить и ждать.Я просто счастливая.

03.12. Я была в  зимнем лесу. Если скажу "чудо", то ничего не скажу. Небольшой группой на лыжах отправились в лес. Ели и сосны высоченные, все в снегу. Подошли к одной сосне, мальчишки стукнули палками по ветвям, и нас всех завалило по пояс снегом.Откапывались...Небо голубое,лёгкий морозец! Воздух просто пьёшь, как вкусное молоко из холодильника.Да, я ненамного их старше, сама не прочь подурить. Испугались звериных следов! А ещё сняли лыжи, плюхнулись навзничь, лежим , смотрим в небо и поём. Такая чистота в природе, и на сердце чисто! Мне хочется, чтобы такая размеренная и настоящая жизнь продолжалась всегда. Наверное, никогда не смогу забыть эту деревушку и моих первых учеников...

05.12.Люблю утро, когда не хочется выползать из-под одеяла. Видишь тётю Нюру у печки, тени от горящих дров прыгают по потолку, стенам. А сколько снегу навалило, сугробы по пояс. Уже бегаю в валенках. Нравится! Люблю утром наблюдать, как оживает, просыпается деревня... Сколько тропинок проложено жителями, спешащими на работу... Со всех сторон слышу:"Здравствуйте, Светлана Алексеевна!" Люблю тополя за речкой,заденешь веточку - легкий снежный дождь летит на тебя.Люблю  розовые пушистые облака на горизонте...А потом звонок на урок, подходишь к двери и думаешь:"А что сегодня  я смогу дать детям? Как сделать, чтобы им было интересно учиться, чтобы думали, говорили, общались,раскрывались..." Это самое незабываемое мгновение.Открываешь дверь -и перед тобой чистые, нежные детские души...Нельзя обидеть, обмануть!

07.12. Где-то в общежитии девчонки готовятся к семинарам, переписывают друг у друга конспекты. А я с особым трепетом перечитываю Тургенева под завывание метели.

08.12. Какая здесь тишина! Вначале не могла надышаться этим чистейшим воздухом, а теперь наслаждаюсь тишиной.Правда, очень испугалась,когда ночью услышала за спинкой дивана, в стене, шуршание. Даже хозяйку разбудила. "Это мышки скребутся, не бойся!"- успокоила она. А я всё равно их боюсь. Вчера рано отключили свет,  уроки готовила  при свете керосиновой лампы. Это просто фантастика!

09.12. Сегодня в 8 классе проводила урок по любовной лирике Пушкина. Недавно сама была ученицей, сидела рядом с В.Б...Когда меня вызвали читать стихотворение "Я помню чудное мгновенье",посвященное А.П.Керн", я покраснела, потому что он так смотрел на меня... Промелькнул в моей жизни. Кажется, что когда-то я очень ошиблась в нём. А он из тех, кто бросился бы за мной в любую пургу, принёс бы цветы зимой. А я,по обыкновению, приняла бы их спокойно. Какие мы дуры,девчонки! Когда счастье рядом, само стучится в дом, отталкиваем, всё ждём необычного, а потом мучаемся, страдаем. А он любил,любил... И промелькнул! Однажды на перемене перед последним звонком стояли и мечтали о том, кто кем станет, где будет жить.Когда я сказала, что нас жизнь разбросает по белому свету из Мурманска, он при всех сказал:   "Светка, я тебя и через сто лет найду!" Хочу, чтобы он был счастлив.

10.12. Полина Архиповна была на моих уроках, похвалила, сказала, что попросит вызвать меня ещё весной. Приятно!А моя хозяйка с радостью сообщила, что в магазине слышала разговор родителей о том, что я умею открывать таланты в детях.Правда, уже два концерта в клубе провели и литературный вечер, посвящённый А.С.Пушкину.Завтра четыре урока. Гашу керосиновую лампу. Целую моего любимого Мишку и весь мир.
 
