Уильям Гадсби. Тайна Христа

Инквизитор Эйзенхорн 2
ТАЙНА ХРИСТА
Уильям Гадсби (1843)
http://gracetruthministries.com/wgadsbymysteryofchrist.html

 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением; молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову
Кол. 4.2-3.

Когда Господь через нас возвещает и утверждает тайну Христа, совершается самое торжественное дело, которое когда-либо Бог доверил твари. Ангелы как слуги Божьи исполняют Его суд над нечестивыми людьми и народами. Им повелевалось истребить тысячи и нагнать отчаяние и страх из-за своих грехов на многих других, и они исполнили свою работу по охране и защите Церкви Божией. Но ангелы никогда не смогут сделать того же, что достойные служители Иисуса Христа. Да, скажете вы, ваше свидетельство настолько возвышенно, что для него требуются бедные земные черви вроде вас, а ангелы для этого явно не годятся. Я действительно верю в это, и потому говорю так, как считаю. Все, что ангел мог бы сделать для проповеди Евангелия - это проповедовать в букве, а не в Духе. Это легко увидеть их краткой иллюстрации, которая покажет дело ангелов при рождении Христа, а также обстоятельства его. Ангелы покинули свои высшие миры, чтобы сойти и созерцать удивительные сцены. Они взирали на них с торжественным и священным трепетом, и хотя они остановились, посмотрели и удивились, один из них нарушил молчание и сказал: "ныне родился вам в этот день в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лк.2.11). Это была поистине прекрасная весть для людей! Ангелы могли возвещать ее только тем, кто был непосредственно заинтересован в ней. Но когда пророк Божий Исайя заговорил на эту торжественную тему, он выражается еще яснее: "Младенец родился нам, Сын дан нам". Есть большая разница между вами и нами - одни далеки, а другие рядом. И так мы видим, что Господь говорил еще служителям прежнего Завета о вещах, которые они знали, видели и чувствовали, и их очи взирали на это,  и поэтому апостол сказал: "То, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы вы имели общение с нами!".
Теперь Евангелие Иисуса Христа есть тайна Божия, и она открыта Им для бедных погибающих грешников. Она была предназначена только для удовлетворения за бедных, нуждающихся, сокрушенных, виновных и несчастных существ, таких, как мы, потому что, если бы это было не для бедных грешников, это не могло бы принадлежать нам. И какое благословение для нашего бедного сердца в том, что это никогда не было предназначено для кого-либо еще! И если вы будете искать в Слове Божием вообще что-либо, вы найдете, что это предназначено для бедных, нуждающихся, ползающих червей, для хромых, слепых, обремененных, нуждающихся, удрученных, для тех, кто на пороге гибели. О тех, кто сам может получить свет и силу, кто способен сам изготовить для себя религию, получить доступ к Богу и почувствовать счастье, а не вздыхать по Христу и не зависеть полностью от Него во всякой вещи для их душ, известно, что им не нужно такое искупление, как это. Но когда Бог подносит секиру к корню их дерева и сбивает с них чувство собственной важности, и повергает их во прах, и они привлечены к Нему и чувствуют, какое ничто они без Бога, Он производит в них поразительные изменения. И если Бог нанесет по вам суровые удары, и вы почувствуете себя мертвецом, не способным оказать себе никакой помощи, и когда, таким образом, Он подведет вас к погибели и вы ляжете пред Ним как погибающий грешник у ног Христа - только тогда Он явится в вашем сердце как упование славы. И когда Он благословит вас познанием спасения Своего, вы узрите славную тайну Христову. 
Я откровенно заявляю вам, я не знаю, с чего здесь начать, но я думаю, что должно начать с самого начала - с того, что, братья мои, я шел во все дни моей жизни по обычаю человеческому, который вообще вопреки тому, что достойно и правильно.
1. Я, таким образом, сделаю несколько замечаний на тайну Христову, об этом великом Краеугольном камне и основании. Если мы уберем ее, с нами не останется ничего, кроме убожества, бесплодия и разорения.
