Майские дни стоят плотно один к другому, как частокол. Ни вдохнуть, ни выдохнуть – не передохнуть. На едином вдохе гонит себя мужик по майским дням, загоняя до обморока и потери сознания. И вспашка, и сев, и посадки – всё сразу. А дополнительных рук на май не выдаётся.
16 МАЯ. МАВРА-МОЛОЧНИЦА, ЗЕЛЁНЫЕ ЩИ.
Коровы с Егория (6 мая) на траве. Уже наедаться начинают. А раз коровы сыты, то и молока много. «Живы будем – не помрём». А теперь – тем более. Молоко – это жизнь. Куры несутся. Есть, что поесть. Хлебушка нет – не беда. Зато и щавель, и лебеда, и крапива! Вон сколько живительной зелени.
И готовят крестьянки зелёные щи из этой травы. А так как в этих щах нет ни капусты, ни мяса, ни картошки, то щи – пустые. Пустые они и для крестьянского живота: работа в поле каторжная, хотя и приятная, и требует достойного питания для восстановления сил. И чернеет крестьянин от солнца и изнурительной работы. Но это уже не страшно. Теперь – выживем.
18 МАЯ. ИРИНА-РАССАДНИЦА.
В крестьянском хозяйстве за скотиной и огородом следила жена хозяина. От этого и существовало поверье: если посадит овощи мужик, то они зацветут, но не дадут плода. Потому-то посадкой капусты на Ирину-рассадницу занимались женщины.
Ещё накануне вечером выносила хозяйка треснутый или ущербный горшок, клала в него выдернутую с корнем крапиву и ставила горшок дном вверх на самую середину средней грядки, получалось – по центру. Для чего? «От нападений вражьей, завидущей силы, чтобы ела она, проклятая, одну крапиву жгучую». (А.А. Коринфский).
А в день посадки, перед началом, хватает себя хозяйка за голову: «Дай же, Боже, час добрый! Чтоб моя капусточка принималась и в головки складалась, чтоб из корня была коренистая, а на листу головистая». Потом приседает на земь со словами: «Чтобы не росла высоко, а росла широко!». Посадив рассаду, придавливает грядку коленом: «Чтоб была туга, как колено!». (А.Н. Афанасьев). А уж в заключение, закончив посадку, в начале первой гряды ставила хозяйка большой горшок кверху дном, клала на него камень и покрывала белым платком, чтобы капуста была тугой и крепкой, как камень, большой, как горшок и белой, как платок.
19 МАЯ. ИОВ-ОГУРЕЧНИК, ГОРОШНИК.
И снова, не разгибая спины, трудятся женщины на грядках. Большая роса и ясный день на Иова сулили обилие огурцов в этот год. Но даже если и не было росы и день начинался в облаках или пасмурно, огурцы всё равно садили, и горох сеяли.
21 МАЯ. ИВАН-ПШЕНИЧНИК.
«Загоняй кобылицу, но паши землю под пшеницу». Хлеб крестьянина – рожь и ячмень. А пшеница – хлеб праздничный, дорогой. И при выращивании с ним забот больше, но зато и при продаже – он намного дороже ржи.
Зажиточные крестьяне к этому дню пекли «обетные пироги» (клятвенные, обрядовые). Пекли для того, чтобы угостить ими бедных соседей или прохожих людей. Иногда старики брали испеченный пирог, выходили с ним за околицу, на перекрёсток дорог (на росстани) и ждали любого прохожего. И не дай бог, если зря простояли. Худая примета была за этим: не послал почему-то господь доброго человека разделить трудовой хлеб. Старики возвращались. Никто не притрагивался к обетному пирогу. Его скармливали птицам.
22 МАЯ. НИКОЛА-ВЕШНИЙ.
Один Никола холодный (19 декабря), а другой – голодный. «После Николы в неделю – красный сев». Микола-милостивый, Николай-чудотворец, Николай-угодник – и это всё о нём. Покровитель морей и полей. Очень почётный у народа святой. Кроме всего прочего он ещё и покровитель лошадей. А потому заказывает крестьянин в этот день «молебен с водосвятием, чтобы святой Никола уберёг коней от волков и медведей и даровал табунам здоровье» (С.В. Максимов).
«День Николы вешнего считается мужским праздником, так как в этот день парни первый раз едут в ночное и на лугах, при свете костров, справляют свой нехитрый пир: привозится водка, закуска, жарится неизменная яичница, а после заката солнца являются и девки. Надзора со стороны старших в этот день не полагается, и молодёжь на полной свободе водит хороводы, поёт песни и пляшет до утренней зари» (С.В. Максимов).
Это потом в ночное будут ездить мальчишки-отроки, симпатичные тургеневские ребятишки из «Бежина луга». Но в первую ночь – парни, старшая молодёжь.
С Николина дня «заказываются» луга: прутья, ветки, колья втыкаются в землю по межам, где пасти скот не разрешается. Они – под сенокос.
Я поздравляю именинников недели с днём ангела.
16 мая: Пётр, Тимофей.
17 мая: Кирилл.
18 мая: Ирина, Яков.
19 мая: Денис.
21 мая: Арсений, Иван.
22 мая: Николай.
Света, силы и доброты вам!