12.12. Ура! С первой зарплаты купила брючный костюм, замшевые румынские туфельки и красные на шнуровке сапожки. Всё импортное в сельском магазине и без очереди. Блесну в институте и на каникулах перед моим Михаськой. Устроила дефиле перед тётей Нюрой. Она так радовалась,глядя на меня. Жаль, что в брючном костюме нельзя в школу...

13.12. Стоят сильные морозы.Пришла из школы в 17.00. Проводила КВН по русскому языку. Ученики поднесли каравай хлеба с солью. Умора! Мы с Галиной Николаевной съели, пока оценивали конкурсы. Хочу в школу!  Хочу видеть моих учеников! Не представляю, как  теперь буду учиться в институте. Сегодня дети провожали до дома, всё обсуждали КВН. Завтра суббота, я её люблю больше, чем воскресенье.

14.12.. Ох,сегодня Кудряшов на литературе четвёрку получил. Что стало с ним? Улыбка такая добрая. Дневник мгновенно принёс. Радость ему! А мне - вдвойне! Достаточно похвалить ребёнка, подбодрить "хорошо работаешь","молодец!", и у него появляется уверенность. Милые мои ученики! А ведь через две недели я расстанусь с вами.

17.12. От девчонок пришло письмо, писали на лекции.Такое тёплое коллективное послание! Все в учёбе и в любви...Хорошо о состоянии девчонок в разлуке с любимыми написала однокурсница Галя Фёдорова. Храню её стихи, подаренные в диалектологической экспедиции. Многие уже выучила наизусть. Просто и искренне звучат:
                Я каждый день
                О тебе скучаю.
                Тоскую,
                Едва лишь зажгут огни...
                Без тебя
                Я замечаю
                Ночи длиннее
                И дни...
                И кругом беспросветна
                Бессонница.
                Не читаются книги,
                Не пьянит вино...
                Мне без тебя,
                Как без солнца,
                Холодно и темно.
                Нет мне
                Ни счастья теперь,
                Ни роздыха...
                Останавливается
                Перо на бегу...
                Я без тебя,
                Как без воздуха,
                Нынче жить не могу.
 


19.12.Скоро выставлю ученикам четвертные оценки. Даже не хочется пока думать о расставании.Дети спрашивают, приеду ли я после каникул. Я улыбаюсь,говорю, что мне тоже надо учиться...
                -10-
    Заканчивалась первая педагогическая практика Светланы Алексеевны. Упакован чемодан, коробка.У библиотеки ребятишки провожают,ждут почтовую машину. Она подъехала вовремя, знакомый шофёр с особым уважением загружает вещи. Светлана готовится сесть в кабину, но приводят больную бабушку, и учительница уступает ей место. Шофер огорчен,лишился молодой собеседницы, помогает забраться в крытый кузов, а там - почтовые ящики и...ёлки с шишечками на ветвях! Шишовка...Прощай,Шишовка! Спасибо за всё!Дети машут руками, тётя Нюра плачет,слёзы и у Светланы Алексеевны. Машина едет по лесу... Опять ощущение нереальности.А было ли это всё на самом деле? Начинается возвращение к привычному ритму жизни, к друзьям, институту. Впереди сессия. На поворотах ёлки валятся на Светлану, она их придерживает, выставив вперёд коробку. Рукавички все в елочных иголках. Пахнет Новым годом, радостью!
    Шофер довёз бабушку до больницы в районном центре,Света пересела в кабину.Когда смеркалось, подъехали к родному общежитию.На пропускном пункте встречают улыбками.Открывает дверь  комнаты... Крик!Визг! Девчонки всю зацеловали,смеются, тискают, вытаскивают ёлочные иголки из шубки и берета:
- Светка, ты пахнешь лесом!
-Не-а, она пахнет молоком!
-Да вы посмотрите, какая она хорошенькая стала!Деревня Шишовка ей на пользу пошла.
 
     Грустно, это было в прошлом веке. Самые счастливые и яркие дни нашей жизни всегда связаны с трудностями, преодолением, напряжением...Светлана сдала все экзамены на отлично и раньше однокурсниц  улетела на каникулы в Мурманск, где её ждал любимый человек... А Шишовка - начало её долгого педагогического пути.