2. Обратим внимание на слова апостола, адресованные нам, и посмотрим: молитесь и будьте благодарны - что это значит для нас? Это говорится тем, кто призван возвещать тайну Христову. Кто мы такие, чтобы молиться? Мы должны быть для этого великими, талантливыми, уважаемыми людьми, роскошными и богатыми? О нет! Мы должны лишь молиться при открытых дверях, чтобы  Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову. Здесь апостол подразумевает все остальное. Отсюда мы видим, почему тот же апостол, вдохновленный Богом проповедовать Евангелие благодати Его, называет все, что не относится к этой тайне Христовой, мусором и навозом. Бог сделал для него настолько отвратительной силу человеческой воли и других способностей природы, так обострил его совести для Христа и так усладил ее любовью Христа, что всякая и каждая вещь, которая взимается на путь Христов, и выступает против Христа, стала для него тем, что он отверг как отвратительную грязь, до которой невозможно дотронуться, и он счел все это мусором и навозом ради превосходства познания Иисуса Христа. Действительно ли Дух Господент привел вас и меня к опытному переживанию этого? Если это так, то Он действительно сделал больше для нас, чем для святых ангелов, ибо ни один из ангелов на небесах, что сейчас окружают Его трон, не могут петь эту песнь. Они могут петь об избирающей и спасающей любви Его, но не об искупительной Крови спасения их душ. Его Кровь не может никак избавить или оживотворить их. Нет, это благословение свойственно бедным грешникам, это только для тех, кто заинтересован во Христе и может сказать: "В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его" (Еф.1.7). Ни один ангел не знает сладость песни бедного грешника, который спасен по суверенной благодати: "Тому, Кто возлюбил нас и омыл нас от наших грехов в Его крови, и поставил нас царями и священниками" (Откр.1.5-6). Посмотрите на величие, к которому они подняты! Кто они были? Бедные, несчастные, разрушенные грешники, которых Бог берет с гноища, и поднимает к царскому достоинству, и призывает наследовать престол славы. Почему мы так благословенны, что некоторые из тех, кто был призван Духом Живого Бога испытать хотя бы малую меру этого в их совести, были одними из худших существ, которые когда-либо были приведены в бытие, но в похвалу славы Божией они могли воскликнуть:  «Не нам, не нам, Господи, но имени Твоему дай славу!" Кровь Иисуса может очистить гнусных грешников, которые когда-либо существовали, как апостол говорит: "И такими были некоторые из вас; но омылись, но очистились, но оправдались" (1 Кор.6.11). Откуда это чудо из чудес? Это величайшее чудо, с которым когда-либо встречался дьявол! Оно пошатнуло его до основания, и потому это величайшее из чудес во все времена мира. Благословенное искупление, примененное к совести бедного грешника, даже если он самый слабый простец или идиот, таково, что дьявол со всей его адской хитростью никогда не сможет обмануть Христа и похитить Его души, и если ваша душа "сокрыта со Христом в Боге", то никто из избранных никогда не будет потерян. И когда Дух Божий ведет душу к этой истине и наделяет ее опытом жизни, чтобы она почувствовала ее силу, Он дает ей торжествовать в богатстве несравненной благодати Божией!
1.Но, во-первых, давайте немного поговорим о тайне Христа. С чего же мы начнем эту торжественную тему? Я честно говорю вам: пред Господом я чувствую такой торжественный трепет и страх не допустить ужасного головотяпства в столь великой теме из-за своей дури, что я лишь постараюсь, насколько Господь будет рад помочь мне увидеть и почувствовать Его славу, сказать несколько слов.
"Тайна Христова". Мы начнем прежде всего с вечного бытия Триединого Бога, прежде твари. В разуме Иеговы Христос пребывал от века. Говорить о развитии Бога представляется мне противоречащим природе Бога, но Христос был создан в уме и цели Иеговы*. Вечная Троица пребывает неизменной при всех обстоятельствах, когда-либо имеющих место, и в этом тайна Божия неизменного замысла о Христе как о Личности Сына, ставшей Посредником между Богом и человеком, и в этом посредничестве Наследником всего и Главою Тела Церкви, столь преданным ей, что сборище бедных ползающих тварей действием благословенного Духа должно выйти из себя и войти во Христа, так чтобы Господь мог покрыть их Своей мантией и благодатью Своей полностью избавить от всякого осуждения закона на веки веков. Вот дивная тайна, сокрытая в Боге. Она не была возвещена вполне после падения, но лишь немного приоткрыта. Эта тайна была сокрыта в Боге от иудеев и язычников, даже принадлежавших через мистический союз к Телу Христа. Но когда по Его неизменной любви новые благословения завета были раскрыты в Личности Христа, эта Божественная тайна была открыта Самим Богом. Я часто размышляю с торжеством и радостью о том, что было сказано о Христе. Он решительно    называется "Слово Божие." "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан.1.1). Ныне Он восседает на небесах, в одеждах, омоченных в Крови Его, и имя Его есть Слово Божие (Откр.19.13). Я не знаю ни одного стиха, где Отец или Дух названы Словом. Это торжественное выражение применяется исключительно к Сыну, Он есть Слово, и как через наши слова мы являем свои мысли и цели наших сердец, так через Христа Бог раскрывает и делает известной нам тайну, которая скрыта в Его сердце. Все сокрытое у Бога - в Нем, и когда Христос пришел от Отца, Он раскрыл сокрытое, которое было у Всевышнего прежде бытия мира. Здесь пребывает тайна, которая берет свое начало в разуме и пребывающей цели Бога, в Его совете вечности.   
