Белый бант

Маргарита Школьниксон-Смишко
попытка рецензии на кинофильм

В Каннах опять фестиваль и в связи с ним по программе "Артэ" вчера вечером показали два, удостоенные ранее наград, фильма. Первый фильм - "Белый бант" получил в 2009 году Золотую пальму и в 2010 году - Золотой глобус. Это работа автрийского режиссёра Ханекеса с артистами Германии, Австрии, Италии и Франции.
Коротко его сюжет. В деревне на севере Германии в 1913 году происходят несчастье за несчастьем. Сначала конь местного врача спотыкается и сбрасывает хозяина, тот попадает в больницу со сломанной рукой. Дома остаётся его 14-ти летняя дочь с маленьким братом.( Врач был к тому времени вдовцом.) Позже замечают, что конь споткнулся, потому что кто-то натянул верёвку между деревьями. Вскоре умирает крестьянка, потому что  управляющий помещика послал её в сарай с прохудившимся полом, и она там неудачно провалилась в подполье. Затем кто-то наказывает, как-будто за это, барчука (см. его на фото). Мальчика помещают в аналогичную ситуацию, но он отделывается шоком и окровавленной попой. Получается, что кто-то мстит помещику за смерть крестьянки. И в довершение ко всему кто-то пытался выколоть глаза мальчику, неполноценному от рождения. Это сын одинокой повитухи, подрабатывающей у врача. О всех этих деревенских событиях зритель узнаёт от тогдашнего местного молодого учителя. Учитель вспоминает. Действие заканчивается началом 1-ой мировой войны. В конце фильма повитуха просит у учителя велосипед, чтобы поехать в город в полицию, говоря ему, что знает, кто виноват во всех неприятностях. Но ему она не желает открыться. Учитель, перенимая роль детектива, идёт к дому повитухи и застаёт там ребят во главе с дочерью пастыря. Его удивляет, почему дети пришли к дому мальчика, которого они не любят, и при этом они знают, что его мать уехала, т.е. мальчик в доме один. У него закрадывается подозрение, кто мог организовать все эти неприятности, и он отправляется в дом пастыря. Дети, конечно, всё отрицают. Возвращается в дом пастырь, учитель пытается высказать ему свои подозрения, и получает отпор и угрозу, что тот позаботится, чтобы учителю запретили работать. А учитель, похоже, был прав. Мы это понимаем, потому что фильм показывает нам жизнь в семье пастыря. Он своих детей воспитывает строго. За опаздание к ужину, например, всех оставляет без еды и на следующий день наказывает 10-тью ударами розги. При этом после несостоявшегося ужина спрашивает детей, считают ли они предстоящее наказание справедливым. И они подтверждают это. Потом подходят, голодные для вечернего поцелуя руки отца и матери. А старшим дочери и сыну отец даже запрещает целовать свою руку. Мальчик, видно, мучается своими жестокими поступками, он просто не смел перечить старшой сестре -организаторше. Отец же решает, что сын мастурбирует, заставляет его в этом признаться, и в наказание на ночь мальчику привязывают руки к краям кровати белыми лентами. Старшую дочь он заставляет носить белый бант, который должен напоминать ей о непорочности, чтобы она вела себя подобающим образом. Отец, действительно, очень строг,тому мы видем и другие примеры, поэтому в конце концов дочь, чтобы ему насолить, убивает ножницами его любимую птичку и кладёт её, как распятую на кресте, на письменный стол отца. Отец понимает, что учитель может быть в своих подозрениях прав, но это его, конечно, не устраивает.
Фильм даёт нам понять, и почему дети решили наказать врача. Он, как подозревают в деревне, замучил свою жену до смерти и по всей вероятности повитуха ему в этом помогла. Её больной сын - внебрачный, очевидно, это сын их порочной связи. Вернувшись из больницы, врач начинает домогаться дочери. Вот, в кратце, опукая другие мелкие пакости детей и взрослых, такая немецкая христианская деревенька накануне Первой мировой войны.
Одна из авторов фильма - француженка, считает, что такое христиано-пуританское воспитание детей могло привести к их жестокости в более зрелом возрасте, Например, во время Второй мировой войны. Артист, играющий пастыря, признался, что ему нетрудно было перевоплотиться, потому что подобное воспитание он сам испытал в  детстве. А от режиссёра (после фильма состоялась встреча с ним, оператором и актёрами) мы узнали, что изучение истории в Австрии в школе заканчивалось в его время Первой мировой войной. Тоесть австрийцы не хотели признать своей вины за всё, что случилось во время Второй мировой, как-будто её не было и они в ней не участвовали. Из другой телепередачи я знаю, что автрийцев, отказавшихся воевать, сдавшихся в плен, после войны считали предателями и "ставили палки в колёса" в трудоустройстве.
Такое искажение истории привело к образованию националистической популяристической партии в наши дни. С этим пытаются бороться люди искусства, в том числе и режиссёр этого фильма, талантливо бороться. Недаром он и его коллектив получили высокие награды. Если будет возможность, можно всем посоветовать фильм посмотреть.
Ещё меня поразила игра детей. Их отобрали из 3-ёх стран, из 7000 кандидатов. Дети играли великолепно. А что это значит? Это значит, в них подсознательно живёт история их предков. Как отметил режиссёр, дети не играли, они жили в своей роли. Это подтвердили и они сами.
Наверное, поэтому я потом не могла часов до 2-х ночи уснуть, хотя специально не стала смотреть второй премированный фильм. Мать моей внучки - немка и она очень жёсткая в воспитании, и в ней, похоже, сказываются гены. Конечно, не все немцы, автрийцы и т.п. такие. Мы своего сына в своё время с моим немецким мужем не муштровали. Но это уже наши личные проблемы.

На снимке слева -пастырь, рядом с ним семья помещика.