Поступаю в университет

Владимир Грубин
               


    Ну, что ж, продолжим вспоминать былое, юность мою далёкую. Итак, будущая специальность выбрана. Выпускные экзамены в школе сданы, аттестат о среднем образовании получен. Теперь нужно отнести документы в университетскую приёмную комиссию. И это, наконец, сделано. Остаётся следить за расписанием приёмных экзаменов и готовиться к ним.

    Впрочем, почему «к ним» – «к нему», так будет правильней. Дело в том, что по тогдашним правилам мне достаточно было сдать экзамен по устной физике на пятёрку – и всё, от дальнейшей сдачи я свободен и зачислен в ВУЗ. И вот я сижу днями напролёт и штудирую физику: теорию, задачи и всякое разное, к этой самой физике прилагающееся. Дома ко мне отношение уважительное, чуть что: «Чего изволите?» Ну, как же, ребёнок (!!!) занимается.

    А день экзамена всё ближе, ближе, и вот он настал. Уезжаю в университет с наказом об обязательном телефонном звонке родителям с сообщением им результата экзамена. Конечно, сам экзамен помню плохо, но отвечал я прилично, однако до планки в 5 баллов (высшая оценка) не дотягивал, так мне сообщил преподаватель, принимавший эту самую физику. И вот он ставит в мой экзаменационный листок четвёрку, а у меня всё холодеет внутри. Ведь я другие предметы не смотрел при домашней подготовке, а это две математики (письменная и устная), химия и сочинение по русскому языку и литературе. Плюс ещё звонок родителям. Эх, ма!

    Вышел из аудитории, спустился во двор, нашёл телефон-автомат и, как в тумане, позвонил маме, потом отцу. Папа, конечно, очень расстроился. Он привык, что на его вопрос о моих отметках я, как правило, отвечал: «Пять!» А тут такой облом, говоря по-современному. Но, что случилось, то случилось.

    Потом была судорожная беготня по страницам учебников по математике и химии. За литературу и русский язык я не переживал. Знал, что, как и в школе на выпускном, буду работать свободную тему. В общем, сочинение и обе математики я откатал на пятёрки, а вот по химии – опять четыре. Снова переживания и нервы. Но по молодости это переносится совсем не так убийственно,  как сейчас.

    А потом были дни ожидания вывешивания списков абитуриентов, поступивших на 1 курс физического факультета. И радость от увиденной строчки: Грубин В.А., т.е. я. Наверное, дома был скорый праздничный или около того ужин, просто  не помню, увы. Да, ещё наверняка был задранный кверху нос, не без этого.

    И впереди ждала дорога длиною в 5 лет. За время её преодоления были исписаны горы тетрадей-конспектов, переведены в буквы литры чернил, сданы десятки экзаменов и зачётов, проделано немало лабораторных работ и законспектировано много произведений классиков марксизма-ленинизма, без которых в то далёкое время – ну, никак нельзя было жить.

    Поздравим же тогдашнего студента-первокурсника Володю Грубина, который прошёл с успехом первый независимый аудит своим знаниям. Ему предстояла долгая дорога по жизни, он и подумать не мог, что когда-нибудь будет эту дорогу вспоминать и записывать на компьютере.

    А кто дочитал до этого места, тот молодец, значит, я старался не зря.