Но посмотрим дальше. Когда эта тайна была мало понятна людям, она выявлялась в образах и тенях. Как только Бог сотворил человека, Он дал ему закон и удостоил его Своего благословения, ибо Он создал его по образу Своей природы, прежде чем человек согрешил.   Возможно, некоторые из вас могут подумать, что Божье благоволение зависит от взращивания благодати с вашей стороны. Но как получается так, что вы, несчастные грешники, должны сделать нечто лучшее, чем еще в святости сделал Адам? Адам не имел никакого греха в своей природе, с которым он должен был бы бороться, он был свят по образу Бога и все же, несмотря на это, он потерял все. Он действительно сделал все со своей стороны, чтобы перейти от Бога к дьяволу и довести до гибели свое потомство. Но даже даже сейчас, падшие люди думают, что они могут что-то сделать, чтобы угодить Богу, они думают, что они могут что-то сделать, чтобы спасти свои души, чтобы, более того, стать Божьим уделом! Видит Бог, я уже очень пожилой человек, более семидесяти лет, и я говорю это в Божьем присутсствии: если бы мое спасение зависело хоть от чего то, что бы я сделал или ожидал сделать, я уверен, что я был бы проклят. У меня не было бы ни крупицы надежды на таком основании. Но нет, я надеюсь на эту славную тайну Христа, в Котором обитают  все блага для меня в соответствии с целью Триединого Бога прежде вековых времен!
Я считаю, то, что, когда Бог впервые начал возвещать эту "тайну Христа", когда Он показал Его слуге своему, человеку, в его уже падшем состоянии, когда Он сказал ему: "Адам, где ты?". Я считаю, что Адам был первым арминианином; арминиане исповедуют, что они имеют власть, чтобы сделать что-то, и если это не арминианство, то я не знаю, что это такое. У Адама была уже падшая природа. Что мог сделать Адам когда Господь спросил его: «ел ли ты от дерева, от которого Я запретил тебе есть?". Он сказал: "Жена, которую Ты мне дал, чтобы быть со мной, она дала мне от дерева, и я ел". Как будто он хотел сказать, что не будь женщины, которую Бог дал ему, он бы не ел! Он хотел свалить всю вину на Бога, а также на жену. Но что женщина могла сказать Богу? Змей обольстил меня, и я ела, говорит она. И что же они сделали, когда почувствовали свое страдание? Сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания, словно чтобы скрыть свой позор, и чтобы благодаря их небольшим делам Бог не увидел его. Человек всегда готов скрывать свой грех от Бога, а когда грех открывается и обнаруживается через его слова, он пытается сделать что угодно, чтобы скрывать его дальше.
