Мужские слезы

Валентина Товпегина
                Мужские слезы

      Давно это было, в прошлом веке, когда много   еще    фронтовиков Великой Отечественной войны встречалось на улицах в солдатских одеждах. Ныло сердце, когда видели мы людей, изуродованных войной: то на костылях передвигался человек в военной форме, потому что потерял ногу на фронте, то без обеих ног ехал на грубо сколоченной тележке солдат, отталкиваясь от земли «деревянными утюжками», то слепой  без ноги пел на старом базаре, аккомпанируя себе на гармонике... В каждой семье были или погибшие на войне, или вернувшиеся калеками с войны с немецкими захватчиками.                А у некоторых моих подружек родственники даже несколько лет лежали в госпиталях, да так и не вернулись домой.К фронтовикам было особое отношение: их ценили и уважали.Седовласые дедушки снимали шапки, здороваясь с фронтовиками, выглядевшими  намного моложе их.Это позже, став постарше, узнала я, что уходили на фронт  очень многие совсем юными.
       Никогда не забуду, как плакали мужчины! Хоть в нашем роду старались не показывать слабость, прятали слезы, я все – таки видела, как плачут женщины. А тут бывшие фронтовики, инвалиды войны, защитники Родины, повидавшие в своей жизни немало,  плакали. Мужчины плакали! Своим детским умом мы не понимали ничего тогда, а сердцем чувствовали особый накал, чувствовали: какую - то трагедию переживали гости дедушки.Эта встреча фронтовиков так врезалась в память,что мне кажется,будто это было недавно.
        За столом собрались родственники и друзья. Женщины, во главе с бабушкой, еще хлопотали на кухне. Там что-то скворчало, шипело, звенела посуда.                Мужчины читали газету, в которой был  опубликован рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека», вернее, один читал, а остальные слушали и курили. Мы, ребятишки, оставив свои игры, из другой комнаты наблюдали за происходящим.
        Мы видели, как все чаще и чаще берутся  бывшими солдатами папиросы из пачки,которая находилась в центре круглого стола, в комнатах от дыма папиросного уже трудно дышать. Вот голос дяди Коли, читающего текст,  срывается  на какой - то хрип или, наоборот,звучит грозно и громко. Дядьки отворачиваются друг от друга, а мы - то видим: то один, то другой смахивают, вытирают с лица слезы.                Вот дядя Петя уже уткнулся в плечо дяди Гены и плачет навзрыд.Его  все в нашей родне считали слабохарактерным,очень мягким человеком, но много трудностей перенесшим с самого детства.  Потом от отца мы узнали, что дядя Петя был на фронте контужен и попал в плен, а после плена отбывал несколько лет в лагерях на Колыме.                Мужчины дочитали произведение до конца и  очень громко стали разговаривать, стали вспоминать бои, друзей, которых теряли; кто - то из них сильно стучал кулаком по столу, а кто - то вскакивал со стула и снова усаживался.Было видно, что друзья - фронтовики очень волнуются,переживают, страдают, а потом установилась на некоторое время гробовая тишина.                Затем дяденька с деревянной ногой,  все звали его Михалыч, потому что он был постарше других, вытер большим платком свою лысину, громко высморкался  и произнес: « Вот так и было!Вот так и защищал свою Родину русский народ, много было потерь! А мы его, гада, фашиста, все равно победили!Сколько таких  у нас, как Андрей Соколов!"                Из кухни пришла бабушка с помощницами. Она в центр стола  установила граненый стакан, наполненный водкой, накрыла его ломтем хлеба.    "Царствие  Небесное им,  не вернувшимся с войны,"- перекрестившись, тихо сказала она.    Ее помощницы быстро сервировали стол. Потом, когда все гости и хозяева уместились за  столом, они все встали и почтили минутой молчания  погибших на войне. Тяжелая была эта минута... Я заметила : мужчины сжимали кулаки,лица родственников посуровели, у дяди Гены на скулах заходили желваки, он даже заскрипел зубами, женщины обливались слезами.                Андрей Соколов - имя это я запомнила на всю жизнь.Когда  училась в седьмом классе, нашла книгу М.А. Шолохова. Помню, и я не могла читать без слез рассказ "Судьба человека",вспоминала и тот день,когда знакомились с этим рассказом фронтовики.
       Очень жаль,но смерть быстро выкосила моих родственников - фронтовиков,чьи слезы я видела,когда они читали газету "Правда". Первым умер дядя Петя,а к Празднику Победы  в 1965году  уже в живых из них не было никого.               

        Этот день, когда читали газету и плакали фронтовики, я очень хорошо помню (детская память крепкая), и эти воспоминания не давали покоя мне.  Я очень любила своих родственников, видимо, и должна была о них рассказать.
Пока я не написала эту миниатюру, все выплывала из памяти эта сцена, видимо, в детстве сильно была ошеломлена  такой встречей фронтовиков. А вот написала, и стало легче; перестали и сниться мне мои дяди. Царствие Небесное и  светлая память моим родственникам-фронтовикам и всем, кто освобождал мир от  немецко-фашистских захватчиков!
               09.05.2013год.