Но Бог начал открывать ему немногое из Своей тайны. Как Он это делает? В первом обетовании, которое было дано нашим падшим прародителям, Бог говорит змею "И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3.15). Бог знает, как это совершалось. Сатана ужалил Христа и Его мистическое тело в пяту, так что люди Христовы не могли сделать даже шаг ползком ко Христу, пока Божия благодать не дала им почувствовать свою рану и не начала заживлять ее, но Семя жены поразило змия в главу. После падения людей Бог дал им шкуры, чтобы покрыть их, как символ смерти Агнца, Который в Своем активном и пассивном послушании, вмененном Своему народу, дал ему покрыть его грехи. И с этого момента начала выявляться тайна Христа, и так она постепенно разрабатывалась и раскрывалась по указанию Бога в назначении жертв, в которых эта явленная благодать выступала под своими прообразами духовного поклонения, хотя плоть мешала ей и отвлекала сердца от Господа; и тогда Он время от времени раскрывал эту великую тайну в дальнейшем, пока она не приблизилась сама. И когда это было? Когда Личность Сына вошла прямо и непосредственно в союз с телом, данным Ему, и характером Его народа, ибо в природе Его Он дал явное доказательство того, что все избранные были в Его сердце и в союзе с Ним, и никогда не были отделены от Него.  Он воплотился как Эммануил, с нами Бог, и Святой Дух говорит нам, что это великая тайна, "великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, показал Себя Ангелам" (1 Тим 3.16). Но Он не благовествовал им, Он благовествовал лишь нашему миру. И так была открыта эта тайна: с нами Бог! Он стал Богом в нашей природе, Его любовью в нашей природе, Его всеведением в нашей природе, Его всемогуществом в нашей природе, Его вездесущием в нашей природе, Его святостью в нашей природе, Его справедливостью в нашей природе, и всей полнотой Божества телесно в нашей природе, ибо в Нем 2обитает вся полнота Божества телесно" (Кол.2.9). И Христос, воплощенное Слово, Христос, Глава Церкви, Христос во всем земном пути Своем есть Бог с нами и в нас, с вами и во мне! Наш завет с Богом никогда не был отделен от Христа и никогда не будет. Все шаги и дела Бога, Который Он торжественно являет в Своей милости, жалости, любви и сострадании, заложены во Христе. Бог во Христе, и в откровении этой торжественной тайны Христа явлены все факты Его Евангелия благодати и открыты предметы Его любви. И одна из ветвей этой тайны, о которой мы должны сказать теперь - это завет Божий во Христе Иисусе. 
Чувствовали ли вы когда-нибудь, что Бог вне Христа несомненно есть огонь? Чувствовали ли вы такое несоответствие между собой и Богом, чтобы вы были время от времени не в состоянии даже просто обратиться с любыми словами к Его блаженному величию? Приходило ли когда-нибудь в вашу совесть, что никто не может прийти к Отцу, как только через Христа? Возможно, есть некоторые из стоящих здесь, которым легко и просто четыре-пять раз в день повторять Молитву Господню и говорить: "Отче наш, сущий на небесах", и они никогда не чувствовали и не знали в своих душах, что это значит - назвать Бога Отцом через Христа. Если так, то я говорю вам: все, что вы делаете сейчас - это оскорбление для великого и благословенного Бога, это издевательство над Ним. У вас нет библейских оснований так делать, и если Бог когда-либо убедит вас в вашем грехе и возложит его на вашу совесть, Он заставит вас дрожать за это. Помню, что когда я впервые вкусил учения Божия, я был буквально растерзан чувством ужаса из-за этого, и я долго не мог произнести "Отче наш", ибо это значило для меня все равно что прыгнуть в пылающий огонь. Я знал, что я согрешил против чистого и святого Бога, и я не мог видеть тогда, как святой Бог может быть Отцом такого нечестивого грешника, как я, и я никогда не испытывал меру блаженства этой тайны Бога с нами, пока Духом усыновления я не был научен называть Его Отцом. Что касается вас, то кто может назвать Его Отцом грешными устами, не насмехаясь этими словами над Богом, ибо такое поклонение будет не чем иным, как оскорблением Его, и Он взыщет это с ваших рук. Он не позволит безнаказанно издеваться над Собой. "Что посеет человек, то и пожнет; для сеющий в плоть от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную". О грешник! Помни, что ты можешь шутить над собой и над своими ближними, но Бог не позволит шутить над Собой безнаказанно! Рано или поздно Он придет и рассчитается с вами за это! И тот, кто может проповедовать о вечной любви Бога и Его избирающей благодати, но жить совсем не в соответствии с учением Иисуса Христа, может быть уверен, что в конечном итоге наступит расплата. Слава Богу, нет никакого иного способа узнать об этом, кроме как через откровение этой тайны благодатью Духа, и в своем сердце я могу сказать, что таких путей не существует! Я уверен, что я неминуемо допущу ошибки, и потому я славлю Его благословенное имя за то, что Он дал единственный способ, которым может быть открыта тайна Божия в Иисусе Христе, Который есть с нами Бог.
Но опять же, эта тайна Христа отражается и далее. Место милости есть образ ее, ибо там Бог сказал: "Я буду с тобою". Теперь, бедный грешник, если ты был приведен туда, и знал, что у тебя мало веры и мало надежды, если ты испытал вздохи, стоны и смятение чувств, прежде чем встретиться с Богом завета во Христе - то какое блаженное приглашение ты найдешь и как будешь благословлять и славить святое имя Его за то, что Он воссиял в Своей славе и величии в Личности Христа, Который есть "сияние славы и образ ипостаси Его" (Евр.1.3). И так бедная, тонущая душа отвечает на завет Божий во Христе Иисусе и встречает Его в Его славе, и уже нет в ней ничего, кроме радости и мира от раскрытия этой дивной тайны. 
Но другая ветвь тайны Христа в том, что вся Церковь Божия, евреи и язычники, рабы и свободные, богатые и бедные, все, кто когда-либо в ней были и будут, состоят в неразрывном союзе с Господом Иисусом Христом как своим Главой; все они имеют свое бытие в Нем и являются одним с Ним, и никогда не были отделены от Него**. Я уже говорил много раз, и я еще раз говорю, что это дивная тайна, открытая Петру. Вы знаете, что он был гораздо более обращен к евреям, и Господь сотворил чудо, чтобы показать ему тайну призвания язычников. Он дал ему видение, и Петр увидел, как раскрылись небеса и с них спустилось молитвенное покрывало, привязанное за четыре угла, в котором находились всякие четвероногие звери земные, звери, пресмыкающиеся, нечистые птицы, и раздался голос, который сказал ему: "встань, Петр, заколи и ешь". Петр никогда раньше ел такой еды, и он сказал: "Господи, я не могу, они все нечисты, и я никогда не ел ничего скверного или нечистого".  Но Господь ответил ему: "Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Посмотрите же, что они не были очищены сами по себе, и если кто-то из вас чист, то конечно, не сам по себе, но вы были очищены в тайне Божьего разума, в союзе с Господом Иисусом Христом, от вечности. Я считаю, что все Его люди были вечно в Нем, а когда Он пришел с небес, все избранные были в Нем. Иисус есть Хлеб Божий для них; Он является пищей их души, они никогда не были отдельными от Него, но все они были отделены в Нем, избраны в Нем, приняты в Нем и благословлены в Нем. И когда это видение с небес повторилось трижды, Господь явил здесь образ Вечной Троицы, Триединого Бога, Который был в союзе с такими ничтожными ползающими существами, и перед этой торжественной тайной мы должны умолкнуть, ибо покрывало вновь вернулось на небеса, чтобы показать, что все было решено и завершено в цели Божией от вечности. Здесь была явлена тайна Христа и Его союза с Церковью, и Его единства с ней. И когда Он пришел с Великим поручением спасения, вся Церковь пришла с Ним. Он никогда не терял ни одного из Своих людей, и, следовательно, Он говорит: "Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон" (Иоан.6.37). Неверие говорит: они не придут, и плотской разум говорит то же самое; и дьявол говорит: я позабочусь, чтобы помешать им, и разработаю все средства, чтобы остановить их; но они принадлежат Христу, и в назначенное время они придут и ни грех, ни сатана не сможет остановить их. Вот тайна Божией любви, явленной во Христе, распятом за них; и здесь они могут узнать нечто о вечной милости Божией, открытой им!
Но опять же, когда Бог говорит об этой тайне Христа и неразрывном союзе, который существует между членами и Главой мистического Тела Христова, Он говорит: "Голова не может сказать ногам: вы мне не нужны". Вы знаете теперь, что Глава Тела есть Христос, и ноги всегда часть тела, хотя они и ковыляют по грязи и лужам. Так вот, многие из народа Божия - это бедные ковыляющие существа, которые не знают почти всю жизнь, где они ковыляют и в какой грязи находятся, ибо они так шатаются в вере, что они почти не знают, где они и что они есть. Но эта Божественная тайна Христа, то, что Он Глава, а Его члены всегда едины с Ним, значит также, что Он уже не может обойтись без них, и это дает несказанную радость нашему испорченному сердцу, которое уже собирается тонуть. Благословенно имя Его, вся Церковь имеет полноту в Нем, и Он не может представить ее Отцу славной Церковью, пока каждый член ее не будет представлен пред Богом совершенным. Тайна Христа явится в полной славе, когда вся Церковь войдет в сладкое проявление своего единства со Христом, и Он провозглашает об этом, когда молится Отцу за Свою Церковь и говорит: "Я молюсь не о всем мире, но о тех, которых Ты дал Мне, ибо все Мое Твое, и Твое Мое, и Я прославился в них» (Ин. 17.9,10). Ибо Он молится за то, чтобы все Его люди были соделаны едиными с Ним, и явились едино в союзе с Ним, и Его союз с Отцом проявился через них: "как Ты, Отче, во Мне, так и Я в них... да будут они в Нас едино" (Иоан.17.21-23). И мы не должны терять в этой торжественной тайне славу Христа, то, что такие, как мы, должны быть в единстве славного союза с Ним как Главой Церкви, и что, наконец, мы будем сиять в бессмертном единстве как члены Его мистического Тела, в союзе с Ним как Главой и одержав в Нем победу на веки веков. Можем ли мы принять такую поддержку? Это для всех тех, кто беден и нищ, для осознающих свою погибель грешников, для всех бедных, беспомощных ползающих червей. И так, хотя бы в нас не было никаких сил для битвы, "Он дает утомленному силы, и бессильному дает крепость" (Ис.40.29). Благословенно имя Его, все это для бедных обремененных, чувствующих свой грех, но беспомощных грешников, которые не могут сделать ничего, чтобы обрести жизнь, и которые могут лишь отдаться милости Божией во Христе Иисусе. И я говорю тебе, бедная душа: Господь Иисус Христос пришел за такими, как ты; Он пришел, чтобы поднять тебя, и так как Он прославлен в раскрытии тайн твоего спасения, ты как дитя Божье будешь приведена к постижению того, что есть союз и единство, существующие между тобой и Христом. В этой тайне и ты и Он на своем месте, ибо все здесь определено в соответствии с Божьим предназначением, и все миллионы искупленных Христовых должны быть представлены Триединому Богу в полной гармонии с Ним и между собой. Таким образом Бог будет прославлен, и Церковь во веки веков будет петь о чудесах Его любви. Вот тайна Христа!
Но я скажу еще больше. Еще одна ветвь тайны Христа - это то, что сделано для нас и как Его люди принимаются в союз с Ним. Некоторые люди говорят нам, что Он привел все человечество в состояние не окончательно погибшее и предложил спасение на условиях очень легких, и чтобы позолотить эту ложь, нам скажут, что с помощью Божией мы можем сделать все, что от нас требуется. Если бы это было правдой, я был бы полностью сокрушен, ибо если бы мое спасение зависело от этого, я был бы полностью потерян. И если вы из таких людей, то с этим лучше не ко мне, ибо я уверен, что я такое бедное, беспомощное и немощное существо, что вы не найдете во мне никакой пользы, но мне подходит благословенная часть Божьего Слова: «Кто спас нас и призвал нас, призванием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен" (2 Тим.1.9). Некоторые люди хотят провести здесь различие и сказать: "Мы не спасены по делам, но в соответствии с делами". Тогда Бог говорит ложь. Кому мы должны верить, Богу или человеку? Бог говорит: это не по делам нашим. Тогда в зависимости от чего? "По Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен". Это твердое и непоколебимое основание; это замыслил, устроил и совершил Сам Бог до основания мира, и Христос Божий для Своего народа "положил конец греху" (Дан.9.24). Что скажем об этом, чтобы нам закончить? Что могло бы помочь таким бедным грязным тварям, как мы, если бы Он Сам не освободил нас? Я скажу, что все, что я могу сделать, приводит меня к еще худшему положению, чем то, в котором я был раньше. Я никогда ничего не сделал кроме того, что привело к возрастанию моего расстройства и страданий. И Павел был такого же мнения, ибо он говорит: "Я жил некогда без закона", и когда он был в соответствии с законом по своему плотскому уму, он никогда не мог войти в духовность закона. И я думаю, что многие чада Божьи почувствовали духовность закона тогда, когда узнали его по букве. Апостол говорит: "Я жил законом, но когда пришла заповедь, грех ожил, и я умер" (Рим.7.9). Затем он почувствовал, что он должен быть проклят со всем своим послушанием закону. И что стало со святостью Павла, что стало с его благочестием, с его стремлением исполнять все заповеди, чтобы попасть на небеса? Почему его воображаемая праведность бежала, когда грех ожил, а он умер, потеряв всякую надежду на спасение, и если бы не открылся другой канал, он должен был кануть навсегда в вечное отчаяние! Но здесь он был освобожден от всяких мыслей о том, чтобы самому спасти себя, он почувствовал, что у него не было больше власти, чтобы сделать это и достичь неба, и так все его надежды на закон испустили дух и исчезли вдали. Благословенны Богом те, кто научены истине, что они не вкладывают никакой своей части в свое спасение! Но, может быть, некоторые скажут: "Я верю, что есть что-то для человека, что он призван сделать сам, и разве в Слове Божием нельзя найти того, что доказывает это? Разве вы сами не читали об этом? Разве не апостол Павел говорит: совершайте свое спасение со страхом и трепетом? Разве это не противоречит вашему девизу?". Нет, не так. Вы прочли только часть текста: "Со страхом и трепетом   совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». Если я и вы что-то делаем, то это значит, что Бог Духом Своим работает в нас, что и делает нашу работу самой сладкой вещью, которую мы можем сделать. Но пока Бог не действует в нас благодатью Своею и силой Своего Духа, в нас не будет никакой возможности делать ничего. Фермер может работать с утра до ночи, но он не вырастит ничего, если вода и колодцы иссякнут. Точно так же и с бедной, пустой и бесплодной тварью: она никогда не в состоянии будет сделать что-нибудь, пока Бог Своим благословенным Духом не соблаговолит работать в ней, и таким образом воздать хвалу Своему блаженному имени. И это великая работа Господа для достижения Его цели в душе, и когда вы что-либо узнаете в вашей сердце и совести об этой непобедимой работе Святого Духа, вы войдете хотя бы немного в блаженство этой тайны Христа, и поймете потом, что ваше спасение совершается только Господом, что оно полно, что от него ничего нельзя убавить и к нему нечего добавить, и никакое дело твари ничего не значит в нем вообще, но все здесь работа Господа, от первого до последнего. Это спасение также показывает, что те, кто в нем, никогда не могут погибнуть, что Христос положил конец их греху, принес вечную праведность, в которой они приняты, что Он избавил их от проклятия закона, удовлетворил требования правосудия, победил мир, избавил их от смерти и имеющего державу ее, то есть дьявола, и что Он  приобрел вечное искупление для них, поэтому они никогда не могут быть потеряны. Это также показывает, что они искуплены Богом, что они спасены из состояния полного убожества и деградации и вводятся в состояние высшего достоинства и славы сынов Божиих, ибо они наследники Божии и сонаследники Христу. И это не только показывает, что они искуплены от мира, проклятия закона и его негибкой справедливости, но и что они искуплены от чумы от собственного сердца,  от всех язв и изнутри и снаружи, искуплены, чтобы обрести сладкое и благословенное общение с Богом Отцом, Сыном и Святым Духом. И когда они обретают общение с торжественной тайной Христа в Его страданиях, смерти, погребении, воскресении и вознесении, они смогут увидеть, что было совершено для этой цели, что Он, великий и благословенный, обнищал ради них, что Он провел на земле жизнь, полную страданий, истек кровью и умер, и сейчас сидит одесную Бога, завершив Свою работу, которую Отец поручил Ему сделать. Так душа сможет увидеть, как славный Триединый Бог совершил эту тайну Христа, которая берет свое начало в Его вечной любви от вечности, и пришла на землю в назначенное время, чтобы явиться в сердцах избранных и искупленных людей и поднять их к подобию их Господу и Агнцу!
Но мои силы иссякают, и, таким образом, я отложу этот предмет до вечера, когда с Божией помощью я еще немного скажу о нем.  И теперь, пусть Господь благословит несколько замечаний, которые были сделаны здесь, на пользу наших душ, и пусть Его имени воздастся хвала!

*Речь идет не о Божестве Сына, а о Его Воплощении. Писание допускает такие выражения в условном смысле, не дозволяющем того, что Сын якобы есть тварь. "Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли" (Деян. 2, 36). Причина - явление перихорезиса: "Божеские именования переходят на человека, так что видимый на Кресте именуется Господом Славы по причине соединения естества Его с низшим и перехождения вместе с тем и благодати наименования от Божеского на человеческое" (св. Григорий Нисский. Против Евномия, 6,2).
** Важнейшая доктрина гиперкальвинизма.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn